РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016г. г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
при секретаре Кутлалиевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: <...> административное дело №2а-6756/2016 по административному иску ФИО1 к Городской Думе муниципального образования «Город Астрахань» о признании решения об освобождении от осуществления полномочий депутата на постоянной основе незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что он являлся депутатом Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» на постоянной основе. Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. он освобожден от осуществления полномочий на постоянной основе. Однако при принятии указанного решения был нарушен Регламент Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань», поскольку депутат ФИО2 предложил рассмотреть вопрос о лишении его статуса депутата на постоянной основе без каких-либо оснований и мотивировки вносимого предложения; в голосовании принимало участие только № депутата, поскольку 9 депутатов покинули зал в знак протеста; минимум пять депутатов голосовали в его поддержку, а один депутат вынес бюллетень из зала голосования. Кроме того, любое решение представительного органа местного самоуправления должно быть законным и обоснованным. В связи с этим он был вынужден обратиться в суд и просит признать незаконным и отменить решение Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» № от ДД.ММ.ГГГГг.
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представители Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, указав, что оспариваемое решение принято в строгом соответствии с Регламентом Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» и права ФИО1 данным решением не нарушены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 12 Регламента Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 29 января 2016г. № 8, депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, избирается путем проведения тайного голосования большинством голосов от числа депутатов, избранных в Городскую Думу. Выборы проводятся на заседании Городской Думы, предложения по кандидатурам вносятся депутатами Городской Думы.
Депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, подотчетен Городской Думе и может быть освобожден от должности путем голосования на заседании Городской Думы большинством голосов от числа депутатов, избранных в Городскую Думу.
Депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, выполняет функции в соответствии с избранным направлением работы в Городской Думе, а также отдельные поручения Городской Думы и главы муниципального образования «Город Астрахань».
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГг. на заседании Городской Думы депутат ФИО1 избран на должность депутата Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань», осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. за № депутат ФИО1 освобожден от занимаемой должности депутата Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань», осуществляющего свои полномочия на постоянной основе.
Судом проверен порядок принятия указанного решения и установлено следующее.
Статьей 33 Устава муниципального образования «Город Астрахань» в соответствии со статьей 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена численность депутатов Городской Думы, которая составляет 36 человек. Количество избранных депутатов Городской Думы на ДД.ММ.ГГГГ года составляло <данные изъяты> человек.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Устава муниципального образования «Город Астрахань» заседания Городской Думы правомочны, если на них присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Городской Думы.
Как усматривается из протокола № заседания Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. на нем присутствовало <данные изъяты> депутата. Таким образом, заседание ФИО6 являлось правомочным.
Также согласно указанному протоколу при утверждении повестки дня депутатом ФИО2 внесены предложения о внесении в повестку дня вопроса об освобождении от должности депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе ФИО1, рассмотрении данного вопроса первым, проведении по этому вопросу процедуры тайного голосования.
Согласно статье 27 Регламента, в начале каждого заседания Городской Думы обсуждается и утверждается повестка дня заседания.
Вопросы о включении поступивших предложений в проект повестки дня, о снятии предложений с повестки дня и утверждении проекта повестки дня в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Исходя из протокола заседания, за включение в повестку дня вопроса об освобождении от должности депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе ФИО1, проголосовало <данные изъяты> депутатов, то есть большинство от присутствующих. Депутаты выразили свою позицию и мнение по включению вопроса, предложенного ФИО2 путем открытого голосования, что ФИО1 в судебном заседании не оспаривалось.
Предложение ФИО2 о проведении тайного голосования и результаты голосования за данное предложение соответствуют статьям 35, 38 Регламента, в соответствии с которыми на заседаниях Городской Думы решения принимаются открытым или тайным голосованием. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных Уставом муниципального образования «Город Астрахань», Регламентом Городской Думы, иными муниципальными правовыми актами Городской Думы, а также по решению Городской Думы, если за него проголосовало большинство от числа депутатов, присутствующих на заседании.
За проведение тайного голосования, согласно протоколу, проголосовало <данные изъяты> депутатов.
В силу требований ст. 38 Регламента Городской Думы для проведения тайного голосования и определения его результатов Городская Дума открытым голосованием избирает из числа депутатов счетную комиссию в количестве не менее трех человек. В счетную комиссию не могут входить депутаты, по чьим кандидатурам проводится голосование.
Председатель и секретарь счетной комиссии избираются членами счетной комиссии из ее состава, о чем составляется протокол, который принимается Городской Думой к сведению. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов счетной комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии. Протокол счетной комиссии о форме бюллетеней утверждается Городской Думой. Количество бюллетеней должно соответствовать числу избранных депутатов Городской Думы. Бюллетени для тайного голосования должны содержать всю необходимую для принятия решения информацию.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются депутатам председателем счетной комиссии.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов. При получении бюллетеня депутат расписывается против своей фамилии в указанном списке.
Заполнение бюллетеней производится депутатами в кабине для тайного голосования.
