ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2023 от 14.06.2023 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0044-01-2023-000009-41

№ 2а-66/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 14 июня 2023 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,

при секретарях Соловьевой О.А., Петрушенко Ю.С.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1 – адвоката Батыргалиева Т.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц, штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области (далее – МИФНС № 15 по Оренбургской области) обратилась в Ясненский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц, штрафа.

В обоснование административных требований указано, что по сведениям, представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органами Росреестра, ФИО1 в 2020 году был продан объект, не превышающий в целом 250 000 рублей. Налоговым органом доход в сумме 954 902 руб., уменьшен на сумму имущественного вычета в размере 125 000 рублей. (1/8 доля). Налогооблагаемая база составила 829 902 рубля. Сумма налога к уплате в бюджет составила 107 887 рублей (13%*829 902). Поскольку, ФИО1 налог на доходы физических лиц за 2020 год в установленный законом срок не уплачен, налоговым органом начислены пени на дату решения от дд.мм.гг. за 2020 год в размере 7 357,89 рублей (период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.). На основании пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Сумма неуплаченного налога составила 107 887,00 рублей. Сумма штрафа составила 21 577,40 руб. (107 887,00 х 20%). В нарушение пункта 1 статьей 229 НК РФ, декларация по доходу, полученному в 2020 году от реализации имущества, налогоплательщиком в установленный законодательством срок - не позднее дд.мм.гг. не представлена. Налог к уплате по данным декларации за 2020 год -107 887,00 руб. Количество месяцев просрочки (полных и неполных) представления налоговой декларации за 2020 год - 6 мес. Сумма штрафа - 32 366,10 рублей (107887 х30%). Данный факт нарушения подтверждается "ФЛ. Расчетом НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости " за 2020 год от дд.мм.гг., регистрационный . В соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ ФИО1 почтовой корреспонденцией направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от дд.мм.гг., в соответствии с которым должник обязан уплатить НДФЛ, пени, штраф в срок до дд.мм.гг.. В указанный срок задолженность не уплачена.

Межрайонная ИФНС России №15 по Оренбургской области обратилась к мировому судье судебного участка в административно- территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа, в порядке ст. 48 НК РФ. ФИО1 было подано возражение относительно исполнения судебного приказа. 19 октября 2022 года мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п. Комаровский Оренбургской области вынесено определение об отмене вынесения судебного приказа от дд.мм.гг.А-203/111/2022.

Учитывая, что до настоящего времени обязанность по уплате налога и штрафа ФИО1 не исполнена, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность в размере 118 616,34 руб., из которых налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в сумме 107 887 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в сумме 7 357,89 рублей период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.; штраф по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 1 348,57 рублей; штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)) за 2020 год в сумме 2 022 88 рублей.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 – адвокат Батыргалиев Т.Т. возражал против удовлетворения административного иска, ссылая на то, что земельный участок находился в собственности ФИО1 с 1994 года, поэтому он подлежит освобождению от уплаты налога на доходы, полученные от его продажи. При расчете налога на доходы физических лиц налоговым органом неверно определена налоговая база, не учтено, что решением Оренбургского областного суда от дд.мм.гг. установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 017 600 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС Российской Федерации № 15 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без участия налогового органа, на удовлетворении иска настаивал.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку от административного ответчика не поступало заявления об отложении судебного заседания и документов об уважительной причине неявки, то суд пришел к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «з»); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3).

Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации отнесены доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Пунктами 2, 4 ст. 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. В случаях, не указанных в п. 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Исходя из пункта 1 статьи 229, пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом, ФИО1 с 1994 года являлся собственником земельной доли, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, кадастровый .

дд.мм.гг. между (данные изъяты) (покупатель) и (данные изъяты), действующим на основании доверенностей от (данные изъяты), (данные изъяты), ФИО1, (данные изъяты), (данные изъяты), (данные изъяты) (продавцы) был заключен договор купли – продажи, по условиям которого продавцы продали, а покупатель купил 7/8 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, общей площадью 3392000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала (данные изъяты), кадастровый . Стороны договорились оценить земельные доли в 105 000 руб. и произвести выплату наличными пропорционально размеру доли собственника в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... произведена государственная регистрация права общей долевой собственности за (данные изъяты)дд.мм.гг. за .

Земельный участок с кадастровым номером (данные изъяты) внесен в Государственный кадастр недвижимости дд.мм.гг.. Названный участок образован дд.мм.гг. путем осуществления выдела земельных участков с кадастровыми номерами (данные изъяты) из земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты)

Право собственности на 1/8 доли вновь образованного земельного участка ФИО1 зарегистрированы в дд.мм.гг., которые в последующем административным истцом были отчуждены. ФИО1 был получен доход.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктами 1 статьи 11.4 указанного Кодекса установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством зарегистрированного права.

Таким образом, каждый из земельных участков, образованных при разделе исходного земельного участка или выделе из земельных участков является новым объектом недвижимого имущества, право собственности на который у лица, обладавшего правом собственности на первоначальный земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок.

Именно такое толкование закона дано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 года № 1129-О.

Следовательно, если с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на вновь образованный при выделе земельного участка, а не на первоначальный земельный участок, прекративший свое существование в результате выдела, прошло менее пяти лет, налогоплательщик обязан уплатить НДФЛ с дохода, полученного от продажи земельного участка, образованного при выделе земельного участка из ранее существовавшего участка.

Принимая во внимание, что с момента регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, образованные в результате выдела из исходного земельного участка с кадастровым номером 56:36:0000000:3, и до даты отчуждения его, прошло менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доход полученный административным ответчиком от реализации доли в праве собственности на данный земельный участок подлежал налогообложению в порядке, предусмотренным ст. 228 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 названного Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 названного Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В ином случае, доход от продажи недвижимого имущества определяется исходя из цены сделки (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ).

В соответствии с п. 1.1. ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13% для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) по состоянию на дд.мм.гг. была определена в размере 10 913 162, 72 рубля.

Решением Оренбургского областного суда от дд.мм.гг. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), расположенного по адресу: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала (данные изъяты), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию дд.мм.гг. в размере 1 017 600 руб. Датой подачи заявления считать дд.мм.гг..

Налоговым органом произведен расчет НДФЛ с дохода, полученного от продажи земельного участка следующим образом.

Сумма дохода ФИО1 от продажи 1/8 доли земельного участка по договору купли-продажи меньше его кадастровой стоимости. В соответствии со статьей 214.10 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физического лица от продажи доли земельного участка, определяется исходя из кадастровой стоимости этого земельного участка, а именно: 10 913 162, 74 руб.

Кадастровая стоимость доли земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, на дд.мм.гг. составила 954 901, 50 руб. (10 913 162, 74 руб. (кадастровая стоимость) /8 (доля в праве) х 0,7 (понижающий коэффициент).

При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности) (п.п. 3 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей был распределен между совладельцами земельного участка пропорционально их доле. ФИО1, как налогоплательщик имел право на получение имущественного вычета в сумме 125 000 руб. (1 000 000 руб. /8).

Налоговая база исчислена налоговым органом верно, с учетом примененного в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 220 НК РФ налогового вычета в размере 1 000 000 рублей, сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год, подлежащая уплате ФИО1, в размере 107 887 рублей, определена правильно (954 901,50 руб. – 125 000 руб.) x 13%).

Произведенный административным истцом расчет суммы налога на доходы физических лиц, подлежащих уплате, за 2020 год проверен судом и является верным, соответствует требованиям ст. 214.10 НК РФ. Контррасчет или иной расчет сумм, исчисленных налога, административным ответчиком не представлен.

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате продажи объектов недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и об указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате получения в дар недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом1 статьи 229 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

В соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки в автоматическом режиме формируется предварительный расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) за 2020 год налогоплательщиком в установленный срок не представлена.

Налог на доходы физических лиц плательщиком самостоятельно не уплачен в установленный законом срок, в связи с чем налоговым органом на основании ст. 214.10 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой определена сумма налога на доходы физических лиц с учетом налогового вычета, в размере 107 887 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонная ИФНС России №14 по Оренбургской области приняла решение от дд.мм.гг. о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ФИО1 в нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация не была представлена в установленный законодательством срок, а именно не позднее дд.мм.гг., следовательно, он подлежал привлечению к налоговой отнесенности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде в размере 32 366, 10 рублей (107 887 рублей х 30%).

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Совершение данного налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонная ИФНС России №14 по Оренбургской области ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с применением штрафных санкций в размере 21 577, 40 рублей за неуплату НДФЛ.

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В рамках рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки были установлены обстоятельства смягчающее вину налогоплательщика, а именно: тяжелое материальное положение физического лица (отсутствие дохода, пенсионер), несоразмерности деяния тяжести наказания, признание вины.

Налоговые санкции применены с учетом п. 3 ст. 114 НК РФ, предусматривающего, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. С учетом смягчающих обстоятельств размер штрафов уменьшен в 16 раз.

Сумма штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ составила: 2 022,88 рублей (32 366,10 рублей / 16), сумма штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ составит 1 348, 60 рублей (21 577, 40 рублей / 16).

По окончанию камеральной налоговой проверки был составлен акт налоговой проверки от дд.мм.гг., который был направлен в адрес налогоплательщика заказным письмом дд.мм.гг..

В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Налогоплательщиком возражения на акт налоговой проверки не были представлены.

дд.мм.гг. налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения , согласно которого налог на доходы физических лиц составил 107 887 руб., пени составили 7 357,89 руб., штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ составит 1 348, 60 рублей, штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ составила 2 022,88 рублей.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по ... апелляционная жалоба ФИО1 от дд.мм.гг. на решение Межрайонная ИФНС России №14 по Оренбургской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от дд.мм.гг. оставлена без удовлетворения.

В связи с несвоевременной уплатой налога на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом правомерно начислены пени в размере 7 357,89 рублей.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3) Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Исходя из приведенных выше норм НК РФ, налоговый орган вправе был исчислить на данные недоимки пени, размер которых исчислен с учетом размера задолженности и действовавших в данный период ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Представленный административным истцом расчет обосновывает суммы пеней, исчисленных в налоговом требовании, является верным и соответствует положениям ст. 75 НК РФ.

Согласно пп. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

дд.мм.гг. административному ответчику направлено требование об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателем) состоянию на дд.мм.гг., согласно которому налогоплательщик обязан был в срок до дд.мм.гг. оплатить налог на доходы физических лиц в размере 107 887 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в размере 7 357, 89 руб.; штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 1 348,57 руб.; штраф за налоговые правонарушения в размере2 022,88 руб.

Статьей 48 НК РФ предусмотрен порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Поскольку оплата не была произведена, дд.мм.гг. административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, который определением мирового судьи судебного участка в административно — территориальных границах всего ... и ЗАТО ... от дд.мм.гг. отменен на основании поступивших возражений ответчика.

дд.мм.гг. налоговый орган обратился в суд исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени.

Поскольку, до настоящего времени обязанность ФИО1 по уплате налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, пени и штрафов не исполнена, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Доводы представителя административного ответчика о том, что исходный земельный участок находился в фактическом его владении с 1994 г., а потому доход, полученный от его продажи, подлежит освобождению от налогообложения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в данном случае правовое значение для исчисления минимального срока владения объектом имеет не сама по себе давность владения, а непосредственно срок нахождения земельного участка в собственности с момента регистрации права на вновь образованный участок до момента его продажи.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета МО Ясненский городской округ ....

Поскольку исковые требования судом удовлетворены, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче указанного иска, то с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 572,33 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц, штрафа, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, (данные изъяты) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области (ОГРН <***>) задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в сумме 107 887 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в сумме 7 357,89 рублей период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.; штраф по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 1 348,57 рублей; штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 2020 год в сумме 2 022 88 рублей.

Взыскать с ФИО1 (данные изъяты) в доход государства государственную пошлину в размере 3 572 рубля 33 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья Н.Н.Ковалева

Решение в окончательной форме вынесено 23 июня 2023 года

Судья Н.Н.Ковалева