ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-671/2022 от 18.08.2022 Успенского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-671/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Успенское 18 августа 2022 года

Успенский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

секретаря судебного заседания Мартыненко Д.Д.,

с участием старшего помощника Успенского районного прокурора Зиркова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Административный истец прокурора Успенского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Николаевского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование требований указывает, что Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2012 № 680 «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено положение о Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (https://pgu.krasnodar.ru/) (далее – Портал Краснодарского края), который является государственной информационной системой Краснодарского края, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг.

Портал Краснодарского края обеспечивает, в том числе, доступ физических лиц и организаций к сведениям о предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных услугах, (исполняемых функциях), содержащимся в Реестре Краснодарского края и в реестрах муниципальных услуг (функций).

Оказание муниципальных услуг в электронном виде способствует развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечивает свободу экономической деятельности и облегчает процесс получения муниципальных услуг хозяйствующими субъектами.

Администрацией Николаевского сельского поселения на Портале Краснодарского края размещены сведения об оказываемых органом местного самоуправления муниципальных услугах.

Однако, администрацией Николаевского сельского поселения предоставление всех муниципальных услуг в электронной форме и в полном объеме на Портале Краснодарского края не обеспечено, предоставление муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», «Прием уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Николаевского сельского поселения Успенского района», «Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет» с помощью соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры не предусмотрено, что влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов и «самозанятых» граждан, а также иных лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме,

В целях устранения выявленных нарушений, 30.06.2022 прокуратурой района в адрес главы администрации Николаевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, органом местного самоуправления не принято.

Бездействие администрации Николаевского сельского поселения в части не принятия мер по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края, нарушает права неопределенного круга лиц, что служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Обязать администрацию Николаевского сельского поселения принять меры по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал.

Административные ответчики извещены надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела в суд не явились, суду представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора признают.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в ходе проверки деятельности администрации Николаевского сельского поселения выявлены нарушения федерального законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг.

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ в числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг закреплен принцип возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также ч иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу пункта 3 статьи 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в том числе, на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющее государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона № 210-ФЗ, регламентирующей требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, предусмотрено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме может осуществляться подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2012 № 680 «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено положение о Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (https://pgu.krasnodar.ru/) (далее - Портал Краснодарского края), который является государственной информационной системой Краснодарского края, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг.

Портал Краснодарского края обеспечивает, в том числе, доступ физических лиц и организаций к сведениям о предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных услугах, (исполняемых функциях), содержащимся в Реестре Краснодарского края и в реестрах муниципальных услуг (функций).

Оказание муниципальных услуг в электронном виде способствует развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечивает свободу экономической деятельности и облегчает процесс получения муниципальных услуг хозяйствующими субъектами.

Администрацией Николаевского сельского поселения на Портале Краснодарского края размещены сведения об оказываемых органом местного самоуправления муниципальных услугах.

Однако, администрацией Николаевского сельского поселения предоставление всех муниципальных услуг в электронной форме и в полном объеме на Портале Краснодарского края не обеспечено, предоставление муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», «Прием уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства», «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Николаевского сельского поселения Успенского района», «Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет» с помощью соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры не предусмотрено, что влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов и «самозанятых» граждан, а также иных лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме,

В целях устранения выявленных нарушений, 30.06.2022 прокуратурой района в адрес главы администрации Николаевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, органом местного самоуправления не принято.

Бездействие администрации Николаевского сельского поселения в части не принятия мер по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края, нарушает права неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вышеперечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со статьей 39 КАС РФ обратиться в суд с административным исковом заявлением.

На основании изложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные административные исковые требования прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николаевского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Обязать администрацию Николаевского сельского поселения принять меры по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья