ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-672/19 от 29.05.2019 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Киреевского районного суда Тульской области Потаповой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-672/19 по административному иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере осуществления муниципального контроля,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере осуществления муниципального контроля.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района законодательства Российской Федерации о муниципальном контроле в части организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района не надлежащим образом исполняются полномочия по организации и осуществлению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Как указывает истец, в нарушение требований закона в администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района не разработана и не утверждена программа профилактики нарушений на 2019 год; не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» необходимого перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов; не проведено обобщение практики осуществления муниципального контроля за 2018 год, не подготовлен обзор практики по итогам обобщения и не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующего обзора; не обеспечено проведение анализа поступающих в распоряжение администраций сведений (информации) в целях решения вопроса о наличии оснований для внесения предостережения.

По данным фактам 01.02.2019 межрайонным прокурором на имя главы администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени мероприятия, предусмотренные ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ органом местного самоуправления не организованы и не проведены.

По мнению истца, невыполнение администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, является незаконным и нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на получение информации, предусмотренной законом.

В силу вышеизложенного, просил признать бездействие администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности незаконным; обязать администрацию муниципального образования город Болохово Киреевского района разработать и утвердить программу профилактики обязательных требований; разместить на официальном сайте администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района в сети «Интернет» перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; подготовить обзор практики осуществления муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения за 2018 год и размесить его на официальном сайте администрации в сети «Интернет» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

На основании ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 определены общие требования к организации и осуществлению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 2 Общих требований мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, уполномоченными на осуществление соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.

Территориальные органы (для федеральных органов исполнительной власти), подразделения и (или) должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченные на осуществление или участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений, определяются приказами или распоряжениями руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об организации осуществления профилактической работы.

В силу п. 3 Общих требований программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года.

В соответствии с п. 5 Общих требований программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.

Согласно п.6 Общих требований программа профилактики нарушений состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года.

Согласно п. 13 Общих требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют, размещают на официальном сайте в сети "Интернет" и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.

В соответствии с п. 16 Общих требований Перечни нормативных правовых актов составляются в табличной форме с указанием в отдельных графах таблицы следующей информации:

а) наименование, реквизиты нормативного правового акта, иного документа (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его статьи, части или иной структурной единицы, которыми установлена обязательность соблюдения такого иного документа);

б) указание на конкретные статьи, части или иные структурные единицы нормативного правового акта, иного документа, содержащие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;

в) описание круга лиц, и (или) видов деятельности, и (или) перечня объектов, в отношении которых применяются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.

В силу п. 18 Общих требований перечень нормативных правовых актов размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети "Интернет" в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживается в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации).

В соответствии с п.19 Общих требований размещение текстов нормативных правовых актов производится путем указания в перечне нормативных правовых актов ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), а в случае отсутствия на указанном портале текста нормативного правового акта, иного документа - путем указания ссылки на текст нормативного правового акта, иного документа, размещенного на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу п. 33 Общих требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят обобщение практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля в целях обеспечения единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 38 Общих требований по итогам обобщения практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обеспечивает не реже чем один раз в год подготовку обзора практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Такой обзор практики подлежит размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети "Интернет".

В соответствии с п. 3 ст. 9.1. Устава муниципального образования город Болохово Киреевского района органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является администрация муниципального образования.

Как следует из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района законодательства Российской Федерации о муниципальном контроле в части организации и проведения мероприятий направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

В ходе проверки выявлены факты не соблюдения администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района требований законодательства, а именно администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района не разработана и не утверждена программа профилактики нарушений на 2019 год; не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» необходимого перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов; не проведено обобщение практики осуществления муниципального контроля за 2018 год, не подготовлен обзор практики по итогам обобщения и не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующего обзора; не обеспечено проведение анализа поступающих в распоряжение администраций сведений (информации) в целях решения вопроса о наличии оснований для внесения предостережения.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Киреевским межрайонным прокурором на имя главы администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

Согласно справке от 08.05.2019 старшим помощником Киреевского межрайпрокурора Сергеевой Н.С. проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района в части организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Как показала проверка, администрацией муниципального образования город Болохово Киреевского района ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации и осуществлению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. В нарушение требований закона в администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района не разработана и не утверждена программа профилактики нарушений на 2019 год; не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» необходимого перечня нормативных правовых актов в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов; не проведено обобщение практики осуществления муниципального контроля за 2018 год, не подготовлен обзор практики по итогам обобщения и не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующего обзора; не обеспечено проведение анализа поступающих в распоряжение администраций сведений (информации) в целях решения вопроса о наличии оснований для внесения предостережения.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в связи с чем, являются незаконным.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере осуществления муниципального контроля подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст.175-180,290,291-294 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере осуществления муниципального контроля удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город Болохово Киреевского района разработать и утвердить программу профилактики обязательных требований; разместить на официальном сайте администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района в сети «Интернет» перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; подготовить обзор практики осуществления муниципального жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения за 2018 год и размесить его на официальном сайте администрации в сети «Интернет» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: