ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-676/2017 от 29.03.2017 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-676/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 марта 2017 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. с участием прокурора Миткус Н.Ф. при секретаре Максимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чита административное дело

по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в интересах муниципального образования «Арахлейское» к администрации сельского поселения «Арахлейское» об обязании сформировать реестр расходных обязательств и сводную бюджетную роспись с января 2017 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав следующее: прокуратурой в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления бюджетного законодательства установлено, что администрацией СП «Арахлейское» в нарушение ст. 87 Бюджетного кодекса РФ не ведется реестр расходных обязательств, в нарушение ст. 217 Бюджетного кодекса РФ не сформирована сводная бюджетная роспись. В связи с отсутствием реестра расходных обязательств и сводной бюджетной росписи не представляется возможным проверить достоверность отражения администрацией на начало и в течение финансового года остатков по счетам бухгалтерского учета, а также соответствие показателей бюджета поселения, принятого на очередной финансовый год, с показателями отчета о его исполнении по утвержденным доходам и расходам бюджета.

Просит суд обязать администрацию СП «Арахлейское» сформировать реестр расходных обязательств и сводную бюджетную роспись с января 2017 года.

Прокурор Миткус Н.Ф. в судебном заседании требования поддержала.

Глава администрации СП «Арахлейское» Нимаева Д.В. в судебном заседании исковые требования признала, о чем представила суду заявление.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы дела, считает необходимым требования удовлетворить по следующим основаниям.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, как следует из его преамбулы, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

При этом особенности правового положения органов местного самоуправления как участников бюджетного процесса определены Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ).

Согласно п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В соответствии со ст. 87 БК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. На основе реестра расходных обязательств осуществляется планирование бюджетных ассигнований.

В силу ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относятся, в том числе: ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.

Согласно ст. 6 БК РФ сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В силу ст. 184.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).

Законом (решением) о бюджете утверждаются, в том числе: распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статьей 215.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана по соответствующей классификации расходов, предусмотренной ст. 21 БК РФ.

Согласно ст. 21 БК РФ каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета. В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.

В соответствии со ст. 23.1 БК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, коды классификации операций сектора государственного управления применяются при исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности с целью группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

В судебном заседании установлено, что администрация СП «Арахлейское» является органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, участником бюджетного процесса и главным распорядителем бюджетных средств.

Администрация СП «Арахлейское» является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном законом порядке, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать, юридический адрес: <адрес>, ИНН .

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами СП «Арахлейское» и Уставом сельского поселения «Арахлейское».

Как видно из материалов дела, администрацией СП «Арахлейское» не ведется реестр расходных обязательств и не сформирована сводная бюджетная роспись.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Арахлейское» сформировать реестр расходных обязательств и сводную бюджетную роспись с января 2017 года в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы, представления через Читинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий: