ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6709/2021 от 10.12.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-6709/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца Соловьевой О.И.,

представителя административного ответчика Шуманиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Каменюку Александру Борисовичу, Шуманину Владимиру Юрьевичу о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой края при мониторинге информационного-коммуникационной сети «Интернет» установлено нахождение на нескольких сайтах в свободном доступе видеоролика с различными названиями, такими как «О работе прокуратуры Камчатского края», «Про работу прокуратуры Камчатского края». Данный видеоролик воспроизводит обращенный к неопределенному кругу лиц диалог двух лиц. Стенограмма содержания видеоролика размещена на сайте <данные изъяты> Согласно справке от 16 октября 2021 года № о результатах лингвистического исследования видеоролика, проведенного экспертно-криминалистическим центром УМВД России по Камчатскому краю, в звучащем диалоге представлена негативная оценка представителей прокуратуры путем наведения пресуппозиции для представления работников прокуратуры как людей с нетрадиционной ориентацией. В звучащем диалоге имеются высказывания, выражающие негативную оценку представителей прокуратуры: ФИО5, содержащие его характеристику как человека трусливого, достойного позора; ФИО6, содержащие его характеристику как человека подлого, трусливого, прячущегося за спинами других, не выполняющего свои должностные обязанности, зря получающего заработную плату; ФИО7, содержащие ее характеристику как психически нездорового человека, способного на хамство. В звучащем тексте имеется речевое обоснование негативной оценки представителей прокуратуры: представители прокуратуры фабрикуют уголовные дела, покровительствуют полицейским, занимающимся наркобизнесом. На указанных интернет-сайтах размещена информация, содержащая публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей, публичная клевета в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных – работников прокуратуры Камчатского края, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, позволяющая прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. Учитывая, что Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (статья 319 УК РФ), а также за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, средствах массовой информации либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных (статья 128.1 УК РФ), дальнейшее нахождение в открытом доступе такой информации нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц, административный истец просил признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Каменюк А.Б. (владелец сайта <данные изъяты>/) и Шуманин В.Ю. (владелец сайта <данные изъяты>).

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Камчатского края Соловьева О.И. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным.

Административные ответчики Шуманин В.Ю., Каменюк А.Б. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Шуманина В.Ю. – Шуманина Н.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы проверки КУСП УМВД России по Камчатому краю , суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании при рассмотрении административного иска первого заместителя прокурора Камчатского края, заявленного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на WEB-сайтах <данные изъяты> размещены материалы, противоречащие действующему законодательству, а именно содержащие публичное оскорбление и клевету в отношении представителей власти, а также информация, позволяющая идентифицировать несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий.

Указанные обстоятельства подтверждаются видеозаписью, содержащей видеоролик, стенограммой видеоролика от 25 октября 2021 года, материалом проверки КУСП УМВД России по Камчатскому краю от 13 октября 2021 года, справкой о проведении лингвистического исследования от 16 октября 2021 года, согласно которым на интернет-ресурсах <данные изъяты> размещена информация, содержащая публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей, публичная клевета в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных – работников прокуратуры Камчатского края, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; информация, позволяющая идентифицировать несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий.

Как следует из ответа Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, сайты <данные изъяты>/в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесены, сайты доступны.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу пунктов 1, 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (статья 319 УК РФ), а также за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, средствах массовой информации либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных (статья 128.1 УК РФ).

Таким образом, публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей, публичная клевета в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных – работников прокуратуры Камчатского края, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являются уголовно-наказуемыми деяниями.

В силу статьи 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.

Пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества его родителей и иных законных представителей, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей, публичная клевета в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно данным «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> не ограничен.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания для признания указанной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных первым заместителем прокурора Камчатского края требований.

Согласно части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение суда является основанием для включения интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Руководствуясь статьями 175-180, главой 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление первого заместителя прокурора Камчатского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц Каменюку Александру Борисовичу, Шуманину Владимиру Юрьевичу удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2021 года.

УИН: 41RS0001-01-2021-011619-37