ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-677/18 от 16.11.2018 Нерчинского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2018 года г. Нерчинск

Нерчинский районный суд Забайкальского края

В составе:

председательствующего судьи Помулевой Н.А.,

при секретаре Федоровой Ю.А.,

с участием представителя процессуального истца Плотниковой Н.В,.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску № 2а-677 по иску прокурора Нерчинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой Нерчинского района проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальскою края полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края. 01.08.2018 г. в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации их последствий произведено обследование берега реки «Нерча» вдоль ... в п.с.т. ... протяженностью 500 метров. При подъеме уровня воды в реке, дома по нечетной стороне ... подвергаются затоплению, из-за неоднократных подъемов воды в предыдущие годы произошло обрушение берега, в случае непроведения берегоукрепительных работ существует угроза дальнейшего обрушения берега ... и разрушения домов жителей п.с.т. Заречный. Учитывая, что разрушение берега ... в районе ... в п.с.т. ... влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наносит ущерб земельному фонду, водному объекту, а также создает угрозу безопасному проживанию жителей п.с.т. Заречный. Обязанность по осуществлению полномочий собственника водного объекта, в том числе осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, возложены на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, а обязанность по финансированию необходимых мероприятий – на Федеральное агентство водных ресурсов. На основании изложенного, истец просит просит суд возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность выполнить мероприятия по берегоукреплению берега реки Нерча вдоль ... в пст. ... протяженностью 500 метров путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски в течении 6 месяцев с даты поступления финансирования. Возложить на Федеральное агентство водных ресурсов обязанность профинансировать указанные работы.

Определением суда от 24 октября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

В судебном заседании представитель процессуального истца –помощник прокурора Нерчинского района Плотникова Н.В. требования поддержала в полном объеме, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края, будучи уведомленным о дате рассмотрения дела, в суд не явился. Представитель Министерства Цымбалов П.В., действуя на основании доверенности, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направив отзыв, указал, что в целях реализации переданных полномочий Министерством предпринимались попытки осуществления берегоукрепительных работ в рамках приказа Министерства природных ресурсов РФ от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» за счет субвенций из федерального бюджета. Министерством в 2016 году был подготовлен комплект обосновывающих материалов на мероприятие по разработке проектно-сметной документации укрепления накопительного характера берега реки «Нерча» в п.с.т. ... и заявлен на защиту бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. По итогам рассмотрения материалов от Федерального агентства водных ресурсов получены замечания о капитальности заявленных мероприятий и принятие не принято к финансированию. На основании изложенного, полагает, что Министерством были предприняты все меры для исполнения переданных российской Федерацией полномочий в области водных отношений.

Представитель ответчика Федерального агентства водных ресурсов Воинов И.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, ссылаясь на следующее. Уполномоченным органом исполнительной власти по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в Забайкальском крае является Министерство природных ресурсов Забайкальского края. Финансовое обеспечение переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий осуществляется посредством предоставления средств федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов РФ. Перечень водохозяйственных мероприятий, финансируемых за счет субвенций на соответствующий финансовый год формируется органами исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно. Федеральное агентство водных ресурсов в рамках установленных полномочий и в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств согласовывает указанный перечень на основании пакета обосновывающих материалов. Минфин России осуществляет организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектов РФ и муниципальных образований. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству водных ресурсов отказать.

Представитель заинтересованного лица – Министерства финансов Забайкальского края Лосева М.Н., действующая по доверенности, в письменных пояснениях по делу указала, что на исполнение полномочий в сфере водных отношений бюджету Забайкальского края выделено из федерального бюджета в 2018 году 26158,1 тыс. руб. (целевая статья в Законе о бюджете Забайкальского края – осуществление отдельных полномочий в области водных отношений). По заявкам Министерства природных ресурсов Забайкальского края Министерством финансов осуществлено финансирование на сумму 14690,5 тыс. руб. В соответствии с ч. 6 ст. ст. 26 Водного кодекса РФ средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нерчинского района проведена проверка по обращению Емельянова О.А. о непринятии мер по проведению берегоукрепительных работ в .... Проверкой установлено, что жители ... п.с.т. ... с 2012 года неоднократно обращались в администрацию муниципального района «Нерчинский район», Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края, в Законодательное Собрание Забайкальского края, Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края по вопросу проведения берегоукрепительных работ на реке Нерча в п.с.т. ..., в связи с тем, что при подъеме уровня воды в реке дома по четной стороне ... подвергаются затоплению, из-за неоднократных подъемов воды в предыдущие годы произошло обрушение берега, в случае непроведения берегоукрепительных работ существует угроза дальнейшего обрушения берега ... и разрушения домов жителей п.с.т. Заречный.

16.08.2018 года прокурором Нерчинского района указанная информация направлена в адрес И.о. Министра природных ресурсов Забайкальского края с целью принятия мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства.

Прокурором получен ответ, что с целью защиты территории и населения ... от негативного воздействия вод реки Нерча необходимо выполнение водохозяйственных мероприятий, которое возможно по двум направлениям: строительство капитальных защитных сооружений либо берегоукрепление некапитального характера. Стротьельство защитных сооружений возможно за счет средств федерального бюджета при условии разработки проектно-сметной документации и софинансирования работ за счет средств краевого бюджета. В краевом бюджете на 2018 год и плановые периоды 2019-2020 годы средства на эти цели не предусмотрены, поэтому включение данного мероприятия в Федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» невозможно. Для решения данной проблемы Министерством принимались попытки осуществления берегоукрепительных работ в рамках приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.03.2008 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» за счет субвенции из федерального бюджета.

Министерством в 2016 году был подготовлен комплект обосновывающих материалов на мероприятие по разработке проектно-сметной документации укрепления накопительного характера берега реки «Нерча» в п.с.т. ... и заявлен на защиту бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. По итогам рассмотрения материалов от Федерального агентства водных ресурсов получены замечания о капитальности заявленных мероприятий и принятие не принято к финансированию.

Также сообщено, что Министерством создана Комиссия по послепаводковому обследованию гидротехнических сооружений, а также проблемных участков русел рек, расположенных на территории Забайкальского края. Дальнейшие действия Министерства по решению проблемы в ... с учетом последствий паводка 2018 года будут определены по результатам обследования на ....

Согласно ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.1, п.4 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Согласно ч.1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года № 282 Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Пунктом 4 вышеуказанного положения предусмотрено, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 12.12.1.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года № 503 определено, что Министерство осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края.

На основании изложенного, суд приходит к следующему, обязанности по осуществлению полномочий собственника водного объекта, в число которых входит и осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод возложены на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, а обязанность по финансированию необходимых мероприятий на Федеральное агентство водных ресурсов, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.6 ст. 180 КАС РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчиков по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, и полагает возможным согласиться с требуемым прокурором сроком исполнения решения в части обязанности Федерального агентства водных ресурсов в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, в части обязанности Министерства природных ресурсов Забайкальского края – в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Нерча вдоль ... в п.с.т. ... протяженностью 500 метров путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.

Обязать Федеральное агентство водных ресурсов профинансировать указанные работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нерчинский районный суд Забайкальского края.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2018 года

Председательствующий . Не вступило в законную силу.