ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-674/18 от 20.06.2018 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-674/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2018 года

город Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - Коткова С.А.

при секретаре судебного заседания Симковой А.А.

с участием: административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика - управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, обязании устранить допущенные нарушения закона путем выдачи разрешения на строительство,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Туапсинский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, «б» и обязании устранить допущенное нарушение закона путем выдачи указанного разрешения на строительство по указанному адресу.

В обоснование требований иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, «б», с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. С целью получения разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке он обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> с соответствующим заявлением. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство ему было отказано на том основании, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне кратковременного затопления с периодичностью до несколько раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневых, обвально-осыпных процессов в соответствии с генеральным планом Небугского сельского поселения <адрес>. Однако, ранее ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района указала, что с 2013 года данный земельный участок не попадал в зоны подтопления и компенсационные выплаты администрацией не производились. Принадлежащий ему земельный участок зарегистрированных ограничений и обременений не имеет. Данный отказ истец полагает незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка.

В судебном заседании ФИО1 ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске, требования поддержал и просил административный иск удовлетворить, признать оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, обязав административного ответчика выдать разрешение на строительство. При этом им указано, что обременения и ограничения виде зон затопления и подтопления не внесены в сведения Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем, указанные зоны в силу закона не определены и отсутствуют. Отказ административного ответчика со ссылкой на ст.67.1 Водного кодекса РФ является незаконным.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признал, и, возражая по существу пояснил, что земельный участок истца, согласно утвержденному генеральному плану Небугского сельского поселения <адрес> расположен в водоохраной зоне на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций - подтоплению. В связи с этим, с учетом положений Водного кодекса РФ не представляется возможным строительство на указанном земельном участке без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления. Поскольку таковые мероприятия не выполнены, оснований для выдачи разрешения на строительство не имеется. Просил в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, «б», с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Для осуществления строительства на находящемся у него в собственности земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования, ФИО1 обратился в управление архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, который был подготовлен и выдан заявителю ДД.ММ.ГГГГ.

После этого, ФИО1 во исполнение положений ст.51 Градостроительного Кодекса РФ обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство ему было отказано, в связи с тем, что земельный участок по адресу: <адрес>, «б», с кадастровым номером , расположен в зоне кратковременного затопления с периодичностью до несколько раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневых, обвально-осыпных процессов в соответствии с генеральным планом Небугского сельского поселения <адрес>. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Признавая отказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> законным, и отказывая в административном иске ФИО1, суд исходит из следующего.

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Предусмотренное пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст.ст.51, 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу п.6 ст.51 Градостроительного кодекса РФ обладают, в том числе, органы местного самоуправления.

Согласно ст.9 Федерального закона №384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение, на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или техногенные воздействия), не вызывали последствий указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Таким образом, вышеприведенными нормами строительство зданий и сооружений в зонах подверженных затоплению допускается, но с соблюдением строительных норм и определенных правил.

Как следует из имеющихся в деле сведений, в соответствии с генеральным планом Небугского сельского поселения Туапсинского района земельный участок с кадастровым номером 23:33:0906002:345, принадлежащий истцу, расположен в зоне с особыми условиями использования территории - водоохраной зоне, на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зоне кратковременного затопления с периодичностью до несколько раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневых, обвально-осыпных процессов.

Согласно ч.1 ст.67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Распоряжением правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ также запрещено размещение в зонах потенциального затопления новых объектов капитального строительства.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч.5 ст.67.1 Водного кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

Согласно п.3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.

В п.4 Правил указано, что при подготовке предложений учитываются: а) геодезические и картографические материалы, выполненные в соответствии с Федеральным законом "О геодезии и картографии", а также данные обследований по выявлению паводкоопасных зон; б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети; в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов; г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ; д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ; е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов; ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

При этом, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п.18 «Правил определения границ зон затопления, подтопления», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно выданному истцу градостроительному плану земельного участка, строительство жилого дома на указанном участке без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.

Вместе с тем, в материалы дела административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих проведение комплекса защитных мероприятий, достаточных для предотвращения затопления земельного участка, на момент обращения к административному ответчику по вопросу выдачи разрешения на строительство.

Как отмечалось выше, земельный участок истца находится в зоне затопления. Указанное обстоятельство, помимо иных доказательств подтверждается схемой планировочной организации земельного участка, схемой расположения земельного участка на территории МО <адрес> с указанием особых условий (ограничений) использования территории генерального плана Небугского сельского поселения <адрес>.

Доводы представителя административного истца в той части, что зоны подтопления не внесены в государственный кадастр недвижимости, и в сведениях в ЕГРП по данному участку отсутствуют ограничения (обременения), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку регистрация такого обременения (ее отсутствие) не исключает земельный участок истца из зоны, подверженной риску возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

В силу ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В соответствии с ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1. проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2. проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 3. выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Поскольку градостроительный план земельного участка содержит указание на проведение комплекса инженерных мероприятий по предотвращению затопления, то отсутствие доказательств проведения таких мероприятий, является основанием, в силу вышеприведенных правовых норм, для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Содержащие сведения о зоне затопления в месте нахождения земельного участка ФИО1 акты органа местного самоуправления не оспорены и не отменены.

Таким образом, отказ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома до проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативных воздействия вод в зоне затопления не нарушает его права, поскольку установленные ограничения направлены на защиту жизни и здоровья граждан.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, через Туапсинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: