ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6708/2023 от 09.01.2024 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-683/2024

УИД 50RS0042-01-2023-008370-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2024 года г.Сергиев Посад МО

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Л.В.

при секретаре Ярославцевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области к Кочегарову А. С. о взыскании задолженности по торговому сбору,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском к Кочегарову А.С. о взыскании задолженности по торговому сбору за 2017 год, за 1 квартал 2018 г. в размере 300 000 руб., пени в размере 24 684 руб.

Из административного искового заявления усматривается, что Кочегаров А.С. являлся индивидуальным предпринимателем и за ним числится задолженность по торговому сбору. Департаментом экономической политики и развития г.Москвы выявлен объект обложения торговым сбором, принадлежащий Кочегарову А.С. Налоговым органом исчислен размер торгового сбора за 2017 г., за 1 квартал 2018 г.., начислены пени, направлены требования № 70910 от 13.06.2017г., 127577 от 27.11.2017 г., 127576 от 27.11.2017 г., № 134896 от 06.02.2018 г., которые исполнены не были. Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по торговому сбору с Кочегарова А.С., такой судебный приказ был вынесен. Однако, впоследствии мировым судьей судебный приказ был отменен по заявлению административного ответчика. ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области просит взыскать с Кочегарова А.С. в свою пользу задолженность по торговому сбору за 2017 г., 1 квартал 2018 г. в размере 300 000 руб., пени в размере 24 684 руб., восстановив пропущенный срок на обращение в суд с административным иском, т.к. налоговый орган обращался в суд с данными требованиями, однако административный иск был возвращен для устранения недостатков.

Представитель административного истца ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Суд на основании ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Административный ответчик Кочегаров А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменным пояснениях, приобщенных к материалам дела, просил применить срока исковой давности как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.410 НК РФ торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях эти муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В силу ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее в настоящей главе - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В целях настоящей главы используются следующие понятия:

1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;

2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В соответствии с ч.2 ст.413 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Согласно ст.414 НК РФ периодом обложения сбором признается квартал.

В силу ч.1, 3 ст.415 НК РФ ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

Ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту стационарной торговой сети, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала, а по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, - в расчете на 1 квадратный метр площади склада и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту стационарной торговой сети, выданного на три месяца, деленную на 50.

Если иное не установлено настоящей статьей, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Уплата сбора производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за периодом обложения (ст.417 НК РФ).

В соответствии со ст.418 НК РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение пяти дней с даты направления информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с приложением копии соответствующего акта.

Акты, указанные в настоящем пункте, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Согласно ст.2 Закона г.Москвы от 17.12.2014 г. № 62 «О торговом сборе» установлена ставка торгового сбора в размере 60000 руб. за квартал за торговлю через объект стационарной торговой сети с торговым залом до 50 кв.м. (включительно), расположенный в районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы.

В силу ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пеня не является мерой налоговой ответственности.

По смыслу ст.46, 75 НК РФ пени является обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права государства на своевременное получение налоговых платежей. Пени является составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов.

На основании ст.48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Установлено, что Кочегаров А.С. являлся индивидуальным предпринимателем с 24.03.2011 г. по 29.12.2018 г., состоял на учете в ИФНС № 9 по г.Москве, в настоящее время состоит на учете в ИФНС России по г.Сергиеву Посаду (л.д. 52-53).

Согласно акту от 14.09.2016 г. № 2657 Департаментом экономической политики и развития города Москвы у Кочегарова А.С. был выявлен объект стационарной торговли площадью 31,2 кв.м. по адресу: <адрес>, подлежащий обложению торговым сбором, что было установлено решением Сергиево-Посадского городского суда от 13.11.2023 года по административному делу № 2а-5157/2023 (л.д. 57-60.

Налоговым органом был исчислен Кочегарову А.С. торговый сбор за 1 квартал 2017 г. в размере 60 000 руб. и пени в размере 7306 руб.; за 2 квартал 2017 г. в размере 60 000 руб., пени в размере 9 979 руб.; за 3 квартал 2017 года в размере 60 000 руб.; за 4 квартал 2017 г. в размере 60 000 руб., пени в размере 7 565,50 руб.; за 1 квартал 2018 г. в размере 60 000 руб.

В соответствии со ст.ст.68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В адрес Кочегарова А.С. налоговым органом были направлены:

- требование № 70910 от 13.06.2017 г. сроком исполнения до 03.07.2017 г. (л.д. 54-55);

- требование № 127576 от 27.11.2017 года сроком исполнения до 15.12.2017 г. (л.д.8 оборот, 9);

- требование № 127577 от 27.11.2017 г. сроком исполнения до 15.12.2017 г. (л.д.10);

- требование № 134896 от 06.02.2018 г. сроком исполнения до 19.02.2018 г. (л.д.11 оборот, 12).

В установленный срок требования исполнены не были.

29.10.2021 г. мировым судьей судебного участка № 227 Сергиево-Посадского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Кочегарова А.С. задолженности по торговому сбору, пени. Определением от 02.12.2021 года судебный приказ от 29.10.2021 г. был отменен по заявлению Кочегарова А.С. с возражениями против его исполнения.

Административное исковое заявление направлено в суд 01.12.2023 г., таким образом, срок на обращение в суд с иском нарушен.

Административный истец просит восстановить срок на подачу административного иска в суд, ссылаясь на потери бюджета и значительный объем документооборота.

В соответствии с положениями части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Срок исполнения последнего требования № 134896 от 06.02.2018 г. установлен до 19.02.2018 г.

Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться в срок до 19.08.2018 г.

Вместе с тем, ИФНС России по г.Сергиеву Посаду с заявлением о вынесении судебного приказа 27.10.2021 г.

Мировым судьей вопрос о восстановлении срока при вынесении судебного приказа не рассматривался.

Впоследствии судебный приказ был отменен 02.12.2021 г.

Установлено, что налоговый орган обращался в суд с административным иском 05.08.2022 г. (М-4370/2022), 05.05.2023 г. (М-3686/2023), 15.08.2023 г. (М-4243/2023), т.е. с нарушением предусмотренного законом срока. Впоследствии административный иск был возвращен для устранения недостатков.

Причины, указанные налоговым органом, не являются уважительными для восстановления судом пропущенного срока.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам.

Судом установлено, что у налогового органа имелось право на обращение за принудительным взысканием с административного ответчика задолженности, однако он этим правом не воспользовался.

С учетом того, что налоговый орган является профессиональным участником спорных правоотношений, недопустимо бессрочное взыскание недоимок по налогам в отсутствие уважительных причин.

Таким образом, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание с Кочегарова А.С. задолженности по торговому сбору за 2017 год, за 1 квартал 2018 г., что нашло свое отражение в решении Заместителя руководителя от 06.09.2023 года по жалобе Кочегарова А.С. (л.д.42-46).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

На основании изложенного исковые требования ИФНС России по г.Сергиеву Посаду к Кочегарову А.С. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.45, 48, 59 НК РФ, ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области к Кочегарову А. С. о взыскании задолженности по торговому сбору за 2017 год, 1 квартал 2018 г. в размере 300 000 руб., пени в размере 24 684 руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Сергиево-Посадский городской суд.

Мотивированное решение составлено 10 января 2024 года.

Судья подпись Л.В. Сергеева