Дело №.
РЕШЕНИЕ
ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ р.п.Воскресенское
Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой А.Г., с участием помощника прокурора Воскресенского района Нижегородской области Ульмовой И.А. В.С., при секретаре Сорокиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Воскресенское административное дело по административному иску прокурора Воскресенского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Прокурор Воскресенского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, по тем мотивам, что прокуратурой Воскресенского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в ходе проверки, в прокуратуре Воскресенского района по адресу: <адрес>, используя служебный компьютер, подключенный к информационно-телекоммуникационной сети при помощи модема, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих предложение услуг по незаконному ограничению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, незаконному захвату предприятий.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера: «Yandex». В адресной строке браузера был введён адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «взлом корпоративных ресурсов», «купить бланки, штампы организаций» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов), содержащий ссылки: <данные изъяты>
Установлено, что на указанных интернет-страницах размещены материалы, с названиями: «Обучение взлому», «Взлом корпоративных сайтов», «Взлом серверов любых типов», «получение чужих данных, путем несанкционированного доступа на сайт», «ВЗЛОМ КОРПОРАТИВНОЙ ПОЧТЫ - БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ», «Любая корпоративная или экзотическая почта будет вскрыта...» «Чтобы конфиденциально заказать печать (без документов), просто напишите на эл.почту», содержащие предложения по оказанию услуг физического захвата предприятий, организаций, изготовлению поддельных документов организации, промышленного (коммерческого) шпионажа, взлома компьютерных ресурсов организаций, также происходит обсуждение указанной информации.
Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайт и интернет-страница не содержат ограничений к его доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной интернет страницы и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет - пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Распространение в сети Интернет на указанных интернет-страницах информации об оказании услуг физического захвата предприятий, организаций, изготовлению поддельных документов организации, промышленного (коммерческого) шпионажа, взлома компьютерных ресурсов организаций противоречит действующему законодательству, что может привести к нарушению прав неограниченного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что в свою очередь, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, заключающиеся в единстве правовых и организационных основ защиты и обеспечению прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и может привести к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, создает опасность для имущества граждан и юридических лиц, а также ставит под угрозу безопасность государства.
Таким образом на интернет-страницах по приведённым адресам содержится информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На сайтах и на интернет-страницах отсутствует юридически: значимая информация о правообладателе и лице её разместившем.
Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора, интернет-страницы по указанным адресам в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
Сведения о владельцах и администраторах указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имён отсутствуют.
Размещённая в сети Интернет по вышеуказанным ссылкам информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
В целях защиты интересов государства, прав и законных интересов прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и во исполнение действующего законодательства доступ к интернет-страницам с указанными сетевыми адресами следует ограничить.
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путём признания её судом запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечёт возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Незаконное распространение в сети «Интернет» информации, способной причинить вред здоровью неопределённому кругу лиц, влечёт нарушение их прав и законных интересов, получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд.
Информация, размещённая на указанных сайтах, подрывает авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, чем нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
Просит признать информацию, размещенную на интернет-страницах, по адресам: <данные изъяты> штампы-почтой.рф, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, направить копию решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В судебном заседании помощник прокурора Воскресенского района Нижегородской области Ульмова И.А. требования просит удовлетворить.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил (л.д.30).
Административный ответчик - Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, просит о рассмотрении в связи с территориальной отдаленностью в свое отсутствие, исковые требования поддерживаю в полном объеме (л.д.33).
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав помощника прокурора Воскресенского района Нижегородской области Ульмову И.А. и его заключение, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу, что административные исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст.2, 9, ч.1, 6 ст. 10, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №№) на территории РФ использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в. целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Воскресенского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в ходе проверки, в прокуратуре Воскресенского района <адрес> используя служебный компьютер, подключенный к информационно-телекоммуникационной сети при помощи модема, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих предложение услуг по незаконному ограничению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
незаконному захвату предприятий.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера: «Yandex». В адресной строке браузера был введён адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «взлом корпоративных ресурсов», «купить бланки, штампы организаций» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов), содержащий ссылки: <данные изъяты>/штампы-почтой.рф.
Сайт в сети Интернет – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п.13 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Установлено, что на указанных интернет-страницах размещены материалы, с названиями: «Обучение взлому», «Взлом корпоративных сайтов», «Взлом серверов любых типов», «получение чужих данных, путем несанкционированного доступа на сайт», «ВЗЛОМ КОРПОРАТИВНОЙ ПОЧТЫ - БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ», «Любая корпоративная или экзотическая почта будет вскрыта...» «Чтобы конфиденциально заказать печать (без документов), просто напишите на эл.почту», содержащие предложения по оказанию услуг физического захвата предприятий, организаций, изготовлению поддельных документов организации, промышленного (коммерческого) шпионажа, взлома компьютерных ресурсов организаций, также происходит обсуждение указанной информации.
Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайт и интернет-страница не содержат ограничений к его доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной интернет страницы и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет - пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства: обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Распространение в сети Интернет на указанных интернет-страницах информации об оказании услуг физического захвата предприятий, организаций, изготовлению поддельных документов организации, промышленного (коммерческого) шпионажа, взлома компьютерных ресурсов организаций противоречит действующему законодательству, что может привести к нарушению прав неограниченного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что в свою очередь, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, заключающиеся в единстве правовых и организационных основ защиты и обеспечению прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и может привести к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, создает опасность для имущества граждан и юридических лиц, а также ставит под угрозу безопасность государства.
Статьей 15 Федерального закона №№ установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона №№ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 названного федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за противоправные действия направленные на незаконное завладение предприятия, а также прав собственности принадлежащих на праве собственности предприятию, а именно предусмотрена уголовная отнесенность за совершение преступлении, предусмотренных ст.169 УК РФ, 179, 170, 170,173.1 и 173, 185.5, 186, 196 и 197, 303, 327, ч. 3 ст. 299 УК РФ.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.
За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков уголовным кодексом также предусмотрена уголовная ответственность по ст.327 УПК РФ.
В этой связи ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов предпринимателей, юридических и других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из ч.2 ст.5 Федерального закона N №, к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, оправдывающая противоправное поведение, в том числе в части противоправных действий, связанных с ограничением деятельности юридического лица, частного предпринимателя.
Таким образом на интернет-страницах <данные изъяты>/штампы-почтой.рф содержится информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На сайтах и на интернет-страницах отсутствует юридически: значимая информация о правообладателе и лице её разместившем.
Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора, интернет-страницы по указанным адресам в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
Сведения о владельцах и администраторах указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имён отсутствуют.
Размещённая в сети Интернет по вышеуказанным ссылкам информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях защиты неопределенного круга лиц, Российской Федерации, основ конституционного строя, нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений посредством ограничения доступа к такой информации Роскомназдором в установленном порядке требуется признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от ДД.ММ.ГГГГ №№ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.15.1 Федерального закона №№ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона №№ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, органом, уполномоченным на внесение указанных сведений в названный реестр, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, о противодействии коррупции, и, в первую очередь, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование, в первую очередь несовершеннолетних граждан, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.
Поскольку информация, размещенная на сайтах: <данные изъяты>штампы-почтой.рф, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в судебном порядке в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
Наличие в свободном доступе на интернет-ресурсе на сайтах <данные изъяты>штампы-почтой.рф материалов нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Как установлено ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Поскольку в силу вышеуказанной статьи стороны имели равные возможности по представлению доказательств, то суд, принимая решение, исходит из имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, предоставленные административным истцом доказательства по делу не вызывают у суда сомнений, поскольку они оценены судом как относимые, допустимые, достоверны в отдельности, достаточны и взаимосвязаны в их совокупности.
Поскольку, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания означенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Воскресенского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в сети Интернет на сайтах: <данные изъяты>, штампы-почтой.рф запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу <адрес> для включения сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для внесения данных сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Воскресенский районный суд Нижегородской области.
Судья А.Г. Матвеева