ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2021 от 21.04.2021 Урупского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело №2а-66/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года ст. Преградная

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Чомаева Р.Б.,

при секретаре Мелешиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в порядке обжалования незаконных действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с иском в котором просят признать за ним приоритетное право на получении социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" республиканской целевой программы «О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", в размере 40% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с законом, из которых 35,5% - средства федерального бюджета и 4.5 % - средства республиканского бюджета, возложить на Правительство КЧР обязанность предоставить ФИО1 социальную выплату в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в размере 40 % расчетной стоимости жилья", а так же признать незаконными действия администрации Урупского муниципального района КЧР по передвижению семьи ФИО2 в списках участников -молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015,2015-2020годы, и обязать администрацию Урупского Муниципального района КЧР устранить допущенное нарушение путем пересмотра номера очередности семьи ФИО2 в списках участников -молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2019-2023 годы, по дате признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что Постановлением Главы администрации Преградненского сельского поселения № 65 от 28.06.2012 года, он и его супруга, были поставлены на учет, как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и внесены в список граждан (молодых семей) по жилищной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В течении семи лет, у них родились трое детей. После рождения третьего ребёнка, в 2019 году истец обратился с заявлением на имя руководителя КЧР КП «Дирекция капитального строительства» в связи с длительностью нахождения в очереди на получение субсидии, с просьбой выдать ему свидетельстве на ее получение, поскольку ему стало известно, что субсидии уже получили молодые семьи, которые гораздо позже чем он были поставлены на очередь. 30 августа 2019 года административный истец получил письменный ответ, согласно которому ему сообщили, выплата будет произведена в соответствии с законом и который он в данной очереди ему не сообщили.

ФИО1 указывает, что в 2020 году он вновь обратился с просьбой дать ему письменные разъяснения, который он в очереди на получении субсидий и когда она будет выплачена. В сентябре ему дан письменный ответ, что он под № 3 и имеет первоочередное право на получение субсидии.

ФИО1 указывает, что с появлением третьего ребенка, после подачи им заявления о включении его семьи в подпрограмму, его семья должна быть включена в приоритетную категорию по программе "Молодая семья" в 2019 году, что сделано не было.

Так же ФИО1 указывает, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, к ним применяется закон, действующий в момент возникновения спора. Поскольку на момент вступления его семьи в число участников Программы его право на получение социальной выплаты реализовано не было, следовательно они имеют право на предоставление социальной выплаты в объеме, предусмотренном Программой на день подачи заявления о предоставлении такой выплаты.

Административный истец ФИО2 указывает, что с учетом даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье ее семья не могла войти в указанный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году. Им ни в устной, ни в письменном виде Администрация Урупского муниципального района не сообщала в каком году в 2012 или в 2013 году был утвержден список молодых семей - участников Республиканской подпрограммы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить субсидии. В период с 2012 года и по 2020 год включительно им не сообщалось о движении ее семьи в очереди, но ей достоверно известно, что семьи сдавшие позже документы, уже получили субсидии, ее семью передвигали в очереди назад. На момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ее семья отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и была поставлена на учет для участия указанной подпрограмме, других социальной выплаты на приобретение жилья ее семья не получала. Более того, с момента рождения третьего ребенка, ее семья имела первоочередное право на получение вышеуказанной субсидии в 2020 году, но именно в 2020 году ее семью необоснованно исключили из Программы.

Так же ФИО2 указывает, что согласно п. 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы — формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

ФИО2 считает, что действия Администрации Урупского муниципального района КЧР по передвижению ее семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является незаконным и необоснованным.

В судебном заседании административные истцы ФИО1 и ФИО2, а так же их представитель ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме и просят их удовлетворить.

Представители ответчика, администрации Урупского муниципального района ФИО4 и ФИО5 просят отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку административным ответчиком права административных истцов нарушены не были.

Представители третьих лиц, Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, а так же КЧР КП «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились.

С учетом требований ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны по делу и исследовав представленные материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно п. 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Правила), социальная выплата предоставляется в размере не менее: а) 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; б) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

Пунктом 25 указанных Правил предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", утвержден Паспорт государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики", согласно раздела № 3 которого Органы местного самоуправления участвуют в реализации Подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей" в соответствии с приложениями к Подпрограмме 4 из которого следует, что цель подпрограммы государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса.

В соответствии с п. 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения N 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Согласно п.п. «а» п. 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (п.п. «а» п. 22 Правил).

В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы Администрации Преградненского сельского поселения от 28.06.2012 года № 65, семья административных истцов была внесена в список, как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, по жилищной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д. 14).

До 2019 года у административного истца родились трое детей (л.д.9-13). 24.02.2021 брак между ФИО1 и ФИО2 расторгнут (л.д. 93).

21.09.2020 года, в связи с достижением предельного возраста члена семьи участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, семья административного истца ФИО1 снята с очереди (л.д. 42).

Согласно п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд считает, что в силу прямого указания Постановления Правительства РФ условия о возможном получении социальной выплаты должны быть соблюдены не только на момент подачи заявления об участии в подпрограмме и принятии органом местного самоуправления такого решения, но и на момент принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение на получение социальной выплаты в планируемом году.

При этом, факт признания молодой семьи участницей программы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования количества участников подпрограммы. Таким образом, в силу закона молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидий. В случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

С учетом изложенного, семья Ч-вых обосновано исключена из списка молодых семей.

Доводы административного истца ФИО2 о передвижении ее семьи в очереди на получении субсидий на более поздний срок не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

Нарушений законодательства в действиях административного ответчика – администрации ФИО6 КЧР судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2 к администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в порядке обжалования незаконных действий должностного лица – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд КЧР в течение месяца через Урупский районный суд КЧР.

СУДЬЯ

УРУПСКОГО РАЙОННОГО СУДА ЧОМАЕВ Р.Б.