Дело № 2а – 675/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Шевченко П.В.
при секретаре судебного заседания Луханиной С.В.
с участием представителя административного истца – старшего помощника Туапсинского транспортного прокурора ФИО3
административного ответчика - представителя администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Туапсинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района о признании незаконным бездействия, заинтересованные лица ОАО «РЖД», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея,
У С Т А Н О В И Л:
Туапсинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Туапсинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района о признании незаконным бездействия администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости сооружения – пешеходный переход через железнодорожные пути (мост), расположенного над железнодорожным полотном на земельном участке полосы отвода железной дороги (кадастровый квартал) № в районе пансионата «Шепси» в границах 1893 км ПК1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района и возложении на администрацию Шепсинского сельского поселения Туапсинского района обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постанове на учет объекта недвижимости сооружения – пешеходный переход через железнодорожные пути (мост), расположенного над железнодорожным полотном на земельном участке полосы отвода железной дороги (кадастровый квартал) № в районе пансионата «Шепси» в границах 1893 км ПК1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, заявленные требования поддержала и пояснила, что Туапсинской транспортной прокуратурой в феврале 2019 года при проведении проверки соблюдения требований законодательства при содержании искусственных сооружений, на земельном участке полосы отвода железной дороги выявлен объект недвижимого имущества, собственник которого неизвестен. При проведении обследования земельного участка полосы отвода железной дороги в селе Шепси Туапсинского района (кадастровый квартал №), переданного в аренду открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, установлено, что в районе пансионата «Шепси», в границах 1893 км ПК 1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района над железнодорожным полотном расположен пешеходный переход через железнодорожные пути (мост).
Согласно информации, полученной из Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также из Департамента имущественных отношений Краснодарского края сведения о вышеназванном сооружении в Реестре федерального имущества отсутствуют, для внесения в реестр государственной собственности Краснодарского края в установленном порядке сведения об указанном сооружении не предоставлялись. Межмуниципальным отделом по г. Горячий ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю, представлена информация о невозможности предоставления сведений из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект. Инвентаризация в отношении моста, согласно сведениям Отдела ГБУ Краснодарского края «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Туапсинскому району, а также производственного участка «Туапсинский» Сочинского отделения Южного филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не проводилась, в архивах учреждений инвентарное дело на сооружение отсутствует. Не подтверждена принадлежность сооружения и структурным подразделениям ОАО «РЖД», отсутствуют сведения о принадлежности данного объекта и лицах его возводивших в Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - ОАО «РЖД». Из ответов администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, администрации муниципального образования Туапсинский район следует, что пешеходный переход (мост) в Реестрах муниципального имущества не числится. Информация о выданном разрешении на строительство сооружения в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район отсутствует. Не состоит указанное сооружение и на балансе АО «Пансионат «Шепси». При этом, осмотром сооружения, установлено, что пешеходный мост используется жителями и гостями села Шепси для удобного и безопасного перехода через железнодорожные пути из одной части населённого пункта в другую, в частности, на территорию пляжа.
Поскольку право собственности на сооружение в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, следовательно, данный объект является бесхозяйным имуществом. По причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанного объекта его содержание надлежащим образом не осуществляется, что создает угрозу безопасности как неограниченному кругу лиц, использующему объект инфраструктуры, так и безопасности движения железнодорожного транспорта, в том числе пассажирского, следующего на данном направлении. Поскольку собственник сооружения отсутствует и объект недвижимости расположен в административных границах муниципального образования Шепсинского сельского поселения, администрация обязана обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии сооружения на учёт как бесхозяйное имущество. Бездействие администрации Шепсинского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер по инициированию процесса постановки бесхозяйного имущества на учёт, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности и как следствие нарушении права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просила суд удовлетворить административное исковое заявление.
Представитель ответчика - администрация Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, действующий на основании доверенности ФИО8 в судебном заседании возражал в удовлетворении требований, пояснив, что согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. В силу статьи 1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 710, пешеходные мосты над железнодорожными путями являются составными частями подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта. Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности, в частности, эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Таким образом, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования не может находиться в муниципальной собственности. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года возможность передачи объектов отраслей железнодорожного транспорта в муниципальную собственность не предусмотрена, поскольку как указано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт общего пользования это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Из буквального толкования постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» следует, что пешеходные мосты над железнодорожными путями должны находиться исключительно в государственной собственности. Как следует из ответа Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае от 11.02.2019г. № 23/1-7-2019/36, имеющегося в материалах данного гражданского дела, в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 03.07.1998г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», а также от 16.07.2007г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» внесение объектов в реестр федерального имущества носило и носит заявительный характер, отсутствие сведений об объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества не исключает его принадлежность к собственности Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Объект недвижимого имущества - пешеходный переход через железнодорожные пути (мост), расположенный над железнодорожным полотном, на земельном участке полосы отвода железной дороги (кадастровый квартал 23:33:0204002) в районе пансионата «Шепси» в границах 1893 км ПК 1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского район, в силу своей правовой природы не может являться бесхозяйной вещью, так как на основании вышеназванных положений закона определено кто является его собственником. Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае по состоянию на сегодняшний день не приняло должных мер по внесению спорного объекта в реестре федерального имущества, не подтверждает обстоятельство об обязании администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района поставить его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. При постановке пешеходного перехода через железнодорожные пути (мост) на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи и последующего принятия его в муниципальную собственность может повлечь для администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района дополнительные расходы на его содержание. Администрация Шепсинского сельского поселения Туапсинского района не является и не может являться владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, в судебное заседание не явился, предоставил в суд объяснения по административному исковому заявлению, в котором просил привлечь к участию в деле Федеральное агентство железнодорожного транспорта, при этом указал, что пешеходные мосты через железнодорожные пути относятся к объектам инфраструктуры, находящимся в ведении ОАО «РЖД».