При подсчете голосов счетная комиссия, прежде всего, выявляет недействительные бюллетени. Недействительными бюллетенями считаются: бюллетени неустановленной формы; бюллетени, в которых при избрании на выборные должности оставлены две и более кандидатуры на одну должность; бюллетени, в которых при голосовании по решению оставлены два и более вариантов; бюллетени, в которых не проставлено ни одной отметки.
Фамилии и варианты формулировок, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются.
О результатах тайного голосования счетная комиссия принимает решение, оформляет протокол, который подписывается председателем, секретарем и членами счетной комиссии и прикладывается к протоколу заседания Городской Думы.
В протоколе счетной комиссии указываются: число депутатов, установленное для Городской Думы; число депутатов, избранных в Городскую Думу; число депутатов, присутствующих на заседании Городской Думы; число депутатов, получивших бюллетени; число бюллетеней, обнаруженных в избирательном ящике (избирательных ящиках); число голосов, поданных "за"; число голосов, поданных "против"; число бюллетеней, признанных недействительными.
Протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования после его оглашения председателем счетной комиссии и результаты тайного голосования утверждаются Городской Думой и оформляются решением Городской Думы без дополнительного голосования.
Протокол тайного голосования с приложениями к нему запечатывается в конверт и сдается на хранение в аппарат Городской Думы. На конверте делается надпись о дате проведения тайного голосования на заседании Городской Думы и содержании предложения, по которому оно проводилось.
Как усматривается из протокола № заседания Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. для проведения тайного голосования и определения его результатов Городской Думой открытым голосованием из числа депутатов была избрана счетная комиссия в количестве трех человек.
За персональный состав счетной комиссии в лице депутатов - ФИО5, ФИО7, ФИО8 голосовали: «за» – 20, не голосовали – 12.
При этом недоверия составу счетной комиссии никто из депутатов, в том числе и ФИО1 не выразили.
ФИО1 и другим депутатам была предоставлена возможность выступить. После чего члены счетной комиссии удалились из зала заседаний для подготовки протоколов и бюллетеней для проведения процедуры тайного голосования.
В последующем счетная комиссия проинформировала депутатов, что на организационном заседании счетной комиссии были избраны председатель счетной комиссии, секретарь счетной комиссии, а также депутаты были ознакомлены с формой бюллетеня для тайного голосования. В соответствии с пунктами 3,4 статьи 38 Регламента протокол счетной комиссии об избрании председателя и секретаря счетной комиссии был принят Городской Думой к сведению («за» голосовали 30), а протокол счетной комиссии о форме бюллетеня для тайного голосования был утвержден Городской Думой («за» голосовали 31).
Было предоставлено слово для выступления депутатам, выступали: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО1
Далее в соответствии со статьей 38 председатель счетной комиссии предложила депутатам получить бюллетени для тайного голосования и проголосовать в кабинке для тайного голосования.
После проведения голосования и подсчета голосов председатель счетной комиссии огласила результаты тайного голосования по освобождению от должности депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, ФИО1:
– число депутатов, установленных для Городской Думы – <данные изъяты>
– число депутатов, избранных в Городскую Думу – <данные изъяты>;
– число депутатов, присутствующих на заседании Городской Думы – <данные изъяты>
– число депутатов, получивших бюллетени – <данные изъяты>
– число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования – <данные изъяты>
Число голосов, поданных во время голосования по освобождению от должности депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, ФИО1:
за (освобождение) – <данные изъяты> депутатов, против (освобождения) – <данные изъяты>
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Регламента председателем счетной комиссии внесено предложение утвердить протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования, и согласно протоколу «за» утверждение протокола и результатов тайного голосования голосовали 19 депутатов, не голосовали 6.
Таким образом, по результатам тайного голосования депутат ФИО1 освобожден от осуществления полномочий на постоянной основе. При этом процедура принятия решения, предусмотренная Регламентом Городской Думы, вопреки доводам административного истца, была полностью соблюдена.
Протоколы счетной комиссии по проведению тайного голосования в запечатанном конверте были переданы на хранение в аппарат Городской Думы, что также соответствует пункту 11 статьи 38 Регламента и подтверждается представленными доказательствами.
Кроме того, в ходе проведения прокурорской проверки по обращению ФИО1 была произведена процедура вскрытия конверта с итогами тайного голосования, в том числе в присутствии ФИО1 В результате вскрытия конверта при пересчете бюллетеней для тайного голосования расхождений со сведениями, внесенными в протокол счетной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГг., не выявлено, что отражено в акте вскрытия конверта от ДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, решение Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГг. за № принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением порядка принятия такого решения, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для его отмены не имеется и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы административного истца о том, что предложение депутата ФИО2 об освобождении ФИО1 от осуществления полномочий на постоянной основе не было мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку Регламентом Городской Думы и нормативными правовыми актами, регулирующими данный вопрос, указание мотивов для принятия такого решения, не требуется.
Доводы ФИО1 о том, что результаты тайного голосования по вопросу об освобождении его от осуществления полномочий на постоянной основе были иными, также не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами.
Другие доводы административного иска также не могут быть основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Городской Думе муниципального образования «Город Астрахань» о признании решения об освобождении от осуществления полномочий депутата на постоянной основе незаконным и его отмене отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2016г.
Судья: