ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2018 от 14.06.2018 Кесовогорского районного суда (Тверская область)

Дело №2 а-66/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.06.2018 пос. Кесова Гора Тверской области

Кесовогорский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Магомедовой З.И.

при секретаре Макаровой С.Е.

с участием помощника прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкина И.А.

представителя административного ответчика Администрации Кесовогорского района Тверской области ФИО1, представившего диплом о высшем юридическом образовании, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кесова Гора Тверской области административное дело по административному иску прокурора Кесовогорского района Тверской области, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Кесовогорского района о признании незаконным бездействия администрации Кесовогорского района, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства постановления № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (с изменениями от 11.02.2014 № 66) и обязании администрации Кесовогорского района привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации Кесовогорского района № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (с изменениями от 11.02.2014 № 66),

У с т а н о в и л:

Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным выше заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется работа по реализации положений Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции, нацеленная на своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин, условий, минимизацию и ликвидацию их последствий. По результатам мониторинга действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере профилактики коррупции установлено, что администрацией Кесовогорского района принято постановление № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (с изм. от 11.02.2014 № 66) (далее – Кодекс). Отдельные положения указанного Кодекса в действующей редакции с внесёнными изменениями не соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан: 8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи (п. 8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ); 10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 11) уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (в т.ч., должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечёт за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее – отчётный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду, и об источниках получения средств, за счёт которых совершены эти сделки. В рассматриваемом Кодексе не предусмотрены обязанности муниципального служащего предоставлять сведения о расходах, об уведомлении в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принятию мер по предотвращению подобного конфликта, наряду с иными обязанностями. Пунктом 13 раздела II Кодекса установлено, что муниципальный служащий обязан предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный пункт Кодекса не соответствует требованиям законодательства и подлежит приведению в соответствие с ним по следующим основаниям. В соответствии с частью 1.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включённую в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, а не всех членов семьи, каковыми могут быть и другие лица. В связи с несоответствием отдельных пунктов Кодекса федеральному законодательству, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Кесовогорского района, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства постановления № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (с изм. от 01.02.2014 № 66) и обязать администрацию Кесовогорского района привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации Кесовогорского района № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (с изм. от 11.02.2014 № 66) (л.д. 2-7).

В судебном заседании помощник прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкин И.А. поддержал в полном объёме требования административного искового заявления. Также пояснил, что фактически не соответствуют законодательству на момент проверки п. 13, 15 и 24 Кодекса. Вообще, в заявлении идёт речь не о собственно постановлении, а о Кодексе, который является приложением к постановлению. Также пояснил, что в п. 15 Кодекса установлен запрет на получение вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением им должностных обязанностей, однако ссылок на конкретное Положение, регламентирующее данный запрет в Кодексе нет, а сама процедура уведомлений, срок их предоставления не расписаны. То же касается и обязанности муниципальных служащих отчитываться по доходам и расходам, поскольку в соответствии с частью 1.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включённую в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации, а не всех членов семьи, каковыми могут быть и другие лица.

Представитель административного ответчика – Администрации Кесовогорского района Тверской области – ФИО1 административные исковые требования не признал, пояснив, что распоряжением администрации Кесовогорского района от 31.12.2015 № 106-р утверждено Положение о сообщении муниципальными служащими о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. Прописывать то же самое в тексте Кодекса будет избыточным регулированием. Кроме того, Администрация Кесовогорского района признала обоснованными замечания прокуратуры относительно п. 24 Кодекса и привела его в соответствие с законодательством, в остальной части требования прокурора не обоснованы. Постановлением Администрации Тверской области от 09.03.2011 № 95-па утверждён Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Тверской области. Согласно содержащимся в данном Постановлении рекомендациям, Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района составлен с учётом содержания вышеуказанного Кодекса.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Подавая настоящее административное исковое заявление в интересах неопределённого круга лиц, прокурором указано на соответствие данной работы Национальной стратегии и Национальному плану противодействия коррупции (л.д. 2).

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, суд при рассмотрении административного дела о признании незаконным бездействия организации выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Согласно пп. «г» п. 9 Указа Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы", национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем оперативного приведения правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции; муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Таким образом, в рамках Национальной стратегии противодействия коррупции речь идёт, в том числе, о соответствии муниципальных правовых актов требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Общие запреты и ограничения для государственных и муниципальных служащих устанавливаются Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О противодействии коррупции", согласно которому иные запреты, ограничения и обязанности распространены на категории лиц с учетом их правового статуса.