Представитель заинтересованного лица – ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, предоставил в суд отзыв на административный иск, согласно которого просит рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает исковые требования, при этом указывает, что пешеходный переход на 1898 км ПК -1 ст.Шепси на балансе ОАО «РЖД» не числится. Данный объект не задействован железной дорогой в эксплуатации, служит для перехода отдыхающих и местных жителей для перехода на территорию пляжа, не имеет доступа к железнодорожной платформе, находится в отдаленности от железнодорожного комплекса.
По ходатайству участвующего в деле прокурора в судебном заседании допрошен в качестве свидетеля представитель ОАО «РЖД» ФИО7., который пояснил, что он работает главным инженером Федеральной дистанции инженерных сооружений. Работает с 2013 года. Пешеходный надземный переход находится на 1893 км ПК1 железнодорожной станции Шепси. В конце 2018 года совместно с представителями пансионата Шепси проводился осмотр. Состояние моста удовлетворительное, безопасности движения поездов не угрожает. Когда и кем построен мост, неизвестно. Пешеходный переход не связан с инфраструктурой РЖД, то есть не имеет выход на пассажирские платформы и не участвует в техническом процессе, является транзитом со стороны п/о Шепси на пляжную территорию. В 2014 или 2015 году окраской перильных ограждений занимался п/о Шепси. В соответствии с внутренними правилами и инструкциями, подобные сооружения подлежат осмотру два раза в год. Аналогичные мосты есть и на других станциях, но они имеют выход на железнодорожную платформу.
Суд, выслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, свидетеля и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные Туапсинским транспортным прокурором административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что Туапсинской транспортной прокуратурой в феврале 2019 года при проведении проверки соблюдения требований законодательства при содержании искусственных сооружений, на земельном участке полосы отвода железной дороги выявлен объект недвижимого имущества, собственник которого не известен.
При проведении обследования земельного участка полосы отвода железной дороги в селе Шепси Туапсинского района (кадастровый квартал №), переданного в аренду открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, установлено, что в районе пансионата «Шепси», в границах 1893 км ПК 1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района над железнодорожным полотном расположен пешеходный переход через железнодорожные пути (мост).
Согласно информации, полученной из Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также из Департамента имущественных отношений Краснодарского края сведения о вышеназванном сооружении в Реестре федерального имущества отсутствуют, для внесения в Реестр государственной собственности Краснодарского края в установленном порядке сведения об указанном сооружении не предоставлялись.
Межмуниципальным отделом по г. Горячий ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю, представлена информация о невозможности предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на объект.
Инвентаризация в отношении моста, согласно сведениям Отдела ГБУ Краснодарского края «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Туапсинскому району, а также производственного участка «Туапсинский» Сочинского отделения Южного филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не проводилась, в архивах учреждений инвентарное дело на сооружение отсутствует.
Не подтверждена принадлежность сооружения и структурным подразделениям ОАО «РЖД», отсутствуют сведения о принадлежности данного объекта и лицах его возводивших в Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - ОАО «РЖД».
Из ответов администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, администрации муниципального образования Туапсинский район следует, что пешеходный переход (мост) в Реестрах муниципального имущества не числится.
Информация о выданном разрешении на строительство сооружения в управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район отсутствует, также не состоит указанное сооружение и на балансе АО «Пансионат «Шепси».
Таким образом, судом установлен факт отсутствия собственника на пешеходный переход через железнодорожные пути, расположенные над железнодорожным полотном на земельном участке полосы отвода железной дороги (кадастровый квартал) 23:33:0204002 в районе пансионата «Шепси» в границах 1893 км ПК1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что пешеходный переход используется жителями и гостями села Шепси для удобного и безопасного перехода через железнодорожные пути из одной части населённого пункта в другую, в частности, на территорию пляжа.
Необходимость в постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйной вещи обусловлена отсутствием субъекта, который в силу нахождения на его балансе данного моста, обязан осуществлять контроль за ним, принимать меры к предотвращению его разрушения, что неминуемо ставит под угрозу безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Исходя из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий. Невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности создает угрозу безопасности граждан, и как следствие невыполнение обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Довод ответчика о том, что спорный объект входит в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования со ссылкой на ФЗ от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и Постановления Правительства от 15.07.2010 года N 525 "Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" материалами дела не подтвержден.
Предоставленная законом возможность отнесения пешеходных переходов к железнодорожной инфраструктуре не свидетельствует о том, что указанный переход относится к таковой и является собственностью ОАО "РЖД".
По мнению суда, в связи с бездействием администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, выражающиеся в непринятии мер по инициированию процесса постановки бесхозяйного имущества на учет, а также отсутствием собственника спорного объекта и возможности реализовать меры по содержанию пешеходного перехода в надлежащем состоянии, создается угроза безопасности движения на железнодорожном транспорте и причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Совокупность указанных обстоятельств влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного пешеходного перехода на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Туапсинским транспортным прокурором административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Туапсинского транспортного прокурора удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постанове на учет как бесхозяйного объекта недвижимости сооружения – пешеходный переход через железнодорожные пути (мост), расположенного над железнодорожным полотном на земельном участке полосы отвода железной дороги (кадастровый квартал) 23:33:0204002 в районе пансионата «Шепси» в границах 1893 км ПК1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района.
Возложить на администрацию Шепсинского сельского поселения Туапсинского района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постанове на учет объекта недвижимости сооружения – пешеходный переход через железнодорожные пути (мост), расположенного над железнодорожным полотном на земельном участке полосы отвода железной дороги (кадастровый квартал) № в районе пансионата «Шепси» в границах 1893 км ПК1 железнодорожной станции Шепси Туапсинского района в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий
Судья Шевченко П.В.