РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2020 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Зиганьшиной Л.Ф.,
с участием представителя административного истца Полевик В.С., и представителя административного ответчика МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» Хохрякова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-674/2020 по административному иску прокурора Чунского района Иркутской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрация Октябрьского муниципального образования» о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование административных исковых требований к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» прокурор Чунского района указал, что территория данного муниципального образования включает большое разнообразие видов и типов полезных ископаемых, характеризующихся различным возрастом, происхождением, минерально-вещественным составом и качеством руд, масштабом разведанных запасов и оценённых прогнозных ресурсов. При проведении мониторинга правоприменительной деятельности в сфере недропользования прокуратурой установлено, что администрацией не разработан и не утверждён правовой акт, регламентирующий осуществление предусмотренного Законом о недрах муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Администрация Октябрьского муниципального образования» ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: <адрес>, выразившееся в неосуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также отсутствии административного регламента, регулирующего осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Октябрьского муниципального образования» ОГРН <данные изъяты> ИНН/КПП <данные изъяты> организовать муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также принять административный регламент, регулирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании пом. прокурора Чунского района Иркутской области Полевик В.С. требования административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика по доверенности Хохряков Д.О. согласился с предъявленным иском.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором Чунского района, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьёй 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, поскольку это иные полномочия, предусмотренные ст.5 Закона о недрах и принадлежат они органам местного самоуправления.
В соответствии со ст.1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со ст.17.1 которого органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ».
Пункт 4 ст.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » определяет муниципальный контроль как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В силу положений ч.1 п.п.1 и 2 ч.2 ст.6 вышеуказанного Федерального закона определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории перечень видов которого и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведётся в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 66 Устава муниципального образования, администрация муниципального образования организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения; разрабатывает и принимает административные регламенты проведения ежегодных плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ».
Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности в Иркутской области утверждён постановлением правительства Иркутской области от 29.10.2012г. №595-пп, согласно ст.1 которого административным регламентом является муниципальный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области при осуществлении муниципального контроля, регионального контроля (надзора), устанавливающий порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа местного самоуправления, его должностными лицами, взаимодействия органа местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, иными органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также организациями при осуществлении муниципального контроля, регионального контроля (надзора).
Судом установлено, что соответствующий правовой акт, устанавливающий порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок административным ответчиком не разработан и не утверждён, что ведёт к отсутствию правового регулирования соответствующих правоотношений, неопределённости требований к юридическим лицам и предпринимателям и, как следствие, к нарушению прав Российской Федерации как собственника недр и Иркутской области как субъекта Российской Федерации на совместное решение вопросов владения, пользования, распоряжения недрами, на получение зачисляемых в федеральный бюджет и бюджет Иркутской области разовых платежей за пользование недрами при наступлении определённых событий, оговорённых в лицензии, и в конечном счёте препятствует законному осуществлению органом местного самоуправления установленных федеральным законом полномочий по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых и при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные доказательства, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу о наличии у администрации Октябрьского муниципального образования бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, и считает обоснованным и подлежащим удовлетворению иск прокурора как о признании вышеуказанного бездействия незаконным, так и о возложении на администрацию обязанности организовать муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, по разработке и утверждению соответствующего правового акта.
При этом, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Администрация Октябрьского муниципального образования» ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты>, зарегистрированное по адресу: <адрес>, выразившееся в неосуществлении муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также отсутствии административного регламента, регулирующего осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Октябрьского муниципального образования» ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты> организовать муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также принять административный регламент, регулирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Иркутского областного суда через Чунский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 08 сентября 2020 года.
Судья Е.В. Шурыгина