ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-679/2022 от 18.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а- 679/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному иску ФИО4 к Администрации города Иванова, Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом о признании действий и решений незаконными, обязании совершить определенные действия,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Иваново, Ивановскому городскому комитету по управлению имуществом о признании действий, решения незаконными и обязании совершить определенные действия.

В окончательной редакции административных исковых требований истец просит суд признать незаконными действия Администрации г. Иваново по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 770 кв.м, расположенного по адресу: , с производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования», в том числе признать незаконным приказ Администрации г. Иваново от 12 августа 2019 г. №41-ври в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером ; признать незаконным отказ Администрации г. Иваново в предоставлении ФИО4 земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 770 кв. м, расположенного по адресу: , в аренду, выразившийся в письме от 21 января 2022 г. ; обязать Администрацию г. Иваново, в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом предоставить ФИО4 земельный участок с кадастровым номером , площадью 11 770 кв.м, расположенный по адресу: , в аренду без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ФИО4 является собственником объекта незавершенного строительства по адресу: , с кадастровым номером , площадью застройки - 103,4 кв. м., с проектируемым назначением – административное здание, степень готовности которого составляет 45%.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 11 770 кв.м.

Административный истец приобрел объект незавершенного строительства на открытых торгах согласно Протоколу о результатах проведения открытых торгов по лоту №1 (аукцион № 60274) от 03.11.2020 по Договору купли-продажи недвижимого имущества (Лот 1) от 05.11.2020 с ООО «Аня», в лице конкурсного управляющего ФИО5, действующего на основании Решения Арбитражного суда Ивановской области от 26.12.2019 по делу .

Объект незавершенного строительства был построен первоначальным собственником (ООО «Аня») в соответствии с требованиями законодательства на основании разрешения на строительство от 19.11.2008

Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером

ООО «Аня» использовало земельный участок на основании договора аренды земельного участка № от 02.02.1994, при этом земельный участок имел следующие характеристики: площадь 11 770 кв. м, расположен по адресу: , вид разрешенного использования: под производственную базу.

Исходя из указанных характеристик земельного участка, ООО «Аня» получило разрешение на строительство и возвело объект незавершенного строительства. При этом, вид разрешенного использования земельного участка допускал размещение на нем объекта незавершенного строительства проектируемого назначения.

19 июля 2019 г. в отношении ООО «Аня» определением Арбитражного суда Ивановской области по делу введена процедура наблюдения. С заявлением о признании ООО «Аня» банкротом обратилась Администрация г. Иванова.

По мнению административного истца, Администрации г. Иванова в 2019 году было известно о том, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, так как, данное обстоятельство было установлено Арбитражным судом Ивановской области при рассмотрении дела № . Кроме того, Администрация сообщала это Административному истцу в письме от 18.06.2021

Однако Администрация г. Иванова вынесла приказ от 12.08.2019, и обратилась в Управление Росреестра по Ивановской области с заявлением о смене вида разрешенного использования спорного земельного участка с «производственная база» на земельные участки (территории) общего пользования» в соответствии с указанным приказом.

21.12.2021 ФИО4 обратилась в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 3 года для строительства производственной базы без проведения торгов. Ранее данный земельный участок предоставлялся для строительства производственной базы ООО «Аня» в соответствии с постановлением Администрации города Иваново от 29.04.2015

Письмом от 21.01.2002 Комитет отказал ФИО4 в предоставлении земельного участка для строительства производственной базы, обосновав отказ нормами п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, п. 2.13.15 Административного регламента, утв. Постановлением Администрации города Иваново от 29.04.2015 № 940 в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, указанным в заявлении о предоставлении. В качестве обоснования отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка также было указано на несоответствие площади испрашиваемого земельного участка площади застройки объекта незавершенного строительства, принадлежащего ФИО4

ФИО4 настаивает, что Администрацией города Иваново в лице Комитета были намеренно предприняты действия по изменению вида разрешенного использования земельного участка с «производственная база» на земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0)» в целях создания препятствий для предоставления земельного участка ей в аренду.

В результате урегулирования возникшего с Росреестром по Ивановской области спора, земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет на основании заявления ФИО4 от 26.10.2021.

Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0)» Административному истцу стало известно 02.11.2021 после получения выписки из ЕГРН от 01.11. 2021.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Из этого принципа следует, что вид разрешенного использования земельного участка и назначение расположенного на нем объекта (в том числе и объекта незавершенного строительства) должны соответствовать друг другу. Недопустимо изменение вид разрешенного использования земельного участка, если вновь установленный вид разрешенного использования не допускает размещение на этом земельном участке уже расположенного на нем объекта, тем более, если это объект незавершенного строительства, который требуется достраивать.

По заявлению Администрации г. Иванова в ЕГРН внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка, имеющем код классификатора 12.0. Этот вид разрешенного использования вообще не предполагает размещение на земельном участке каких-либо капитальных объектов. Это противоречит фактическому использованию земельного участка, поскольку на нем расположен капитальный объект незавершенного строительства, построенный в соответствии с выданным Администрацией г. Иванова разрешением на строительство. На этот объект зарегистрировано право собственности в ЕГРН как на объект недвижимости.

Таким образом, смена вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, на вид, который не предполагает возможности размещении на участке капитального строения, грубо нарушает принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, установленный подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.

Смена Администрацией г. Иванова вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, нарушает права Административного истца как собственника объекта.

Объект незавершенного строительства приобретен Административным истцом с целью завершения его строительства. Однако текущий вид разрешенного использования земельного участка делает это невозможным, поскольку какое-либо строительство на земельном участке с таким видом разрешенного использования не допускается.

Также это препятствует оформлению прав Административного истца на земельный участок с целью завершения строительства. Именно несоответствие вида разрешенного использования земельного участка и цели, для которой Административный истец испрашивал земельный участок, стало основанием для отказа Административному истцу в предоставлении земельного участка в аренду.

Поскольку Административный истец является собственником объекта незавершенного строительства, а первоначально спорный земельный участок был предоставлен в аренду в 1994 году и ранее никому из собственников этого объекта не предоставлялся в аренду для целей завершения строительства, Административный истец имеет право на предоставление ему земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, без проведения торгов сроком до трех лет.

С целью реализации этого права и обеспечения завершения строительства объекта незавершенного строительства, Административный истец 23 декабря 2021 года обратился в Комитет (действующий от имени Администрации города Иваново) с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.

По мнению административного истца, действия Администрации г. Иванова по смене вида разрешенного использования спорного земельного участка являются незаконными, сведения о виде разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования» должны быть аннулированы в ЕГРН и восстановлены сведения первоначальном виде разрешенного использования «производственная база», который допускает завершение строительства объекта незавершенного строительства на испрашиваемом земельном участке.

Соответственно, ссылка Администрации города Иванова на подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, указанный в письме от 21 января 2022 г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка»как на основание для отказа в предоставлении земельного участка является незаконной и необоснованной.

Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и не предоставляет уполномоченным органам на свое усмотрение устанавливать дополнительные основания для отказа.

В пункте 2.13 административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Иванова от 29.04.2015 № 940, который фактически дублирует статью 39.16 Земельного кодекса РФ, указано, что этот пункт содержит исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Обоснование отказа Администрации города Иванова тем обстоятельством, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства не соответствующей площади, по мнению истца, не имеет правового значения.

В законодательстве отсутствуют какие-либо требования к площади земельного участка, который предоставляется для завершения строительства объектов незавершенного строительства.

Как указано в подпункте 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, в аренду собственнику объекта незавершенного строительства предоставляется земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства. Без каких-либо оговорок о площади такого земельного участка или порядке расчета такой площади.

Испрашиваемый земельный участок на момент обращения Административного истца с заявлением о предоставлении его в аренду был сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и его границы установлены на местности в соответствие с требованиями действующего законодательства. Правовых оснований для изменения характеристик испрашиваемого участка, в том числе для изменения его границ и площади не имеется.

Отказ в предоставлении земельного участка на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ является незаконным так же потому, что смена вида разрешенного использования земельного участка Администрацией города Иванова противоречит законодательству РФ, и в ЕГРН должны быть восстановлены сведения о предыдущем виде разрешенного использования, который соответствует целям, для которых земельный участок испрашивается Административным истцом.

Также нарушен пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который закрепляет право Административного истца на получение спорного земельного участка в аренду. Кроме того, Административный истец лишился возможности на завершение строительства объекта.

