Дело №а-678/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
16 марта 2017 года.
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
судьи Конных Т.В.,
при секретаре Широковой С.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ОГБПОУ «РКЭ» к Министерству труда и занятости населения <адрес> о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
установил:
ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники» обратилось в суд с административным иском к Министерству труда и занятости населения Рязанской области о признании незаконным предписания № об устранении нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ. в части пунктов 1,2,3. В обоснование заявленных требований указано, что предписанием Министерства труда и занятости населения Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ. на ОГБПОУ «РКЭ» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить информацию согласно требованиям абзаца 2 пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и создать или выделить рабочие места в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 24 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Истец полагает, что согласно п. 6 ст. 3 Закона Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области» рабочие места считаются выделенными (созданными), если на них трудоустроены инвалиды. По мнению истца, документы о рабочих местах для инвалидов были представлены в полном объеме и имеются в материалах проверки. В пункте 2 административному истцу предписывается: «Информацию о принятии локального нормативного акта о создании или выделении рабочих мест для приема на работу инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, в пределах установленной квоты (с приложением его копии) представить в государственное учреждение Центр занятости населения Рязанской области». По утверждению истца, локальный акт о создании или выделении рабочих мест для приема на работу инвалидов в учреждении принят и действует. Полагает, что п. 2 Предписания противоречит действующему законодательству, поскольку согласно п. 9 Постановления Правительства Рязанской области от 12.04.2014г. № 30 в случае отсутствия вакансий при выполнении квоты работодатель представляет только информацию о выполнении квоты. В пункте 3 административному истцу предписывается: «Информацию о выполнении квоты, установленной Законом Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области» направлять в государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области ежемесячно в сроки, установленные действующим законодательством». Однако, указанная информация административным истцом направляется в ГКУ «ЦЗН Рязанской области» ежемесячно в сроки, установленные действующим законодательством.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что юридическим фактом, подтверждающим исполнение работодателем обязательных требований по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах квоты, является факт издания локального нормативного акта, содержащего сведения о количестве квотированных рабочих мест, наименования должностей, а не наличие работающих у работодателя инвалидов. В ходе проверки указанный нормативный акт представлен не был.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
В целях реализации положений федерального законодательства в Рязанской области принят Закон от 12 апреля 2011 года N 26-ОЗ "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области», согласно которому работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов – 2% от среднесписочной численности работников.
Статьей 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Из пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ч.4 ст. 3 Закона от 12 апреля 2011 года N 26-ОЗ "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области», работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. Рабочие места считаются созданными или выделенными, если работодателем в установленном порядке представлена информация в органы службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо о выполнении квоты.
Статьей 5 Закона от 12 апреля 2011 года N 26-ОЗ "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области» определено, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, в порядке, определяемом Правительством Рязанской области.
Таким образом, на работодателей возложена обязанность не только создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, но и принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В силу п.6 ч.1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановления Правительства Рязанской области от 30.01.2013 №10 «Об утверждении Положения и министерстве труда и занятости населения Рязанской области» к полномочиям министерства труда и занятости населения Рязанской области относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Судом установлено, что в соответствии с планом проведения проверок на 2017 год была проведена плановая документарная проверка по соблюдению ОГБПОУ «РКЭ» законодательства о социальной защите инвалидов, выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов.
На основании выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и занятости населения Рязанской области издано предписание, которым на ОГБПОУ «РКЭ» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить информацию согласно требованиям абзаца 2 пункта 3 статьи 25 Закона N 1032-1 и создать или выделить рабочие места в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N 181-ФЗ.
Проведенной проверкой установлен факт наличия у ОГБПОУ «РКЭ» обязанности по созданию или выделению рабочих мест для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вместе с тем, локальных нормативных актов о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, в пределах установленной квоты, содержащих информацию о таких рабочих местах в ОГБПОУ «РКЭ» проверяющему органу представлено не было, хотя последний запрашивал локальные нормативные акты у административного истца.
В целях недопущения в дальнейшем нарушений обязательных требований по предоставлению в установленном порядке информации для организации занятости инвалидов ОГБПОУ «РКЭ» было предписано в месячный срок с даты принятия локального нормативного акта о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов направить в органы службы занятости населения информацию о его принятии, а также информацию о выполнении квоты, установленной Законом №26-ОЗ представить в сроки, установленные действующим законодательством.
