ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-670/2022 от 24.01.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2а-670/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2022 года город Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего Сохрокова Т.Х., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КБР к Кабардино-Балкарскому общественному фонду «Горское общество» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КБР (далее – Управление) к Кабардино-Балкарскому общественному фонду «Горское общество» (далее – Фонд) о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.

Запись о Фонде внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления ДД.ММ.ГГГГ за учетным номером ; сведения о регистрации внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ с основным государственным регистрационным номером ; Глава фонда – Кучменов ФИО4

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, функции по принятию решения о государственной регистрации и осуществлению контроля за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, возложены на территориальные органы Минюста России.

Пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений установлена обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на основании статей 9, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденному приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с распоряжением начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ-Р в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка Фонда на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества.

В результате проверки выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства и положений устава:

1) В нарушение статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) при проведении проверки фондом представлены только два документа, входящих в перечень и необходимых для осуществления контрольно-надзорных мероприятий.

2) Статьей 32 Закона о некоммерческих организациях установлена обязанность для некоммерческих организаций ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Однако за последние три года, несмотря на своевременность сдачи ежегодной отчетности, информация, содержащаяся в них, либо неполная, либо недостоверная. Например, в отчетах нет информации о персональном составе руководящих органов и работников, в то время как согласно пункту 9.1 устава органами фонда являются: высший орган – общее собрание участников, единоличный исполнительный орган — глава фонда. По штатному расписанию на 2021 год в фонде только одна штатная единица — директор, однако отчеты на месте «лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета» подписываются главой фонда. При этом уставом фонда должность директора вообще не предусмотрена.

3) Действующая редакция устава фонда от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о некоммерческих организациях. Так, согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” со дня вступления в силу данного закона к созданным до дня его вступления в силу общественным фондам, применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ о фондах, а именно ст. 123.17-123.20. Кроме этого не соответствуют положения устава и Закону о некоммерческих организациях, в части государственной регистрации символики, принятия решений по вопросам исключительной компетенции, формирования органов управления фондом и т.д.

4) В соответствии с п. 13.1 устава глава фонда избирается общим собранием сроком на 4 года, ревизор фонда сроком на 1 год. Однако, периодичность созыва органов управления не соблюдается, а точнее с момента создания фонда в 2014 году органы фонда ни разу не проводили заседания, соответственно не избирались, то же касается и попечительского фонда – органа надзора фонда, что является нарушением положений собственного устава, тогда как требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками) (п.2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

5) Пунктом 11.1 устава предусмотрено, что попечительский совет действует на основании положения, утверждаемого общим собранием участников. Но и в этой части фондом нарушаются требования собственного устава. Положение о попечительском совете не утверждалось, что подтверждается и письмом главы фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

6) Кроме этого, в соответствии со штатным расписанием фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ директору установлена заработная плата в размере 11 200 рублей. При этом, исходя из информации главы фонда, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ, расчетный счет фонда закрыт в 2017 году, источники формирования денежных средств отсутствуют. В таком случае непонятно, за счёт каких поступлений директор фонда (должность уставом не предусмотренная) получает заработную плату. То есть в этом случае следует, что информация, представленная главой фонда, недостоверна.

7) В соответствии с п.2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества. Однако это требование фондом не исполняется.

8) В нарушение раздела 11 устава заседания Попечительского совета в проверяемом периоде не проводились, надзор за деятельностью фонда не осуществляется.

В соответствии с п. 4 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской ФИО1 и п. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В нарушение п. 4 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Попечительским советом Фонда не осуществляется надзор за деятельностью фонда.

Таким образом, Фондом не исполняются положения Устава. Неисполнение положений устава является нарушением п. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

9) В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фондом в проверяемом периоде не проводилась обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

10) На бланке Фонда размещена символика. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. В нарушение приведенной нормы описание символики не содержится в учредительных документах Фонда.

11) В нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к проверке не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие правовое использование Фондом помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, КБР, 360021.

В случае если помещение по данному адресу находится в аренде или в безвозмездном пользовании, данный факт является нарушением ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сделки юридических лиц должны быть заключены в письменной форме. Также является необходимостью заключение договора в соответствие со ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор аренды здания) или со ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (договор безвозмездного пользования помещением).

12) В соответствии с целями и видами деятельности некоммерческая организация должна выбирать коды видов экономической деятельности, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) ОК-029-2014 (КДЕС - ред.2). Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности Фонда является: 94.99 - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (код, предусмотренный для организаций, основанных на членстве), который в свою очередь не соответствуют целям и видам деятельности Фонда, как унитарной некоммерческой организации.

13) В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина Российской Федерации н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», Приказом Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» Фондом утверждена учетная политика. К проверке представлен приказ о принятии учетной политики начиная с 2021 года. Однако так и не представлена учетная политика за проверяемый период, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

14) Согласно письму главы фонда Кучменова Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ у фонда отсутствуют источники формирования денежных средств, статьи листовки и книги, в том числе в Интернете фонд не имеет публикаций, основные средства у фонда отсутствуют.Таким образом, можно сделать вывод о том, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества не реальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

По результатам плановой документарной проверки, было вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предупреждение было направлено в адрес Фонда заказным письмом с уведомлением, однако Фонд на дату обращения в суд не устранил нарушения, указанные в предупреждении. Фондом предупреждение в судебном порядке обжаловано не было.

В связи с этим, Фонд был привлечен Управлением к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, деятельность Фонда не соответствует заявленным в учредительных документах целям и задачам и осуществляется с нарушениями требований действующего законодательства, что является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации на основании пункта 10 статьи 32 Федерального Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случаях, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

На основании вышеизложенного, Управление просило ликвидировать Фонд и исключить его из ЕГРЮЛ.

Будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, стороны явку представителей в суд не обеспечили; от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В связи с изложенным, в соответствии с требованиями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) вынесено определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, названное Министерство осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Таким образом, Управление Минюста по КБР является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым названного пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие названному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 названного Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Между тем, в нарушение приведенных требований Фонд не представил в Управление документы о своей деятельности, запрошенные в ходе проверки, что подтверждается представленным актом Управления от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по итогам проверки реестрового дела Фонда, справкой осмотра журналов входящей корреспонденции и системы электронного документооборота Управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в адрес Фонда было направлено предупреждение (предписание) Управления о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены все вышеуказанные недостатки, которое осталось без исполнения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Фондом допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, намерение устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями отсутствует.

Таким образом, у суда не имеется оснований для отказа в заявленных требованиях о ликвидации Фонда и исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить.

Ликвидировать Кабардино-Балкарский общественный фонд «Горское общество» (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером , ведомственный регистрационный номер –

Исключить Кабардино-Балкарский общественный фонд «Горское общество» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Т.Х. Сохроков

<данные изъяты>

<данные изъяты>