Дело № 2а-672/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Каневская Краснодарского края 27 апреля 2017 г.
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Малецкого А.А.,
при секретаре Черниковой А.С.,
с участием административного истца:
прокурора Каневского района ФИО1,
представителя административного ответчика администрации МО Каневской район по доверенности ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Каневской район об оспаривании бездействия администрации муниципального образования ФИО2<адрес>, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каневского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в январе 2017 года обобщены результаты осуществления надзора за законностью правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления за 2016 год, при этом установлены нарушения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, о противодействии коррупции, о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов со стороны ответственных должностных лиц администрации муниципального образования Каневской район. В частности, проведенная прокуратурой района сверка направленных администрацией района в департамент внутренней политики администрации Краснодарского края в 2016 году нормативных правовых актов для включения их в соответствующий регистр показала существенные нарушения со стороны органа местного самоуправления районного уровня в данной сфере правоотношений. Таким образом, допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 39 КАС РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с настоящим иском. Просил суд бездействие администрации муниципального образования Каневской район по рассмотрению вопроса о принятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов признать незаконным, противоречащим требованиям Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законам Краснодарского края от 11.11.2008 № 1574-КЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края», от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.11.2008 № 1190 «О взаимодействии администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края». Возложить на администрацию муниципального образования Каневской район обязанность незамедлительно принять меры к устранению нарушений, указанных в представлении прокуратуры района от 31.01.2017 № 7-01/1-2017/531 «Об устранении нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, о противодействии коррупции, о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов» путем разработки и принятия 2 муниципальных нормативных правовых актов, а именно: Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля и Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля, а также направления (перенаправления) в Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края не направленных в 2016 году в установленный срок 6 нормативных правовых актов, принятых в муниципальном образовании Каневской район, и предоставленных сельскими поселениями из числа вышеупомянутых в рассматриваемом акте прокурорского реагирования 24 нормативных правовых акта, принятых в сельских поселениях Каневского района.
Заинтересованное лицо Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Помощник прокурора Каневского района Кучерова ЕН.В., в судебном заседании представила заявление прокурора Каневского района о частичном отказе от исковых требований, а именно от требований направления (перенаправления) ответчиком в Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края не направленных в 2016 году в установленный срок 6 нормативных правовых актов, принятых в муниципальном образовании Каневской район, и предоставленных сельскими поселениями из числа вышеупомянутых в рассматриваемом акте прокурорского реагирования 24 нормативных правовых акта, принятых в сельских поселениях Каневского района. В остальной части искового заявления требования поддержала на их удовлетворении настаивала, согласно доводов приведенных в тексте искового заявления.
В соответствии с ч.5 ст. 39 КАС РФ суд продолжает рассмотрение дела в рамках уточненных исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации МО Каневской район района по доверенности ФИО3, в судебном заседании уточненные административные исковые требования признала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в январе 2017 года обобщены результаты осуществления надзора за законностью правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления за 2016 год, при этом установлены нарушения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, о противодействии коррупции, о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов со стороны ответственных должностных лиц администрации муниципального образования Каневской район. В частности, проведенная прокуратурой района сверка направленных администрацией района в департамент внутренней политики администрации Краснодарского края в 2016 году нормативных правовых актов для включения их в соответствующий регистр показала существенные нарушения со стороны органа местного самоуправления районного уровня в данной сфере правоотношений
В соответствии с ч.1 ст.43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Закон № 131-ФЗ) муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Законом Краснодарского края от 11.11.2008 № 1574-КЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.11.2008 № 1190 «О взаимодействии администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края» определен порядок предоставления копий муниципальных актов, а также дополнительных сведений, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края.
Согласно п. 2.1 Порядка взаимодействия администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.11.2008 № 1190, в целях организации ведения Регистра глава муниципального района обеспечивает представление информации в Департамент, подлежащей включению в Регистр, ее актуальность и достоверность. На основании п.2.2 Порядка ответственное лицо муниципального района, определенное главой соответствующего муниципального образования, ежемесячно осуществляет: сбор и формирование текстов муниципальных актов в электронном виде, принятых населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления, выборным или иным должностным лицом органа местного самоуправления; юридическую обработку муниципального акта на предмет установления его нормативности; формирование актуальной редакции текста муниципального акта в электронном виде; направление муниципальных актов в электронном виде ежемесячно, до 5-го числа, в Департамент; направление в электронном виде сведений об источниках официального опубликования либо обнародования муниципальных актов, не позднее 30 календарных дней со дня их официального опубликования (обнародования), а также сведений, указанных в п.2.3 настоящего Порядка, в Департамент. В силу п.2.3 Порядка для оперативного представления необходимой информации и обеспечения качественного ведения Регистра ответственное лицо муниципального района ежемесячно осуществляет: сбор муниципальных актов сельских поселений, входящих в состав района, принятых населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, в электронном виде; направление муниципальных актов сельских поселений, а также сведений, указанных в п.2.3 Порядка, в электронном виде до 5-го числа каждого месяца в-Департамент.
