ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-670/2017 от 21.06.2017 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-670/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2017 г. г. Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - Г.Л. Авджи

С участием представителя административного истца– Никитиной Я.Г.

При секретаре - Н.М. Гайдидеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Туапсинский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации Джубгского городского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении компенсационного озеленения и обязании принять меры по созданию благоприятной окружающей среды.

В обоснование административного иска сослались на то, что Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы охраны и использования зеленых насаждений, проанализирована работа органов местного самоуправления по проведению компенсационного озеленения. Выявлены факты ненадлежащего осуществления полномочий в названной сфере со стороны администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района. Организация озеленения территории поселения как способ его благоустройства пунктом 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения городских и сельских поселений. Аналогичная норма закреплена в уставе муниципального образования, утвержденном решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от 24.03.2016 № 76. Компенсационное озеленение согласно ч.15 ст.2 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» (далее - Закон № 2695-КЗ) - это деятельность органов местного самоуправления по созданию зеленых насаждений взамен уничтоженных и их сохранению до полной приживаемости на территориях поселений, городских округов. Частью 1 ст.5 Закона № 2695-КЗ на органы местного самоуправления поселений прямо возлагаются полномочия по проведению компенсационного озеленения. В силу ч. 2 ст. 5 Закона № 2695-КЗ в случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо компенсационное озеленение производится на другом участке земли, но на территориях тех административно-территориальных единиц (населенных пунктов, сельских, поселковых, станичных округов, внутригородских районов, внутригородских округов), где были уничтожены зеленые насаждения. В этом случае озеленение производится в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.

Администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района в 2014 году санкционирована вырубка 468 деревьев по соглашению о порядке компенсационной стоимости от 07.11.2014 №5, в 2015 году - вырубка 46 деревьев по соглашениям о порядке компенсационной стоимости от 05.11.2015 № б/н, от 10.10.2015 № 243, от 03.03.2015 №б/н. Факт вырубки подтверждается информацией главы администрации Джубгского городского поселения от 09.12.2016 за № 1895, а также объяснениями директора муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Джубгского городского поселения» ФИО1 и начальника муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Джубгского городского поселения» ФИО2 Из ее объяснений следует, что высадка деревьев в 2014 - 2016 годах в рамках произведения компенсационного озеленения не осуществлялась. При этом на основании заключенных соглашений за вырубку зеленых насаждений в муниципальный бюджет Джубгского городского поселения в 2014 году поступили денежные средства в сумме 1 652 625 рублей, в 2015 году - в сумме 223880,75 рублей. Частью 4 ст. 5 Закона № 2695-КЗ установлено, что компенсационное озеленение должно производиться в ближайший сезон, подходящий для посадки (посева) зеленых насаждений, но не позднее одного года со дня уничтожения зеленых насаждений. Непроведение компенсационного озеленения после уничтожения зеленых насаждений по заключенным в 2014 - 2015 годах соглашениям свидетельствует о бездействии со стороны администрации Джубгского городского поселения. При этом по смыслу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду (в том числе выдача порубочных билетов на снос зеленых насаждений), должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Воспроизводство природных ресурсов (в том числе зеленых насаждений) ст. 1 названного Федерального закона рассматривается как один из элементов охраны окружающей среды. Зеленые насаждения, произрастающие на территории поселения, выполняют средообразующие, рекреационные, санитарно-гигиенические, экологические и эстетические функции (п. 1 ст. 2 Закона № 2695-КЗ), уменьшение их количества после сноса на основании порубочных билетов влечет неполное выполнение этих функций и, как следствие, создание экологических рисков. Таким образом, бездействие администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непроведениии в 2016 году работ по компенсационному озеленению, нарушает права неопределенного круга лиц (как граждан, проживающих на территории муниципального образования, так и лиц, временно прибывающих в поселении) на обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Поэтому в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ просят суд признать бездействие администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непроведении в 2016 году работ по компенсационному озеленению (созданию зеленых насаждений взамен уничтоженных в 2014 году 468 деревьев и в 2015 году 46 деревьев), незаконным и обязать администрацию Джубгского городского поселения Туапсинского района принять меры, направленные на обеспечение создания благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории муниципального образования путем проведения компенсационного озеленения в порядке, определенном ч.4 ст.5 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае».

В судебном заседании, участвующий в деле помощник прокурора Никитина Я.Г. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка работы органов местного самоуправления по осуществлению компенсационного озеленения.

Пунктом 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация озеленения территории поселения как способ его благоустройства отнесена к вопросам местного значения городских и сельских поселений. Аналогичная норма закреплена в уставе муниципального образования, утвержденном решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от 24.03.2016 № 76.

