№2а-678/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тотьма 23 октября 2019 год
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Линьковой Т.А.,
при секретаре Корнеску Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьевой Н.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц и возвратить излишне уплаченную сумму,
установил:
Григорьева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц и возвратить излишне уплаченную сумму.
В обоснование административных исковых требований указала, что с января 2016 г. по 29.03.2016 являлась собственником здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. За указанный период был начислен налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. 04.06.2018 решением Вологодского областного суда кадастровая стоимость объекта изменена, установлена в размере рыночной, равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 15.11.2011. Требование о возврате излишне взысканного налога ответчики добровольно не удовлетворили, сославшись на то, что датой начала применения кадастровой стоимости является 01.01.2017. Со ссылкой на ст. 5 НК РФ, указывающую, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, просит обязать надлежащего ответчика осуществить перерасчет налога на имущество и возвратить излишне уплаченную сумму налога.
В судебное заседание административный истец Григорьева Н.В. не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Оленева И.Н. требования административного иска поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области по доверенности Ершова Н.А. исковые требования не признала, показала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, так как положения п. 2 ст. 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019, что прямо установлено Федеральным законом № 334-ФЗ.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области по доверенности Шевелева А.Д. исковые требования не признала по тем же доводам, что и представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области, пояснила, что Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области не ведет учет налогоплательщиков, налогоплательщики состоят на налоговом учете в территориальных органах налоговой службы по месту нахождения имущества.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество в виде иного здания, строения, сооружения, помещения.
Как следует из сведений об объекте из органов Росреестра Григорьева Н.В. в период с 06.03.2000 по 29.03.2016 являлась собственником здания (строения) магазина, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером №.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23.12.2015 № 2066-р "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год" нежилое помещение с кадастровым номером № включено под номером № в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 2 ч. 3 решения Совета сельского поселения Пятовское Тотемского муниципального района № 29 от 27.11.2015 «О налоге на имущество физических лиц на 2016 год» установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов, входящих в перечень, в размере 2 %.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № на 01.01.2016 составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Согласно налоговому уведомлению № от 24.08.2017 Григорьевой Н.В. за 2016 г. рассчитана сумма налога на имущество физических лиц на иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно справке о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 25.07.2019 Григорьева Н.В. не имеет задолженности по налогу на имущество физических лиц.
Решением Вологодского областного суда от 04.06.2018, вступившим в законную силу 10.07.2018, пересмотрена кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, установлена в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию оценки 25.11.2011. Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости считается 11.10.2017.
Согласно ч. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции от 04.06.2018) в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2017 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составила <данные изъяты> руб.
Согласно ч. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции от 29.09.2019) в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу ч. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Следовательно, оснований для применения положений ч. 2 ст. 403 НК РФ в редакции от 03.08.2018, к правоотношениям, возникшим до 01.01.2019, не имеется.
Поэтому суд отказывает Григорьевой Н.В. в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Григорьевой Н.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц и возвратить излишне уплаченную сумму оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Т.А. Линькова
Решение принято в окончательной форме 25 октября 2019 года.
Судья Т.А. Линькова