76RS0024-01-2021-004253-59
Дело № 2а-675/2022 Принято в окончательной форме 30.05.2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,
при секретаре Дёминой В.Э.,
с участием:
представителя административного истца ФИО2,
представителем административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, Управлению ФНС РФ по Ярославской области о признании незаконным и отмене решения налогового органа, возложении обязанности произвести возврат государственной пошлины,
установил:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику, просит:
- признать незаконным и отменить решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР об отказе ФИО4 в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа),
- возложить на Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области обязанность произвести возврат уплаченной административным истцом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА государственной пошлины в размере 4000 руб.
В обоснование требований указано, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО4 уплачена государственная пошлина в МИФНС № 7 по ЯО за регистрацию юридического лица в размере 4000 руб., оплата госпошлины произведена с использованием карты безналичным способом. Административный истец обратился к ответчику с заявлением о возврате государственной пошлины в размере 4000 рублей, предоставив при этом документы, подтверждающие факт уплаты государственной пошлины.
Решением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА налоговый орган со ссылкой на п. 3 ст. 333.40 НК РФ отказал административному истцу в возврате государственной пошлины в связи с тем, что по чеку-ордеру от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА плательщиком является иное лицо и именно он может обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Обжалуемое решение об отказе в возврате государственной пошлины было получено административным истцом в начале июня 2021 года при личном обращении в налоговый орган.
Согласно представленному налоговым органом списку НОМЕР внутренних почтовых отправлений от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА административному истцу в адрес: <адрес>, было направлено решение о зачете (возврате) НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Решение МИФНС России № 7 по Ярославской области направлено в ненадлежащий адрес, поэтому ранее административный истец его не получал. Таким образом, налоговым органом нарушен порядок уведомления административного истца как плательщика государственной пошлины о принятом решении, документы, подтверждающие факт и дату получения обжалуемого решения, отсутствуют. Лицом, уплатившим госпошлину, является ФИО4
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ФНС РФ по Ярославской области.
Административный истец в судебном заседании не присутствовал, его представитель в судебном заседании требования поддержала, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика МИФНС № 7 по ЯО в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного соответчика Управления ФНС РФ по Ярославской области в судебном заседании не присутствовал, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 4 000 рублей.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются: организации; физические лица.
Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
Согласно п.п. 2 п. 1. ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
Согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Исходя из положений абзацев 4, 5 п. 1, п. 8 ст. 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, однако иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Согласно п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено судом и следует из представленных в дело доказательств, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА от имени ФИО ФИО4 в отделении ПАО Сбербанк № 0017 проведена операция НОМЕР платежным средством карта платеж в размере 4000 руб. (чек-ордер ПАО Сбербанк – л.д. 12).
В документе Подтверждение платежа ПАО Сбербанк (сформирован ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) по исполненной операции от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА плательщиком платежа в размере 4000 руб. указан ФИО4
При этом документ содержит информацию об ИНН плательщика НОМЕР (л.д. 13).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО4 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченной государственной пошлины в размере 4000 руб., приложив указанный выше чек-ордер от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ФИО4 отказано в возврате государственной пошлины в размере 4000 руб. в соответствии с п. 3 ст. 333.40 НК РФ - заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины.
Между тем, плательщиком по чеку-ордеру от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА согласно ИНН плательщика НОМЕР является иное лицо – ФИО1, который вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины.
Согласно списку внутренних отправлений от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА налоговый орган направил заявителю копию оспариваемого решения по адресу: <адрес> который был указан самим административным истцом в заявлении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В связи с чем, доводы административного истца о направлении копии решения по неверному адресу подлежат отклонению.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР жалоба ФИО4 на действия Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области, связанные с отказом в возврате государственной пошлины, оставлена без удовлетворения.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрена совокупность условий для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом в силу ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказать законность оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган (организацию, должностное лицо), чьи действия оспариваются. В то время, как обязанность доказать нарушение прав оспариваемыми действиями, в силу положений ст. 226 КА РФ, возложена на лицо, обратившееся в суд с ответствующим требованием.
Предусмотренный ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд административным истцом не пропущен, что административным ответчиком не оспаривается.
Анализ представленных в дело доказательств позволяет суду согласиться с доводами административного ответчика и отказывает в удовлетворении административных требований. Предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований не установлено.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность условий для удовлетворения административного иска - несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца - не установлена, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
МИФНС № 5 по ЯО, принимая оспариваемое решение, действовала в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке и срок.
Как указано выше, плательщиком государственной пошлины по чеку-ордеру от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО4 не является, таковым является плательщик с НОМЕР, т.е. ФИО1
Доказательств об ином материалы дела не содержат, как не свидетельствуют об обратном и представленные в дело доказательства.
Таким образом, административный истец не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
На основании изложенного, в удовлетворении административных исковых требований суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Л. Андрианова