Учитывая изложенное, Администрация г. Иванова обязана предоставить Административному истцу земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 770 кв. м, вид разрешенного использования: под производственную базу, расположенного по адресу: , в аренду без проведения торгов.

Административный истец ФИО4, уведомленная о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явилась, направила представителя ФИО1 по доверенности, которая измененные в последней редакции иска административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, в части требований о признании незаконными действий Администрации города Иваново по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 11 771 кв.м., расположенного по адресу: <...> с «производственная база» на земельные участки (территории) общего пользования» и приказа Администрации города Иваново от 12.08.2019 № 41-ври в части, касающейся земельного участка площадью 11 771 кв.м., расположенного по адресу: просила признать уважительной причину пропуска ФИО4 срока на обращение в суд с данными требованиями, а также восстановить процессуальный срок для обращения ФИО4 в суд с требованием о признании незаконными действия Администрации города Иванова по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 770 кв. м, расположенного по адресу: , с «производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования», в том числе о признании незаконным Приказа Администрации города Иванова от 12 августа 2019 года № в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером по тем основаниям, что административному истцу стало известно о том, что земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использовании «земельные участки (территории) общего пользования» 2 ноября 2021 г.

Административному истцу на праве собственности принадлежит расположенный на указанном земельном участке объект незавершенного строительства с кадастровым номером .

Объект незавершенного строительства был приобретен на открытых торгах по Договору купли-продажи недвижимого имущества (Лот 1) от 05.11.2020, заключенному с ООО «Аня»4.

На момент приобретения объекта незавершенного строительства земельный участок был незаконно снят с государственного кадастрового учета и у Административного истца не было объективной возможности узнать о том, что у земельного участка установлен вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0)».

При этом Административный истец исходил из фактов, которые были установлены Арбитражным судом Ивановской области по делу № в определении от 19.07.2019 о введении процедуры наблюдения и утверждения временного управляющего.

В указанном определении суд установил, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 11 770 кв. м, расположенном по адресу: , с видом разрешенного использования: под производственную базу, располагается объект незавершенного строительства с кадастровым номером

После оформления права собственности на объект незавершенного строительства Административный истец стал предпринимать попытки по оформлению прав на земельный участок, на котором расположен объект.

Административный истец обращалась в Ленинский районный суд г. Иваново (дело № ) с заявлением о признании незаконным снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

До начала судебного разбирательства по делу № Управление Росреестра по Ивановской области в добровольном порядке удовлетворило требования Административного истца, и восстановило в Едином государственном реестре недвижимости сведения о спорном земельном участке.

2 ноября 2021 г. Административный истец получил в Управлении Росреестра по Ивановской области выписку из ЕГРН в отношении земельного участка, из которой Административному истцу стало известно, что земельный участок имеет вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0)».

До восстановления на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером у Административного истца не было объективной возможности узнать о смене вида разрешенного использования.

О том, что вид разрешенного использования был изменен в соответствии с приказом Администрации г. Иванова от 12.08.2019 Административный истец узнал из отзыва Управления Росреестра по Ивановской области, представленного в настоящем деле, датированного 14 февраля 2022 г.

Таким образом, Административный истец узнал о том, что изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка и, соответственно, о нарушении этим своего права только 2 ноября 2021 г., а о том, каким именно документом нарушено его право - 14 февраля 2022 г. С административным исковым заявлением в суд Административный истец обратился 2 февраля 2022 г., то есть в течение трех месяцев с момента, когда узнал о нарушении своего права.

На момент совершения действий по смене вида разрешенного использования земельного участка и принятия документов, необходимых для смены вида разрешенного использования, Административный истец не знал и объективно не мог знать, что это нарушает его права. В тот период Административный истец не имел какого-либо отношения к спорному участку и не предполагал, что будет иметь. Право на земельный участок у Административного истца возникло в момент приобретения права на объект незавершенного строительства, то есть 29 декабря 2020 г. (дата регистрация права собственности на объект незавершенного строительства). В это время земельный участок был снят с кадастрового учета и сведения о нем отсутствовали в ЕГРН.

Представитель административного ответчика – Ивановского городского комитета по управлению имуществом по доверенности ФИО2 административные исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац второй части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - в редакции до 01.03.2015 и часть 2 статьи 3.3 указанного закона в редакции с 01.03.2015). На территории города Иванова таким органом является Администрация города Иванова (пункт 4 статьи 5 правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694).

Ивановский городской комитет по управлению имуществом согласно Уставу города Иванова не является органом местного самоуправления (статья 29 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613).

Комитет действует как структурное подразделение Администрации города Иванова в рамках полномочий, установленных Положением об Ивановском городском комитете по управлению имуществом, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 26.04.2006 № 132. Согласно данному положению специалисты комитета готовят проекты документов. Председатель и заместитель председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом при подписании документов в части предоставления перечисленных выше земельных участков действуют от имени Администрации города Иванова на основании доверенностей, выданных Администрацией города Иванова. Договоры аренды земельных участков на территории города Иванова заключает Администрация города Иванова, а не Ивановский городской комитет по управлению имуществом, арендодателем по договору аренды является Администрация города Иванова.

Согласно пункту 2.2 Административного регламента «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации г. Иванова от 29.04.2015 № 940, муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Иванова. Оспариваемый отказ, выраженный в письме от 21.01.2022 , подписан ФИО6, действующей от имени администрации города, а не комитета, на основании доверенности от 18.12.2019

Кроме того, распоряжением Администрации города Иванова от 14.09.2017 № 389-р утверждено Положение об управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова, согласно которому подготовку документов для принятия и утверждения решений об определении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка обеспечивает Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова (пункт 3.8 Положения).

Административные действия выполняются муниципальными служащими соответствующих структурных подразделений администрации города в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей от имени Администрации города Иванова, являющейся органом местного самоуправления, а не от имени структурных подразделений.

Таким образом, Ивановский городской комитет по управлению имуществом является ненадлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, ФИО4 обратилась в Администрацию города Иванова с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 11771 кв.м для строительства производственной базы.

Администрация города Иванова отказала ФИО4 в предоставлении в аренду указанного земельного участка по основаниям того, что предоставление земельных участков гражданам осуществляется в аренду без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса РФ, в рамках оказания муниципальной услуги «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов», административный регламент которой утвержден постановлением Администрации города Иванова от 29.04.2015 № 940.

Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». В соответствии с указанным перечнем документов, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается также сообщение заявителя, содержащее перечень всех объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. К обращению ФИО4 от 23.12.2021 нарушение требований статьи 39.17 Земельного кодекса РФ сообщение, содержание перечень объектов незавершенного строительства, не было приложено.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером площадью 11770 кв.м, расположенный по адресу: , поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0)». Принадлежащий ФИО4 объект незавершенного строительства площадью застройки 103,4 кв.м, степень готовности 45 %, имеет назначение «административное здание». Согласно указанному заявлению земельный участок с кадастровым номером испрашивался ФИО4 для «строительства производственной базы».

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, пунктом 2.13.15 вышеуказанного административного регламента предоставления муниципальной услуги предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

С учетом изложенного, предоставить ФИО4 земельный участок с кадастровым номером площадью 11770 кв.м не представлялось возможным.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, может быть однократно предоставлен без проведения торгов для завершения его строительства собственнику объекта незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 указанной статьи.

Согласно выписке из ЕГРН ФИО4 принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером площадью застройки 103,4 кв.м. Данный объект занимает 0,9 % от площади земельного участка площадью 11771 кв.м. Испрашиваемый земельный участок ранее был сформирован и предоставлен в аренду для строительства комплекса объектов производственной базы, то есть для строительства нескольких зданий. Следовательно, предоставление всего земельного участка с кадастровым номером для завершения строительства только принадлежащего ФИО4 объекта незавершенного строительства (административного здания), являющегося одним из ряда планировавшихся к строительству на земельном участке объектов, не соответствует положениям Земельного кодекса РФ.

В соответствии с действующей редакцией Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694, минимальный процент застройки в границах зоны П-1 для вида «деловое управление» (код вида 4.1) составляет 20%, поэтому площадь подлежащего предоставлению земельного участка должна определяться исходя из его функционального использования исключительно для дальнейшего завершения строительства и эксплуатации расположенного на нем достроенного объекта и должна быть соразмерна площади объекта.

Таким образом, Ивановский городской комитет по управлению имуществом считает отказ Администрации города Иванова в предоставлении ФИО4 земельного участка с кадастровым номером , оформленный письмом от 21.01.2022 , законным.

Представитель административного ответчика – Администрации города Иваново по доверенности ФИО7 присоединилась с правовой позиции, высказанной представителем Комитета.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Ивановской области, уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явился, в материалах дела имеется отзыв на иск, из которого следует, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеются сведения об объекте незавершенного строительства, проектируемое назначение - Административное здание, площадь - 103.4 кв.м., степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах - 45, с кадастровым номером расположенное по адресу:

В ЕГРН содержатся актуальные сведения о регистрации права собственности на вышеуказанный объект ФИО4 на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества (Лот 1) от 05.11.2020. Запись о государственной регистрации внесена 29.12.2020, №.

В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0), площадь: 11770 кв.м., с кадастровым номером , расположенном по адресу: .

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадь: 11770 кв.м., с «производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования» был изменен по заявлению Администрации города Иваново, в соответствии с Приказом № от 12.08.2019, в порядке, установленном положениями пункта 2 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ).

Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».

В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации аренды вышеуказанного земельного участка в пользу арендатора ИЧП «Аня» с 26.11.2015 на основании Договора аренды от 02.02.1994.

В ЕГРН сведения о государственной регистрации каких-либо вещных прав на указанный земельный участок отсутствуют.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 в силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Судом установлено, что в ЕГРН имеются сведения об объекте незавершенного строительства, проектируемое назначение - Административное здание, площадь - 103.4 кв.м., степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах - 45, с кадастровым номером , расположенное по адресу:

В ЕГРН содержатся актуальные сведения о регистрации права собственности на вышеуказанный объект ФИО4 на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества (Лот 1) от 05.11.2020. Запись о государственной регистрации внесена 29.12.2020, №

В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0), площадь: 11770 кв.м., с кадастровым номером , расположенном по адресу: .

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадь: 11770 кв.м., с «производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования» был изменен по заявлению Администрации города Иваново, в соответствии с Приказом от 12.08.2019, в порядке, установленном положениями пункта 2 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ).

Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».

В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации аренды вышеуказанного земельного участка в пользу арендатора ИЧП «Аня» с 26.11.2015 на основании Договора аренды Ив от 02.02.1994.

В ЕГРН сведения о государственной регистрации каких-либо вещных прав на указанный земельный участок отсутствуют.

Судом также установлено, что административный истец приобрел объект незавершенного строительства на открытых торгах согласно Протоколу о результатах проведения открытых торгов по лоту №1 (аукцион № от 03.11.2020 по Договору купли-продажи недвижимого имущества (Лот 1) от 05.11.2020 с ООО «Аня», в лице конкурсного управляющего ФИО5, действующего на основании Решения Арбитражного суда Ивановской области от 26.12.2019 по делу №

Объект незавершенного строительства был построен первоначальным собственником (ООО «Аня») в соответствии с требованиями законодательства на основании разрешения на строительство от 19.11.2008 .

Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером

ООО «Аня» использовало земельный участок на основании договора аренды земельного участка № от 02.02.1994, земельный участок имел следующие характеристики: площадь 11 770 кв. м, расположен по адресу: , вид разрешенного использования: под производственную базу.

Вышеуказанный договор аренды был прекращен 26.11.2015 в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом также установлено, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером по адресу: , поставлен на кадастровый учет 09.12.2011. Указанный объект до 29.12.2020 принадлежал на праве собственности ООО «Аня».

27.03.2019 Администрация города Иванова обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Аня» в связи с наличием непогашенной задолженности по договору аренды от 02.02.1994 № земельного участка с кадастровым номером , площадью 11770 кв.м по адресу:

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 19.07.2019 по делу в отношении ООО «Аня» введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.12.2019 по делу ООО «Аня» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

В рамках конкурсного производства конкурсным управляющим на торгах был реализован объект незавершенного строительства с кадастровым номером по адресу: , принадлежавший ООО «Аня». Покупателем выступила ФИО4

Установлено также, что на момент продажи объекта незавершенного строительства вышеуказанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.

Судом также установлено, что 23 декабря 2021 г. ФИО4 обратилась в Администрацию города Иванова с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 11771 кв.м для строительства производственной базы.

Между тем, письмом от 21.01.2022 № Администрация города Иванова отказала ФИО4 в предоставлении в аренду указанного земельного участка по основаниям п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, п. 2.13.15 Административного регламента «Предоставление в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование юридическим и физическим лицам земельных участков, свободных от зданий, сооружений, без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации г. Иванова от 29.04.2015 № 940 ввиду не соответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Кроме того, было отмечено, что предоставление всего земельного участка для завершения строительства принадлежащего ФИО4 объекта незавершенного строительства, являвшегося одним из ряда планировавшихся к строительству на испрашиваемом земельном участке.

Судом также установлено, что приказом № от 12.08.2019 Администрация г. Иванова определила вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером как «земельные участки (территории) общего пользования» (код вида 12.0).

На основании данного приказа 13 августа 2019 г. Администрация г. Иванова в лице представителя ФИО8 обратилась в Управление Росреестра по Ивановской области с заявлением о внесении сведений о смене вида разрешенного использования спорного земельного участка с «производственная база» на земельные участки (территории) общего пользования» в соответствии с указанным приказом.

Оспариваемый приказ Администрации города Иваново от 12 августа 2019 г. № 41-ври был вынесен на основании норм Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Правил землепользования и застройки города Иванова, утв. Решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. № 694, распоряжением Администрации города Иванова от 22 сентября 2015 г. № 412-р «О временном порядке взаимодействия между структурными подразделениями Администрации города Иванова при определении вида разрешенного использования земельного участка.

Между тем, Администрацией города Иваново не учтено следующее.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).

Основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, определяет градостроительный регламент территориальной зоны (часть 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Вместе с тем произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности. Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности: для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Судом установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером расположен принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства, построенный первоначальным собственником (ООО «Аня») в соответствии с требованиями законодательства на основании разрешения на строительство от 19.11.2008 года №

ООО «Аня» использовало земельный участок на основании договора аренды земельного участка № от 02.02.1994 с видом разрешенного использования под производственную базу, соответственно, вид разрешенного использования земельного участка допускал размещение на нем объекта незавершенного строительства проектируемого назначения.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным законом сведений (пункт 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Из содержания указанных норм, а также положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицу принадлежит право собственности или иные права на то недвижимое имущество, которое зарегистрировано в ЕГРН, и с теми характеристиками, которые отражены в регистрационной записи.

Как указано выше, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеются сведения об объекте незавершенного строительства, проектируемое назначение - Административное здание, площадь - 103.4 кв.м., степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах - 45, с кадастровым номером расположенное по адресу:

Вместе с тем, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования (код вида 12.0), площадь: 11770 кв.м., с кадастровым номером , расположенном по адресу:

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадь: 11770 кв.м., с «производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования» был изменен по заявлению Администрации города Иваново, в соответствии с Приказом №41-ври от 12.08.2019, в порядке, установленном положениями пункта 2 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ).

Установлено, что границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».

Поскольку объект капитального строительства и земельный участок, на котором он расположен, связаны между собой физически, цель предоставления земельного участка в собственность или в аренду должна соответствовать назначению здания, сооружения, которые находятся на этом земельном участке.

Вид разрешенного использования земельного участка опосредован видом разрешенного использования расположенного на нем объекта капитального строительства, должен соответствовать ему и не может быть изменен произвольно, без учета характеристик здания, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Данный вывод также следует из анализа статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), которой установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения. Пунктом 1 этой статьи в целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства, при заключении нового договора аренды может быть предоставлен исключительно под строительство объекта незавершенного строительства.

Между тем, Администрация г. Иваново, изменив вид разрешенного использования земельного участка с «производственная база» на вид «земельные участки (территории) общего пользования» в отсутствие волеизъявления собственника объекта незавершенного строительства, фактически лишила того, а также последующих собственников возможности эксплуатировать объект незавершенного строительства в соответствии с его назначением, установленным записью в ЕГРН.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ одной из обязанностей собственников и арендаторов земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В отличие от собственника, арендатор при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка. Соответствующие позиции отражены в пункте 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 г.

Как указала судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в Кассационном определении N 49-КАД21-9-К6 от 26.01.2022, изменение вида разрешенного использования земельного участка его публичным собственником не предполагает произвольных действий данного собственника и не может быть произведено без учета назначения здания, находящегося в частной собственности и расположенного на соответствующем земельном участке.

С учетом изложенного, оспариваемый приказ Администрации города Иваново в части изменения вида разрешенного использования земельного участка противоречит изложенным выше нормам законодательства, как и действия Администрации г. Иваново по изменению разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37:24:040915:13, площадью 11 770 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования», поскольку в условиях юридической неопределенности соотношения видов разрешенного использования земельного участка и находящегося на нем объекта незавершенного строительства возникают риски для имущественных прав его собственника, что не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений, составляющими ядро принципа правовой определенности, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида.

Вопреки доводам административных ответчиков, суд полагает необходимым восстановить административному истцу строк для обжалования вышеуказанного приказа и действий Администрации города Иванова, соглашаясь с доводами, приведенными административным истцом в ходатайстве о восстановлении процессуального срока.

Суд также соглашается с доводами административного истца о том, что отказ Администрации г. Иваново в предоставлении Административному истцу земельного участка с кадастровым номером в аренду без проведения торгов для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером также является незаконным.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае, в том числе, предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласно пункту 5 указанной статьи предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта, в том числе собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

На основании всего вышеизложенного, решение администрации в форме письма с обоснованием отказа п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ является формальным и надуманным, вследствие чего незаконным.

Также в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

При этом, ссылки Администрации города Иванова на судебную практику не могут быть приняты во внимание, учитывая, что она состоялась по вопросу выкупа земельных участков под зданиями, строительство которых завершено.

При этом, статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, такого основания, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка площади объекта незавершенного строительства, указанная норма не содержит.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 18 марта 2022 г. применены меры предварительной защиты по административному иску, а именно, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области запрещено совершать какие-либо действия, в том числе и регистрационные, по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 11 770 кв. м, расположенного по адресу: , в том числе направленные на изменение площади указанного земельного участка и местоположения его границ, а также запрещено Администрации г. Иваново и ее структурным подразделениям совершать какие-либо действия, направленные на изменение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о земельном участке с кадастровым номером , площадью 11 770 кв. м, расположенного по адресу: , в том числе направленные на изменение площади указанного земельного участка и местоположения его границ.

Учитывая, что для завершения строительства объекта недвижимости ФИО4 положено получение земельного участка, учитывая, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, является единым, а законодательством не предусмотрено ограничение площади единого земельного участка для завершения строительства объекта недвижимости, на котором этот объект расположен, доводы административных ответчиков о несоответствии площади объекта недвижимости, незавершенного строительством, применительно к площади земельного участка являются надуманными и правового значения не имеют.

Доводы Комитета по управлению имуществом, приведенные в обоснование необходимости отказа в заявленных исковых требованиях о том, что к обращению ФИО4 от 23.12.2021 № в нарушение требований статьи 39.17 Земельного кодекса РФ сообщение, содержание перечень объектов незавершенного строительства, не было приложено, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не являлись основанием для выдачи оспариваемого отказа.

Учитывая, что ФИО4 в судебном заседании выразила желание получить испрашиваемый земельный участок для завершения строительства принадлежащего ей незавершенного строительством объекта недвижимости, а также учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления ФИО4 от 23 декабря 2021 г. с учетом изложенной в настоящем решении правовой позиции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 226 КАС Российской Федерации,

Решил :

административные исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации города Иваново по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 11 771 кв.м., расположенного по адресу: <...> с «производственная база» на «земельные участки (территории) общего пользования»;

признать незаконным приказ Администрации города Иваново от 12.08.2019 в части, касающейся земельного участка площадью 11 771 кв.м., расположенного по адресу: г;

признать незаконным решение Администрации города Иваново об отказе в предоставлении ФИО4 земельного участка площадью 11 771 кв.м., расположенного по адресу: в аренду в форме письма от 21 января 2022 г

Обязать Администрацию города Иваново устранить нарушение прав ФИО4 путем повторного рассмотрения ее заявления от 23 декабря 2021 г.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 4 мая 2022 г.