ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-675/2022 от 14.09.2022 Успенского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-675/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Успенское 14 сентября 2022 года

Успенский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Пушкарского М.Н.

при секретаре Шабалиной Ю.В.

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Успенского района Трубицына В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному искупрокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Убеженского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

В суд поступил административный иск от прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Убеженского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки деятельности администрации Убеженского сельского поселения выявлены нарушения федерального законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг.Администрацией Убеженского сельского поселения на Портале Краснодарского края размещены сведения об оказываемых органом местного самоуправления муниципальных услугах.Однако администрацией Убеженского сельского поселения предоставление всех муниципальных услуг в электронной форме и в полном объеме на Портале Краснодарского края не обеспечено, предоставление муниципальных услуг «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории Убеженского сельского поселения Успенского района в собственность или арендуна торгах», «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов», «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», «Предоставление места для захоронения, создания семейного (родового) захоронения», «Перерегистрация захоронений на других лиц и оформлению удостоверений о захоронении», «Заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Убеженскогосельского поселения Успенского района без предоставления земельных участков и установления сервитутов», «Выдача свидетельства о регистрации (перерегистрации) захоронения», «Принятие решения о создании семейного (родового) захоронения», «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, но не достигшим совершеннолетия» с помощью соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры не предусмотрено, что влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов и «самозанятых» граждан, а также иных лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме. В целях устранения выявленных нарушений, 30.06.2022 прокуратурой района в адрес главы администрации Убеженского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, органом местного самоуправления не принято. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Убеженского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.Обязать администрацию Убеженского сельского поселения принять меры по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

В судебном заседании помощник прокурора Трубицын В.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика в суд не явился, направил возражения на административное исковое заявление, указав, что на сегодняшний день, на сайте «Госуслуги» размещены сведения обо всех предоставляемых муниципальных услугах, из них в электронном виде – 8, после восстановления доступа все услуги будут переведены в электронный вид.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Как было установлено в судебном заседании и согласно материалам дела, прокуратурой района в ходе проверки деятельности администрации Убеженского сельского поселения выявлены нарушения федерального законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг. Администрацией Убеженского сельского поселения на Портале Краснодарского края размещены сведения об оказываемых органом местного самоуправления муниципальных услугах. Однако администрацией Убеженского сельского поселения предоставление всех муниципальных услуг в электронной форме и в полном объеме на Портале Краснодарского края не обеспечено, предоставление муниципальных услуг «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории Убеженского сельского поселения Успенского района в собственность или арендуна торгах», «Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов», «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», «Предоставление места для захоронения, создания семейного (родового) захоронения», «Перерегистрация захоронений на других лиц и оформлению удостоверений о захоронении», «Заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Убеженскогосельского поселения Успенского района без предоставления земельных участков и установления сервитутов», «Выдача свидетельства о регистрации (перерегистрации) захоронения», «Принятие решения о создании семейного (родового) захоронения», «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, но не достигшим совершеннолетия» с помощью соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры не предусмотрено, что влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов и «самозанятых» граждан, а также иных лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме. В целях устранения выявленных нарушений, 30.06.2022 прокуратурой района в адрес главы администрации Убеженского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, органом местного самоуправления не принято (л.д. 6-11).

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление врамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ в числе основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг закреплен принцип возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу п. 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, в том числе, на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона № 210-ФЗ, регламентирующей требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, предусмотрено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме может осуществляться подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которыхранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2012 № 680 «О региональных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждено положение о Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (https://pgu.krasnodar.ru/) (далее – Портал Краснодарского края), который является государственной информационной системой Краснодарского края, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг.

Портал Краснодарского края обеспечивает, в том числе, доступ физических лиц и организаций к сведениям о предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных услугах, (исполняемых функциях), содержащимся в Реестре Краснодарского края и в реестрах муниципальных услуг (функций).

Оказание муниципальных услуг в электронном виде способствует развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечивает свободу экономической деятельности и облегчает процесс получения муниципальных услуг хозяйствующими субъектами.

Бездействие администрации Убеженского сельского поселения в части не принятия мер по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края, нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) служит основанием для обращения прокурора в суд вцелях защиты прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вышеперечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Руководствуясь статьями 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Убеженского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления– удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Убеженского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Обязать администрацию Убеженского сельского поселения принять меры по принятию мер по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронном виде и актуализации данных, размещенных на региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Полный текст мотивированного решения составлен 23.09.2022.

Судья

Успенского районного суда М.Н. Пушкарский