ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-674/2021 от 07.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 07 апреля 2021 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре Дмитриевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 674/2021 по административному иску ИФНС России по г.Тамбову к ФИО1 о взыскании пени по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г.Тамбову обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по земельному налогу в сумме 122, 31 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО1 направлено налоговое уведомление от 12.10.2016 № 71770393 на уплату земельного налога за 2015 год.

В связи с тем, что административный ответчик уклонялся от уплаты налога, ему начислены пени в размере 122, 31 руб. и в соответствии со ст.ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от 25.02.2017 № 2720.

В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по пени в указанном размере.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Тамбовской области ФИО2 требования поддержал, указав, что пени начислены на недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 4317 руб. за период с 02.12.2016 по 24.04.2017.

ФИО1 в судебном заседании возражала против требований административного иска, указав, что она получила налоговое уведомление от 12.10.2016 № 71770393, в том числе на уплату земельного налога за 2015 год. Однако в строке уплаты была указана цифра «0». Позвонив в ИФНС России по г.Тамбову, ей было разъяснено, что платить земельный налог за 2015 год не нужно в связи с имеющейся у нее переплатой. Вместе с тем в дальнейшем она получила требование от 25.02.2017 № 2720 с суммой задолженности по земельному налогу 4317 руб. и пени 122, 31 руб. Задолженность по налогу 20.03.2017 ФИО1 оплатила, а с начисленными пени не согласна, поскольку считает, что с учетом указанных обстоятельств обязанность налогоплательщика ею была исполнена своевременно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В Определении от 18.07.2017 № 1720-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3). Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (в частности, при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом Налоговым кодексом Российской Федерации установлен срок, в пределах которого налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление - не позднее 30 дней до наступления срока платежа (пункт 2 статьи 52).

Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, преследует цель своевременного и безошибочного исполнения конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, принят федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий и направлен на обеспечение прав налогоплательщиков, а не на их ограничение и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

В силу пункта 1 статьи388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено упомянутым пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи391, пункт 3 статьи396 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи58 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В соответствии с пунктом 4 статьи57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Из материалов дела следует, что в налоговом уведомлении от 12.10.2016 № 71770393 указана сумма земельного налога за 2015 год «0» руб.

Таким образом, публично-правовая обязанность уплатить земельный налог за 2015 год у ФИО1 не возникла.

При таких обстоятельствах начисление пени в сумме 122, 31 руб. является неправомерным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления о взыскании с ФИО1 пени по земельному налогу в сумме 122, 31 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 12.04.2021

Судья Е.С. Воронцова