Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подлинник
Дело № 2 а-674\2022 год
23 мая 2022 года город Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Н.В., при секретаре Устиновой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области к Автономной некоммерческой организации помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», ФИО1, ФИО2, заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области обратилось с административными исковыми требованиями к Автономной некоммерческой организации помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», ФИО1, ФИО2, заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 6-9, 47).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании учредителей принято решение о создании Автономной некоммерческой организации помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», учредителями которой являются ФИО1, ФИО2 Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области № 915-р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации создания организации-ответчика. АНО помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 30.09.2015 года. Запись о создании организации-ответчика внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №. Организацией-ответчиком в нарушение требований п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не представлена в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области ежегодная отчетность за 2019, 2020, 2021 годы, что является основанием для предъявления в суд данного иска, в связи с чем, административный истец просит: ликвидировать Автономную некоммерческую организацию помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», исключив из ЕГРЮЛ сведения о данной некоммерческой организации (л.д. 6-9, 47).
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, не явился. Административный истец письменно просил суд рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. 6-9).
В судебное заседание представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», административные ответчики ФИО1, ФИО2, а также представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в судебное заседание, не представили. Административные ответчики и заинтересованное лицо также не представили письменных возражений по существу заявленных административных исковых требований и доказательств, их подтверждающих, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В силу требований ч. 4 ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании учредителей принято решение о создании Автономной некоммерческой организации помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», учредителями которой являются ФИО1, ФИО2 (л.д. 10-13).
Судом установлено, что Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области № 915-р от 23.12.2015 года принято решение о государственной регистрации создания организации-ответчика (л.д. 14).
Судом установлено, что АНО помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-18).
Судом установлено, что запись о создании организации-ответчика внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером № (л.д. 108-110).
В соответствии с абзацем 2 п. 2 и п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу п. 4.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
П. 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных ФЗ «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства РФ и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством РФ (подпункты "а", "г" и "д" п. 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного ФЗ).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому, названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено, что административным ответчиком АНО помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», в нарушение требований п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не представлена в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области ежегодная отчетность за 2019, 2020, 2021 годы, в связи с чем, административным истцом в адрес административного ответчика АНО помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны» было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29- 31) об устранении указанных нарушений ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», с указанием срока устранения нарушений до 18.01.2022 года, которое до настоящего времени не исполнено (л.д. 47, 82).
Судом также установлено, что Постановлением мирового судьи судебного участка № 76 Тверской области от 15.10.2021 года по делу № 5-778\2021 АНО «Больничные Клоуны» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КОАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 24-28).
Таким образом, судом установлено, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика, последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации. При этом решение суда о ликвидации некоммерческой организации без возложения обязанности по ликвидации на ее учредителей не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации.
В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области удовлетворить.
Признать Автономную некоммерческую организацию помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», зарегистрированную в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за №, прекратившей свою деятельность, ликвидировав данную автономную некоммерческую организацию.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об Автономной некоммерческой организации помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за №, в связи с ликвидацией данного юридического лица.
Решение в окончательной форме принято 23 мая 2022 года.
На данное решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Леонтьева