ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6709/2015 от 08.02.2016 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-772/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2016 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Волуйских И.И.

при секретаре Ананиной Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Советский районный суд города Челябинска с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Росреест) в котором просила признать незаконным отказ Росрееста в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , изложенный в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ года.

В обоснование заявленных требований указано, что уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года Росреест сообщил ФИО1 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером . Основанием для отказа в регистрации послужило то, что участок находиться в границах второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища. Данное основание для отказа незаконно и нарушает права ФИО1 Во-первых, действующим Водным кодексом РФ, определено, что границы охранных зон устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ. До настоящего времени органом исполнительной власти Челябинской области таких зон в отношении Шершневского водохранилища не установлено. Во-вторых, границы второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища внесены в государственный кадастр недвижимости в настоящее время на основании решения исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года № 492 и постановления Совета Министров РСФСР от 02 сентября 1977 года № 465, письма Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 05 июня 2015 года и плана (схемы). Однако, данные акта официально для всеобщего сведения не опубликовывались. Действующее законодательство не предусматривает возможности регулирования правоотношений по установлении границ охранных зон на основании писем органов исполнительной власти субъекта РФ и планов (схем). В-третьих, факт не нахождения участка ФИО1 в границах второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища был установлен ранее состоявшимся решением Советского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года по делу .

На рассмотрение дела ФИО1 не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в сове отсутствие (л.д. 70,93).

Представитель административного истца – ФИО2 настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Росреестра – ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что участок действительно находиться в границах второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года и не кем не оспорены, следовательно, Росреестр обязан учитывать их при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу <адрес>. Разрешенное использование участка – «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 46).

ДД.ММ.ГГГГ года между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района и ФИО1 был заключен договор купли-продажи по условиям которого ФИО1 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером (л.д. 9-12).

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , предоставив на регистрацию, в том числе, постановление от ДД.ММ.ГГГГ года и договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9-12).

ДД.ММ.ГГГГ года Росреестр вынес решение об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок по причине его нахождения во II поясе санитарной охраны Шершневского водохранилища (л.д. 9-12).

Решением Советского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года по делу , оставленным без изменения апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, отказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ года был признан незаконным на Росреестр была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером .

В рамках исполнения решения суда Росреестр повторно рассмотрев представленные ФИО1 на регистрацию права собственности документы, принял решение также об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером также по причине нахождения земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища

Указанный отказ Росреестра оспаривается в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Как уже отмечалось причиной отказа в регистрации прав стало нахождение участка во II поясе санитарной охраны Шершневского водохранилища.Постановлением Совета Министров РСФСР №465 от 02 сентября 1977 года «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска» утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска в границах согласно приложению.Сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости 08 июня 2015 года, на основании постановления Совета Министров РСФСР №465 от 02 сентября 1977 года «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска».Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером подтверждается представленным в деле кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 46-51).В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.Пунктом 1 статьи 3 Закона о регистрации установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Порядок государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 13 Закона о регистрации).Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату предоставления земельного участка) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.В силу части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.Учитывая изложенное Росреест установив, что по сведениям государственного кадастра объектов недвижимости земельный участок находиться к границах второго пояса санитарной охраны Шершневского водохранилища, принял решение об отказе в государственной регистарции прав. При этом суд отмечает, что вступившем в законную силу решением Советского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года по делу была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права. Разрешая вопрос о незаконности ранее вынесенного сообщения об отказе в государственной регистрации права суд руководствовался тем, что на момент совершения регистрационных действий сведения о границах второго пояса санитарной охраны Шершневского водохранилища не были надлежащим образом внесены в государственный кадастр недвижимости. Относительно доводов о незаконности применения сведений о границах второго пояса санитарной охраны Шершневского водохранилища ввиду их не опубликования и ненадлежащего утверждения суд отмечает следующее.

В процессе государственной регистрации прав Росреестр должен и правомочен руководствоваться только официально установленными сведениями, такими как сведения государственного кадастра недвижимости.

При этом в рамках правовой экспертизы Росреестр не уполномочен давать оценку законности внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений.

До настоящего времени внесенные в государственный кадастр границы второго пояса санитарной охраны Шершневского водохранилища никем не оспорены в судебном или ином порядке не исключены.

Кроме того суд отмечает, что согласно статье 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В рассматриваемом деле права ФИО1 на земельный участок не являются ранее возникшими. Как объект права земельный участок с кадастровым номером был сформирован и внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее заключенного договора купли-продажи на каком-либо вещном праве до введения в действие Закона о регистрации не предоставлялся, на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего ФИО1 не имеется, что также следует из соответствующих разделов кадастрового паспорта (л.д. 46-49)

Учитывая изложенное, регулирование правоотношений по возникновения прав на земельный участок должно осуществляться по действующему законодательству, с учетом ограничений, установленных статьей 27 Земельного кодекса РФ. При таких обстоятельствах обжалуемый отказ законен и обоснован.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , изложенного в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ года за , отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: п/п Волуйских И.И.

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Волуйских И.И.