В нарушение указанных требований действующего законодательства, в 2016 году ответственным лицом администрации района в установленный законом срок (до 5-го числа каждого месяца) в Департамент не направлены 6 нормативных правовых актов муниципального образования ФИО2<адрес>, а именно: постановления администрации муниципального образования Каневской район от 08.02.2016 № 107 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», от 30.03.2016 № 444 «О сроках заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», от 08.09.2016 № 1577 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Каневской район», от 04.10.2016 № 1788 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Каневской район от 08.08.2016г № 1370 «Об утверждении типовой формы паспорта муниципального маршрута регулярного" сообщения в муниципальном образовании Каневской район», от 01.12.2016 № 2111 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Каневской район от 08.02.2016 № 118 «Об определении уполномоченного органа на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных городских, пригородных и международных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования Каневской район» и решение Совета муниципального образования Каневской район от 30.03.2016 № 45 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Каневской район от 27.11.2012 № 239 «Об учреждении звания «Почетный гражданин Каневского района». При этом, в результате ненадлежащего взаимодействия ответственного лица администрации района с должностными лицами сельских поселений Каневского района, внушение требований п. 2.3 Порядка, в 2016 году в установленный законом срок (до 5-го числа каждого месяца) в Департамент не направлены 24 нормативных правовых акта сельских поселений Каневского района, а именно: постановления администрации Привольненского сельского поселения от 01.02.2016 №№ 10, 11, от 14.03.2016 № 29, от 16.03.2016 № 31. от 27.09.2016 №№ 118, 119, администрации Челбасского сельского поселения от 16.03.2016 № 57, от 19.10.2016 № 188, администрации Каневского сельского поселения от 14.03.2016 № 245, от 22.03.2016 № 294, от 27.09.2016 № 802, от 25.10.2016 № 898, администрации Красногвардейского сельского поселения от 27.10.2016 № 151, администрации Кубанскостепного сельского поселения от 19.10.2016 № 137, администрации Стародеревянковского сельского поселения от 24.10.2016 № 319, администрации Новодеревянковского сельского поселения от 27.12.2016 № 332, администрации Придорожного сельского поселения от 06.12.2016 № 135, распоряжения администрации Челбасского сельского поселения от 16.09.2016 № 28, администрации Новоминского сельского поселения от 17.10.2016 № 89-р, администрации Красногвардейского сельского поселения от 19.10.2016 № 23-р, администрации Привольненского сельского поселения от 03.10.2016 года 19-р. администрации Придорожного сельского поселения от 14.10.2016 № 41-р, а также решения Совета Красногвардейского сельского поселения от 28.04.2016 № 77, от 02.06.2016.No 81. Помимо этого, установлены пробелы в муниципальном нормотворчестве.
Согласно ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению вопросы местного значения. В силу ст.ст. 7, 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения принимают муниципальные правовые акты.
На основании ч.3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» в редакции Закона Краснодарского края от 17.11.2016 № 3494-КЗ за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.п. 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ.
Согласно ч.4 ст.14 Закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст.14 Закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
С учетом внесенных изменений в федеральное и региональное законодательство из полномочий органов местного значения сельских поселений с 01.01.2017 исключен предусмотренный п. 20 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ вопрос по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения, который с этого же периода времени является вопросом местного значения муниципального района.
На основании п.2 ч.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлений, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. В нарушение указанных требований федерального и регионального законодательства, несмотря на направленное прокуратурой района соответствующее письмо от 06.12.2016 № 22-01-2016/8543 о внесенных изменениях в федеральное и региональное законодательство, в муниципальном образовании Каневской район до настоящего времени не разработан и, следовательно, длительное время не принимается нормативный правовой акт, утверждающий Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля. Помимо этого, согласно п.4 ч.1 ст. 2 Закона № 294-ФЗ порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В силу ч.1 ст.6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
На основании ч.3 ст. 48 Устава муниципального образования Каневской район, утвержденного решением Совета муниципального образования Каневской район от 30.03.2016 № 39, порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается администрацией муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.Вопреки указанным требованиям федерального законодательства в муниципальном образовании Каневской район до настоящего времени не разработан и, следовательно, не принят муниципальный акт, устанавливающий порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля.
С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 31.01.2017 в адрес главы администрации муниципального образования Каневской район внесено представление за № 7-01/1-2017/531 «Об устранении нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, о противодействии коррупции, о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов».
По результатам рассмотрения вышеупомянутого акта прокурорского реагирования администрацией района в прокуратуру района направлен ответ за № 01-41/963 от 27.02.2017, который не содержит информации о принятии всех исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений закона, указанных в вышеупомянутом представлении от 31.01.2017 № 7-01/1 -2017/531. В нем отсутствовали конкретные сведения о принятых администрацией муниципального образования Каневской район мерах по направлению в Департамент ненаправленных в 2016 году в установленный срок 6 нормативных правовых актов либо о причинах препятствующих этому, а также о проделанной работе по налаживанию должного взаимодействия с органами местного самоуправления поселенческого уровня с целью исключения и устранения ими фактов ненаправления 24 нормативных правовых акта в Департамент через администрацию района.
Кроме этого, данный ответ не содержал информации о разработке 2 муниципальных нормативных правовых актов, а именно: Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, а также Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля, которые до настоящего времени не представлены в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы.
Статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации закреплено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих: о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения организации наделенной государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлены допущенные администрацией муниципального образования Каневской район нарушения требований законодательства о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, уточненные исковые подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198-199 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Каневской район об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Каневской район, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каневской район по рассмотрению вопроса о принятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, противоречащим требованиям Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законам Краснодарского края от 11.11.2008 № 1574-КЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края», от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.11.2008 № 1190 «О взаимодействии администрации Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Краснодарского края».
Обязать администрацию муниципального образования Каневской район незамедлительно принять меры к устранению нарушений, указанных в представлении прокуратуры района от 31.01.2017 № 7-01/1-2017/531 «Об устранении нарушений законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, о противодействии коррупции, о муниципальном контроле, а также о порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов» путем разработки и принятия 2 муниципальных нормативных правовых актов, а именно: Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля и Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий