ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-673/2022 от 28.09.2022 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-673 / 2022 год

УИД 73RS0006-01-2022-001044-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2022 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

при секретаре Карпенко Ю.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации МО «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в р.п. Измайлово Барышского района Ульяновской области,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к администрации МО «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, в котором указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки в деятельности администрации МО «Измайловское городское поселение» выявлены нарушения требований экологического законодательства. В р.п. Измайлово Барышского района Ульяновской области, на расстоянии 20 метров западнее дома № 1 по ул. Фабричная обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки, битое стекло, пищевые отходы и другое). Поскольку собственником земельного участка, на котором расположена свалка, является МО «Измайловское городское поселение», просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в непринятии мер по ликвидации указанной выше несанкционированной свалки и возложить на него обязанность её ликвидировать.

Представитель административного истца, старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик, администрация МО «Измайловское городское поселение», надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Представила отзыв, в котором указала, что не согласна с административным иском прокурора. Ликвидация свалки запланирована по мере поступления денежных средств в бюджет. В 2022 году была ликвидирована свалка по другому адресу. Просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Заинтересованные лица Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области явку представителей в судебное заседание также не обеспечили.

Выслушав доводы участвующего в деле прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 10 Закона № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского поселения и муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального образования (пункт 18 части 1 статьи 14 и статьи 14, 15 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Отнесение с 01 января 2016 года к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ вопроса организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанностей, предусмотренных ст. 8 этого же Федерального закона, в области обращения с отходами, в данном случае от исполнения обязанности по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории конкретного муниципального образования.

Органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления городского поселения находятся земельные участки, расположенные на территории такого поселения.

В соответствии со ст. 4 Устава МО «Измайловское городское поселение» рабочий поселок Измайлово входит в состав поселения.

Как следует из материалов дела, 29 августа 2022 года прокуратурой Барышского района Ульяновской области был проведен осмотр территории р.п. Измайлово Барышского района, в результате которого установлено, что на расстоянии 20 метров западнее дома №1 по ул. Фабричная в р.п. Измайлово размещена несанкционированная свалка, состоящая из пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов, картонных коробок, битого стекла, пищевых отходов и пр.

Факт наличия свалки на спорной территории административным ответчиком не оспорен, как не оспорен и факт ответственности за территорию р.п. Измайлово. Доказательства того, что на момент рассмотрения административного дела несанкционированная свалка отходов ликвидирована, административным ответчиком не представлены. Напротив, утверждая, что свалка будет убрана по мере поступления в бюджет денежных средств, административный ответчик фактически признал существование данной свалки и в настоящее время.

Зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют, на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости он не поставлен. Сведения о передаче указанных земельных участков в аренду не предоставлены.

Ранее, 12 ноября 2021 года, прокуратурой Барышского района в связи с выявлением несанкционированной свалки по указанному выше адресу в адрес главы администрации МО «Измайловское городское поселение» вносилось представление, которое, как установлено в суде, до настоящего времени не исполнено.

Бездействие администрации МО «Измайловское городское поселение» по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования «Измайловское городское поселение», создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Полномочия администрации МО «Измайловское городское поселение» по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории города Барыша, являющиеся властно-распорядительной функцией данного органа, надлежащим образом не исполнены. Действия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории р.п. Измайлово, где обнаружена несанкционированная свалка, не выполнены.

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории р.п. Измайлово Барышского района, ответственность по надлежащему содержанию которого несет администрация МО «Измайловское городское поселение», суд полагает иск, заявленный прокурором, обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ с учетом того, что администрация МО «Измайловское городское поселение» является бюджетным учреждением и предстоящего зимнего периода времени, суд полагает необходимым для исполнения настоящего решения установить административному ответчику 6-месячный срок.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области (ОГРН 1057306008320, ИНН 7306037353), выраженное в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в р.п. Измайлово Барышского района Ульяновской области, на расстоянии 20 метров западнее дома № 1 по ул. Фабричная.

Возложить на администрацию муниципального образования «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области (ОГРН 1057306008320, ИНН 7306037353) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную в р.п. Измайлово Барышского района Ульяновской области, на расстоянии 20 метров западнее дома № 1 по ул. Фабричная.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.С. Челбаева

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2022 года.