Несогласие учреждения с названным предписанием послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Разрешая спор, суд исходит из того, на административном истце, в силу части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статей 20, 21, 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 5 Закона от 12 апреля 2011 года N 26-ОЗ "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области» лежит обязанность принять локальный нормативный акт, создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, ежемесячно представлять органам службы занятости указанную информацию, что последним сделано не было.
В ходе проверки локальный нормативный акт не был представлен, что подтверждается запросом необходимых документов и сопроводительным письмом административного истца, в котором указан перечень прилагаемых документов.
В судебном заседании представитель административного истца подтвердил, что в рамках проведения проверки локальный нормативный акт проверяющему органу представлен не был.
В силу п. 8 Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства отдельных категорий граждан на территории Рязанской области в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу отдельных категорий граждан", утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 30 в случае издания работодателем локальных нормативных актов, содержащих сведения о рабочих местах, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой, а также о внесении изменений в указанные акты, работодатель в течение месяца с момента их принятия представляет информацию об их принятии (с приложением копий актов) в центр занятости населения по месту нахождения работодателя.
Учитывая изложенное, доводы представителя административного истца о том, что в силу п. 9 Порядка в случае отсутствия вакансий при выполнении квоты работодатель представляет только информацию о выполнении квоты, не могут быть приняты судом, поскольку обязанность предоставления информации о принятии локальных нормативных актов в центр занятости населения по месту нахождения работодателя закреплена Законами Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Рязанской области от 12 апреля 2011 года N 26-ОЗ "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области». Доказательств того, что административный истец представлял информацию о принятии локальных нормативных актов (с приложением копий актов) в центр занятости населения суду не представлено. В силу п. 9 Порядка, при выполнении квоты работодатель освобождается только от предоставления информации о наличии свободных мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой.
Доводы представителя административного истца о том, что локальный нормативный акт был представлен проверяющему органу ДД.ММ.ГГГГ при составлении протокола об административном правонарушении, является голословным, кроме того, в случае наличия указанного акта его следовало представить в ходе проведения проверки, результаты которой были оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ, фиксирующим окончание проверки.
Доказательств того, что локальные нормативные акты были изданы в даты, указанные в них суду не представлены, каких-либо возражений на акт проверки при оформлении протокола об административном правонарушении административный истец не представлял.
Доводы представителя административного истца о том, что административный ответчик должен был повторно запросить локальный нормативный акт, не основаны на законе, поэтому не могут быть приняты судом.
Учитывая, что административным истцом не исполняется обязанность, предусмотренная пунктом 3 статьи 25 Закона N 1032-1 и пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона N 181-ФЗ, Законом Рязанской области от 12 апреля 2011 года N 26-ОЗ по предоставлению сведений органам службы занятости о локальном нормативном акте, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Кроме того, в ходе проверки также было выявлено, что информация за август 2016 года была представлена административным истцом только в ноябре 2016 года т.е. было выявлено нарушение сроков предоставления сведений в центр занятости. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами проверки и пояснениями представителя истца в судебном заседании.
Доводы представителя административного истца о нарушении административной процедуры проведения плановой документарной проверки не нашли своего подтверждения. О проведении проверки был издан приказ, у административного истца были запрошены необходимые документы, акт проверки был направлен истцу в день принятия ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка представителя ОГБПОУ «РКЭ» на определение Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., которым производство по делу по иску <адрес> о понуждении к совершению действий ОГБПОУ «РКЭ» в части указанных в предписании пунктов 1,2,3 прекращено в связи с отказом от иска, не может служить основанием для удовлетворения административного искового заявления, так как, исходя из положений части 2 статьи 64 КАС РФ преюдициального значения для существа разрешенного дела данный судебный акт не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ОГБПОУ «РКЭ» к Министерству труда и занятости населения Рязанской области о признании предписания Министерства труда и занятости населения Рязанской области № об устранении нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ. в части пунктов 1,2,3 в отношении ОГБПОУ «РКЭ» незаконным, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Конных Т.В.
Копия верна
Судья Конных Т.В.