ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-672/2022 от 03.10.2022 Оленегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2а-672/2022

УИД 51RS0011-01-2022-000942-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2022 г.

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Бахаревой И.В.

при секретаре судебного заседания Востриковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Кудрявцеву Вадиму Александровичу о взыскании налога на имущество физических лиц и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кудрявцеву В.А. о взыскании налога на имущество физических лиц и пени. В обоснование административного иска указывает, что административный ответчик, является собственником жилого помещения по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., к. ..., кв. ..., кадастровый номер № ХХХ, площадью 63,3 кв.м. (дата регистрации права собственности 16.07.2009). Административный ответчик установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017-2020 годы не исполнил, в связи с чем образовалась задолженность по уплате указанного налога за 2017 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 199 руб. 25 коп., в общей сумме 2 923 руб. 25 коп., на которую начислены пени в сумме 5 руб. 41 коп. Просит взыскать с Кудрявцева В.А. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017-2020 годы в сумме 2 923 руб. 25 коп., пени в сумме 5 руб. 41 коп.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела без своего участия.

Административный ответчик в судебное заседание не явился дважды, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по месту регистрации и жительства, возражений относительно заявленных требований не представил.

В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ неявка в судебное заседание по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Изучив доводы административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Часть 1 статьи 286 КАС РФ предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (часть 1 статьи 23 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ (пункты 1, 2 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В свою очередь, положениями указанной статьи объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира (подпункт 1 пункта 1).

В силу положений статьи 409 НК налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

По правилу статьи 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности поего уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Судом установлено, что административный ответчик является собственником жилых помещений по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., к. ..., кв. ..., кадастровый номер № ХХХ, площадью 63,3 кв.м. (дата регистрации права собственности 16.07.2009).

По правилу пункта 4 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Таким образом, учитывая приведенную норму закона, принимая во внимание, что доказательств обратному административным ответчиком не представлено, суд полагает, что факт нахождения жилого помещения по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., к. ..., кв. ... в собственности Кудрявцева В.А. в период 2017-2020 годы является установленным.

Как следует из представленных материалов, налоговым органом собственнику жилого помещения, как плательщику налога на имущество физических лиц, был исчислен вышеуказанный налог на квартиру по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., к. ..., кв. ..., согласно налоговому уведомлению от 23.06.2018 № 1297097 за налоговый период (2017 год) в сумме 908 руб. 00 коп. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018; согласно налоговому уведомлению от 22.08.2019 № 71050573 за налоговый период (2018 год) в сумме 908 руб. 00 коп. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019; согласно налоговому уведомлению от 01.09.2020 № 713307465 за налоговый период (2019 год) в сумме 908 руб. 00 коп. со сроком уплаты не позднее 01.12.2020; согласно налоговому уведомлению от 01.09.2021 № 66082228 за налоговый период (2020 год) в сумме 199 руб. 25 коп. со сроком уплаты не позднее 01.12.2021 (л.д. 26-30,32).

Однако, в установленный законом срок собственник жилого помещения налог на имущество физических лиц не уплатил, в связи с чем были выставлены требования: по состоянию на 30.01.2019 № 3329 об уплате до 26.03.2019; по состоянию на 27.12.2019 № 30604 об уплате до 05.02.2020, пени по указанному налогу в сумме 4 руб. 64 коп.; по состоянию на 08.12.2020 № 14648 об уплате до 24.12.2020, пени по указанному налогу в сумме 0 руб. 77 коп.; по состоянию на 10.12.2021 № 16894 об уплате до 24.12.2021 (л.д. 8-15).

Направление собственнику жилого помещения налоговых уведомлений о расчете налога на имущество физических лиц, так и требований о его уплате, подтверждается сведениями из личного кабинета налогоплательщика, списками почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела, административным ответчиком не оспорены (л.д. 17-22,24,31).

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Оленегорского судебного района Мурманской области от 29.06.2022 судебный приказ от 16.06.2022 о взыскании с Кудрявцева В.А. в пользу МИ ФНС России № 9 по Мурманской области недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени отменен (л.д. 25).

Административный истец обратился в Оленегорский городской суд Мурманской области с настоящим административным исковым заявлением 23.08.2022, указав, что взысканию подлежит задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 908 руб. 00 коп., а 2019 год в сумме 908 руб. 00 коп., а 2020 год в сумме 199 руб. 25 коп., в общей сумме 2 923 руб. 25 коп., пени в сумме 5 руб. 41 коп.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом, в силу абзаца 2 указанного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, принимая во внимание общую сумму задолженности, подлежащую взысканию, учитывая, что трехлетний срок исполнения самого раннего требования (в данном случае таким требованием является требование от 30.01.2019 № 3329 со сроком исполнения до 26.03.2019) истекает 26.09.2018, а также, что судебный приказ от 16.06.2022 отменен 29.06.2022, а настоящее административное исковое заявление поступило 23.08.2022,, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд, установленный статьей 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.

Расчет налога на имущество физических лиц и пени произведен административным истцом в соответствии с требованиями закона, является верным, в связи с чем принимается судом, контррасчет административным ответчиком не представлен. Доказательств, свидетельствующих об уплате указанного налога и пени, административным ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Кудрявцеву Вадиму Александровичу о взыскании обязательных платежей и пени – удовлетворить.

Взыскать с Кудрявцева Вадима Александровича, проживающего по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., к. ..., кв. ..., задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 908 руб. 00 коп., за 2020 год в сумме 199 руб. 25 коп., пени в сумме 5 руб. 41 коп., а всего взыскать 2 928 руб. 66 коп.

Взыскать с Кудрявцева Вадима Александровича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в сумме 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Бахарева