ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2023 от 25.07.2023 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-66/2023

УИД: 23RS0060-01-2022-000525-06

Решение

именем Российской Федерации

ст. Старощербиновская «25» июля 2023 года

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Квитовской В.А.,

при секретаре Горб Е.Н.,

рассмотрев административное исковое заявление прокурора Щербиновского района Юдина Владимира Викторовича в интересах неопределенного круга лиц заинтересованные лица: управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу, отдел министерства внутренних дел России по Щербиновскому району о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - прокурор Щербиновского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой района проведена проверка информации, поступившей из ОМВД России по Щербиновскому району. В результате данной проверки установлено, что в сети интернет на электронной странице: <адрес><адрес>, размещена информация, доступна для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц, размещена в свободном доступе и направлена на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, являющихся преступлением. Административный истец считает, что легкость и доступность поиска информации, содержащейся на вышеуказанном сайте, создает угрозу конституционному строю Российской Федерации. Также, административный истец указывает, что нормами действующего законодательства предусмотрен запрет на распространение информации о насильственном изменении основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений. Кроме этого, административный истец указал, что установить лиц, зарегистрировавших в сети Интернет сообщества вышеуказанный профиль, не представилось возможным. Административным истцом посредством универсального сервиса проверки ограничений доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора <адрес> установлено, что меры по ограничению доступа к вышеуказанной странице не приняты, в связи с чем административный истец просил суд признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, в сети Интернет на электронной странице: <адрес>, направленную на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний преступлений, и запретить распространение данной информации. Кроме этого, административный истец просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению и направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (г. Краснодар, ул. Маяковского, 158) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Щербиновского района Ильницкий А.Г., в судебном заседании поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по Щербиновскому району, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений относительно исковых требований не направил.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В направленном в суд ходатайстве представитель заинтересованного лица А.А. Бахметьев, действующий на основании доверенности № 3-Д от 09 января 2023 года, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывая, что вопрос оценки информации о наличии/отсутствии признаков запрещенной, он оставляет на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, а также поступившие документы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который регулирует правовые отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10).

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.

В силу положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст. 9 данного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 9 и ч. ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что в адрес прокуратуры Щербиновского района из ОМВД Росси по Щербиновскому району поступило уведомление о распространении с нарушением закона информации в информационно – телекоммуникационных сетях, а именно в сети Интернет на электронной странице: <адрес>, размещена информация направленная на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, в период исполнения своих должностных обязанностей деяний преступлений.

Справкой о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов» от 28 марта 2022 года подтверждается, что вышеуказанное видео размещено в социальной сети «Вконтакте», имеющей 18 подписчиков, на котором распространяется недостоверно общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сведений, а именно: цитата <данные изъяты> (том 1 л.д. 7).

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным требования прокурора Щербиновского района о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 6 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить в полном объеме.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, в сети Интернет на электронной странице: <адрес>, направленную на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний преступлений.

Запретить распространение информации в сети Интернет на электронной странице: <адрес>, направленной на публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний преступлений, страницы которого доступны для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц.

Решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (г. Краснодар, ул. Маяковского, 158) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 02 августа 2023 года.

Судья: В.А. Квитовская