Кодекс этики и служебного поведения муниципального служащего представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться муниципальным служащим органов местного самоуправления Кесовогорского района, независимо от замещаемой должности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района не устанавливает, не изменяет и не прекращает права и обязанности муниципальных служащих Кесовогорского района, жителей Кесовогорского района Тверской области и иных местностей, а также отдельных индивидуумов.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района, исходя из буквального толкования закона, к муниципальным правовым актам не относится, соответственно, данным документом не могут быть затронуты права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

Прокурор Кесовогорского района Тверской области не оспаривает нормативно-правовой акт (Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района Тверской области и постановление от утверждении данного Кодекса), а обжалует незаконность бездействия Администрации Кесовогорского района Тверской области, которая не приняла меры по приведению постановления об утверждении Кодекса в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Судом установлено, что 11.04.2018 заместителем прокурора Кесовогорского района Тверской области на основании мониторинга действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере профилактики коррупции в администрацию Кесовогорского района внесён протест Главе администрации Кесовогорского района ФИО5 на постановление администрации Кесовогорского района об утверждении Кодекса Этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (л.д. 14-16).

Временно исполняющий полномочия главы Кесовогорского района ФИО6 24.04.2018 отказал в удовлетворении протеста (л.д. 17-19).

15.05.2018 прокурор района обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на административном исковом заявлении (л.д. 2), соответственно, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для обращения с административным исковым заявлением не истёк.

Суд, в соответствии с п. «в» пп. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, в ходе судебного заседания выяснил основания для бездействия административного ответчика, при этом административным ответчиком было предоставлено Положение о предоставлении муниципальными служащими Кесовогорского района, замещающими отдельные должности муниципальной службы Кесовогорского района, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев и уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход указанного муниципального служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (л.д. 66-67), Общие принципы служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района (л.д. 76-77), Положение о сообщении муниципальными служащими о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации с бланком уведомления о получении подарка (л.д. 80-83), Порядок сообщения муниципальными служащими Кесовогорского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов с бланком уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (л.д. 88-91). Также административный ответчик представил журнал регистрации уведомлений муниципальных служащих Кесовогорского района о возникшем конфликте его интересов или о возможности его возникновения (л.д. 92) и перечень муниципальных правовых актов, изданных Администрацией Кесовогорского района, по противодействию коррупции и профилактике коррупционных и иных правонарушений (л.д. 93-97).

С учётом представленных административным ответчиком доказательств, у суда не имеется оснований для вывода о незаконности бездействия административного ответчика, который не привёл Кодекс в соответствие с требованиями, изложенными в протесте заместителя прокурора района от 11.04.2018 № 15-18, в свете антикоррупционного законодательства.

Нормативные муниципальные акты по борьбе с коррупцией не были оспорены, в том числе, прокурором Кесовогорского района Тверской области, они соответствуют федеральному законодательству, законодательству Тверской области, вследствие чего, у суда нет оснований полагать их незаконными.

Содержащиеся в п. 13 и 15 Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района положения содержат правила, которые соответствуют содержанию как вышеуказанных муниципальных правовых актов по противодействию коррупции, так и федеральному законодательству. Неполнота приведённых в Кодексе правил не свидетельствует о наличии противоречий с требованиями федерального законодательства и требованиями нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Неполнота п. 24 Кодекса была в добровольном порядке устранена административным ответчиком.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на муниципальную службу, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. Сам по себе Кодекс этики и служебного поведения устанавливает единые нормы поведения, морали и этического регулирования муниципальных служащих. Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района основан на положениях «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих», одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010. В силу п. 2 Кодекса, Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района Тверской области представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться муниципальные служащие Кесовогорского района Тверской области независимо от замещаемой ими должности. В соответствии с п. «е» ч. 10 Кодекса, муниципальные служащие, призваны соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы.

Исходя из требований административного искового заявления и доводов, приведённых в их обоснование, каких-либо оснований для признания незаконным бездействия администрации Кесовогорского района, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства постановления № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служеюного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» (с изменениями от 11.02.2014 № 66), не имеется, в том числе, и потому, что само по себе вышеуказанное постановление всего лишь утверждает Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих, не содержит каких-либо норм права, противоречащих законодательству о коррупции. Кроме того, название данного документа, указанное в административном исковом заявлении, исходя из буквального толкования требований заявителя, не соответствует его действующему официальному названию «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Кесовогорского района», с учётом изменений, внесённых постановлением Главы администрации района от 11.02.2014 № 66.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Кесовогорского района Тверской области, заявленных в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Кесовогорского района о признании незаконным бездействия администрации Кесовогорского района, выразившегося в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства постановления № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» и обязании администрации Кесовогорского района привести в соответствие с действующим законодательством постановление администрации Кесовогорского района № 69 от 09.03.2011 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Кесовогорский район» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 18.06.2018.

Судья З.И.Магомедова