ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-679/18 от 06.09.2018 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-679/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тихорецк 06 сентября 2018г.

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Ногиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Тимониной М.А.,

с участием представителя административного истца - старшего помощника

Тихорецкого межрайонного прокуратура Веселовой Ж.Ю.,

Представителя административного ответчика администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района

ФИО1,

предоставившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии программы и (или) подпрограммы с выделением денежных средств на финансирование мероприятий по повышению уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по результатам проведения проверки в порядке контроля исполнения законодательства о соблюдении социальных прав инвалидов в деятельности администрации Алексеевскою сельского поселения Тихорецкого района выявлены факты ненадлежащей реализации предоставленных полномочий в указанной сфере. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что, несмотря на наличие на территории Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района социально-значимых объектов, недоступных для маломобильных групп граждан администрацией поселения в 2017-2018 гг. программа и (или) подпрограмма в указанной сфере не принята, денежные средства на мероприятия по повышению уровня доступности объектов и услуг для инвалидов не выделены. Указанные нарушения послужили основанием для внесения межрайонным прокурором главе поселения представления об их устранении, по результатам рассмотрения которых нарушения признаны обоснованными, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, в ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в указанной сфере до настоящего времени Администрацией не приняты меры к финансированию мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан к объектам социальной инфраструктуры. Длительное бездействие и не принятие мер не способствует целям действующего законодательства о защите социальных и иных прав и законных интересов инвалидов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района ФИО1 административные исковые требования не признал и пояснил, что по факту мониторинга специалистом УСЗН в октябре 2017г. было обнаружено, что здание администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района; остановочный пункт; остановочный по <адрес> не обеспечены доступностью для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов. Выявленные замечания по доступности к зданию администрации, полностью устранены: 25.10.2017г. были установлены дорожные знаки и тактильные таблички для инвалидов; на стоянке у здания произведена разметка для автомобилей, принадлежащих инвалидам. Остановочные пункты находятся в ведомости Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. В октябре 2016г. заместителем главы поселения ФИО4 и специалистом 2 разряда Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Тихорецком районе ФИО5 осуществлялся мониторинг доступности путей движения в <адрес> для маломобильных групп населения. В ходе мониторинга установлено, что по <адрес> проходит маршрут пригородного регулярного сообщения «<данные изъяты>», соединяющий с административным центром муниципального района – <адрес>. На автобусной остановке в направлении <адрес>, находящийся вблизи места жительства заявителя, автобус останавливается в соответствии с утвержденным расписанием; остановочный павильон общественного транспорта по <адрес> имеет соответствующим образом оборудованный пандус, посадочная площадка и зона ожидания имеют твердое, ровное, нескользкое покрытие, высота посадочной площадки 20-30 см, зона посадки (ширина) не менее 1,2м, имеется в наличии место для сидения инвалидов-опорников и инвалида в кресле-коляске (не менее 0,9х1,2м), таблички с номерами маршрутов и расписанием движения, исполнены крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5м, схема организации движения; по <адрес> вымощен тротуар из песчано-гравийной смеси (согласно плану, представленному администрацией поселения, ремонт тротуара по <адрес> запланирован в четвертом квартале 2018 году на сумму 100000 рублей); магазин, также пандусами оснащены социально-значимые объекты для маломобильных групп населения, расположенные на территории поселения: это – здание администрации поселения, больница, почтовое отделение, аптека, здание ДК. В 2017г. ими подписано соглашение по обеспечению удовлетворения минимальных потребностей доступности объекта (здания администрации по <адрес>) для инвалидов с председателем ВОИ. В связи с ограниченным бюджетом Новорождественского сельского поселения на 2018 – 2020 годы – не заложены средства на приоритетные объекты, подлежащих приспособлению для инвалидов, а также нет утвержденной программы (плана), направленной на создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в 2018 году. Постановлением администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района от ДД.ММ.ГГГГ принята «Поддержка общественных инициатив Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района» на 2018-2020 годы, в которой обозначена задача в главе 3. Перечень в п. 1.1 Предоставление субсидий для поддержки общественно полезных программ общественных объединений, предусматривающих обеспечение комплекса мероприятий по защите законных прав лиц старшего поколения, инвалидов и ветеранов Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района, общий объем финансирования программы всего 72 000 рублей из местного бюджета на 2018 год заложено 24000 рублей.

Суд, выслушав представителя административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 14.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к правам органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, отнесено в том числе оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с Законом № 181-ФЗ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, согласно п. п. 16, 18 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются, в том числе, в порядке, установленном органами местного самоуправления. При этом, предусмотрено право органов местного самоуправления за счет собственных средств устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Краснодарского края «Доступная среда», предусматривающая, в том числе, порядок предоставления из краевого бюджета местным бюджетам субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих, в том числе при создании в муниципальных общеобразовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования; обеспечении доступности для инвалидов транспортной и дорожной инфраструктуры; обеспечении доступности для инвалидов зданий муниципальных учреждений культуры и другое.

Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в рамках реализации государственной программы, устанавливается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Доступная среда», согласно которому основными критериями отбора муниципальных образований края в целях субсидирования в рамках указанной программы является наличие муниципальной программы, соответствующей следующим требованиям: повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; наличие мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; содержащая расходные обязательства муниципального образования Краснодарского края, на исполнение которых предоставляется субсидия; наличие лимитов бюджетных обязательств и объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования Краснодарского края на соответствующий финансовый год на реализацию муниципальной программы.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка в порядке контроля исполнения законодательства о соблюдении социальных прав инвалидов в деятельности администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района выявлены факты ненадлежащей реализации предоставленных полномочий в указанной сфере.

Денежные средства на мероприятия по повышения уровня доступности объектов и услуг для инвалидов не выделены.

Доводы представителя административного ответчика - администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района о том, что 14.05.2018г. было принято приложение паспорт программы «Поддержка общественных инициатив Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района» на 2018 – 2020г.г, в которой обозначена задача в главе 3. Перечень в п. 1.1 Предоставление субсидий для поддержки общественно полезных программ общественных объединений, предусматривающих обеспечение комплекса мероприятий по защите законных прав лиц старшего поколения, инвалидов и ветеранов Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района, общий объем финансирования программы всего 72000 рублей из местного бюджета, на 2018г. заложено 24000 рублей, суд считает несостоятельными и необоснованными, так как на момент проверки в 2017-2018г.г. программа и (или) подпограмма не приняты, денежные средства на мероприятия по повышению уровня доступности объектов и услуг для инвалидов не выделены.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает удовлетворить административные исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействие.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 186-187, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района незаконным, выразившееся в непринятии программы и (или) подпрограммы с выделением денежных средств на финансирование мероприятий по повышению уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в месячный срок.

Судья Тихорецкого

районного суда Н.В. Ногина