Компенсационное озеленение согласно ч.15 ст.2 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» (далее - Закон № 2695-КЗ) - это деятельность органов местного самоуправления по созданию зеленых насаждений взамен уничтоженных и их сохранению до полной приживаемости на территориях поселений, городских округов. Частью 1 ст.5 Закона № 2695-КЗ на органы местного самоуправления поселений прямо возлагаются полномочия по проведению компенсационного озеленения. В соответствии с ч. 3 ст.3 Закона № 2695-КЗ, планирование хозяйственной и иной деятельности на территориях, занятых зелеными насаждениями, должно предусматривать проведение мероприятий по сохранению зеленых насаждений в соответствии с градостроительными, санитарными и экологическими нормами и правилами.

В силу ч. 2 ст. 5 Закона № 2695-КЗ в случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо компенсационное озеленение производится на другом участке земли, но на территориях тех административно-территориальных единиц (населенных пунктов, сельских, поселковых, станичных округов, внутригородских районов, внутригородских округов), где были уничтожены зеленые насаждения. В этом случае озеленение производится в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.

Как видно из представленных соглашений о порядке компенсационной стоимости, и актов расчетов к ним, администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района в 2014 году санкционирована вырубка 468 деревьев по соглашению от 07.11.2014 №5, в 2015 году - вырубка 46 деревьев по соглашениям от 05.11.2015 № б/н, от 10.10.2015 № 243, и от 03.03.2015 №б/н.

Кроме того, факт вырубки подтверждается письмом главы администрации Джубгского городского поселения от 09.12.2016 за № 1895, а также объяснениями директора муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Джубгского городского поселения» ФИО1 и начальника муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Джубгского городского поселения» ФИО2

Так, из объяснений ФИО2 следует, что высадка деревьев в 2014 - 2016 годах в рамках произведения компенсационного озеленения не осуществлялась. При этом на основании заключенных соглашений за вырубку зеленых насаждений в муниципальный бюджет Джубгского городского поселения в 2014 году поступили денежные средства в сумме 1 652 625 рублей, в 2015 году - в сумме 223880,75 рублей. При этом денежные средства, поступившие от компенсационных выплат за спил зеленых ансаждений расходовались на иные нужды, а имеемо, содержание сквера, приобретение цветов в рамках озеленения, покос травы, уборку свалок, выплату задолженности подрядным организациям за работы, связанные с ликвидацией наводнения, ремонт глубоководного выпуска и т.д. Данный факт подтверждается справкой специалиста контрольно-счетной палаты муниципального образования Туапсинский район от 23.12.2016.

Частью 4 ст. 5 Закона № 2695-КЗ установлено, что компенсационное озеленение должно производиться в ближайший сезон, подходящий для посадки (посева) зеленых насаждений, но не позднее одного года со дня уничтожения зеленых насаждений. Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 № 153, в соответствии с которыми в силу ч. 4 ст. 3 Закона № 2695-КЗ должны проводиться мероприятия по охране зеленых насаждений, предусмотрен порядок посадки деревьев и кустарников в процессе производства работ на озелененных территориях. Согласно п. 2.6.1 названных Правил наиболее оптимальным временем посадки растений являются весна и осень, когда растения находятся в естественном обезлиственном состоянии (листопадные виды) или в состоянии пониженной активности физиологических процессов растительного организма.

Непроведение компенсационного озеленения после уничтожения зеленых насаждений по заключенным в 2014 - 2015 годах соглашениям свидетельствует о бездействии со стороны администрации Джубгского городского поселения. При этом по смыслу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду (в том числе выдача порубочных билетов на снос зеленых насаждений), должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Воспроизводство природных ресурсов (в том числе зеленых насаждений) ст. 1 названного Федерального закона рассматривается как один из элементов охраны окружающей среды. Таким образом, бездействие администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непроведениии в 2016 году работ по компенсационному озеленению, нарушает права неопределенного круга лиц (как граждан, проживающих на территории муниципального образования, так и лиц, временно прибывающих в поселении) на обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно п. 1 ч.3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия/бездействия/ и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непроведении в 2016 году работ по компенсационному озеленению (созданию зеленых насаждений взамен уничтоженных в 2014 году 468 деревьев и в 2015 году 46 деревьев), незаконным.

Обязать администрацию Джубгского городского поселения Туапсинского района принять меры, направленные на обеспечение создания благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории муниципального образования путем проведения компенсационного озеленения в порядке, определенном ч.4 ст.5 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Туапсинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья :