Дело № 2а-6788/2016 02 ноября 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой О.В.
При секретаре Крахмаловой Е.В.
с участием представителя административного истца ЖСК <№> ФИО1
представителя административного ответчика ГЖИ Санкт-Петербурга ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жилищно-строительного кооператива <№> к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании пунктов предписания незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ЖСК <№> обратился в суд с административным иском к ГЖИ Санкт-Петербурга о признании пунктов предписания незаконными, ссылаясь на то, что 22.07.2016 года административным ответчиком в адрес ЖСК <№> вынесено Предписание, которым установлены следующие нарушения требований жилищного законодательства: пункт 5.1 Устава, в соответствии с которым членами кооператива могут быть только те физические лица (граждане), которые являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, противоречит ч. 1 ст. 111 ЖК РФ; пункт 14.1 Устава, в соответствии с которым реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) проводится по решению общего собрания членов кооператива в порядке, который установлен гражданским законодательством РФ противоречит ч.3 ст. 123.2 ГК РФ; на административного ответчика возложена обязанность по устранению нарушений в срок до 30.01.2017 года. Административный истец указывает, что пунктами 1, 7 Предписания нарушены права административного истца на самостоятельное определение положений Устава кооператива, а также на административного истца возложена обязанность по включению в Устав кооператива изменений, которые противоречат действующему законодательству. С данными пунктами предписания административный истец не согласен, полагает их незаконными, по следующим основаниям: в соответствии с ч.2 ст. 5 ФЗ от 30.11.2011 года № 349-ФЗ требования ч. 1 ст. 110 и ч. 1 ст. 111 ЖК РФ распространяются на жилищные и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу настоящего Закона; ЖСК <№> был образован 28.02.1991 года, а Устав ЖСК (в новой редакции) был принят 08.04.2010 года, после указанной даты никаких изменений в Устав не вносилось; согласно ч.2 ст. 113 ЖК Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие ЖК РФ, другим ФЗ положения; ГЖИ не указан какой императивной норме Закона противоречит пункт 5.1 Устава ЖСК <№>; п. 3 ст. 123.2 ГК РФ потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд, жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников жилья; данный пункт был внесен на основании Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 года «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в силу с 01.09.2014 года; каких-либо иных ограничений в отношении форм реорганизации ЖК или ЖСК вышеуказанная норма не содержит; пунктом 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 года установлено, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 НК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц, учредительные документы юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Административный истце просит признать незаконными пункты 1 и 7 предписания ГЖИ Санкт-Петербурга <№> от 22.07.2016 года.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, представил суду письменные возражения на заявленные требования.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит административный иск ЖСК <№> не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849 Положению, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществляет контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, утверждает перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Согласно п. 5 вышеуказанной статьи должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.Судом установлено, что на основании обращения граждан ГЖИ Санкт-Петербурга проведена внеплановая документарная проверка ЖСК <№>.
По результатам проверки ГЖИ Санкт-Петербурга составлен Акт проверки <№> от 22.07.2016 года (л.д. 13-15).
22.07.2016 года ГЖИ Санкт-Петербурга в адрес ЖСК <№> вынесено предписание <№> пунктами 1 и 7 которого установлены следующие нарушения требований жилищного законодательства: пункт 5.1 Устава, в соответствии с которым членами кооператива могут быть только те физические лица (граждане), которые являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, противоречит ч. 1 ст. 111 ЖК РФ; пункт 14.1 Устава, в соответствии с которым реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) проводится по решению общего собрания членов кооператива в порядке, который установлен гражданским законодательством РФ противоречит ч.3 ст. 123.2 ГК РФ; на административного ответчика возложена обязанность по устранению нарушений в срок до 30.01.2017 года.
В силу ст. 121 ЖК РФ гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Согласно ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива. Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в редакции, действующей на момент вынесения предписания, членом жилищного кооператива может быть: гражданин, достигший возраста шестнадцати лет; юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации; юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме; в редакции на момент принятия Устава право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и (или) юридические лица.
В силу ст. 5 Закона № 349-ФЗ от 30.11.2011 года требования части 1 статьи 110 и части 1 статьи 111 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
До внесения изменений в ст. 111 ЖК РФ указанная статья содержала следующие требования - право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и (или) юридические лица.
Таким образом, не ранее не в настоящее время право членства в ЖСК не ограничено наличием права собственности на жилые помещения многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Согласно ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.
Аналогичная норма содержится и в ст. 122 ЖК РФ согласно которой жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу, что включение в Устав ЖСК положений о реорганизации кооператива путем слияния, присоединения, разделения, выделения противоречит действующему законодательству, которым предусмотрено преобразование жилищно-строительного кооператива только в ТСН.
В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 года 7. учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)
При таком положении, административный истец обязан привести положения Устава кооператива в соответствие с положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2014 года.
При этом суд учитывает, что на момент утверждения новой редакции Устава ЖСК 08.04.2010 года статья 122 ЖК РФ содержала требования в соответствии с которыми жилищно-строительный кооператив может быть преобразован в товарищество собственников недвижимости и п. 14.1 Устава противоречит действующему жилищному законодательству.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание <№> от 22.072016 года вынесено в пределах полномочий административного ответчика; порядок принятия оспариваемого решения не нарушен и заявленные административным истцом требования подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Жилищно-строительного кооператива <№> к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании пунктов предписания незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2016 года.