ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/20 от 15.05.2020 Лотошинского районного суда (Московская область)

Дело № 2а-67/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Лотошино Московской области15 мая 2020 года

Лотошинский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,

при секретаре Нефёдовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главе городского округа Лотошино Московской области о признании незаконным уведомления об отказе в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Главе Лотошинского муниципального района Московской области о признании незаконным уведомления об отказе в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав в обоснование иска, что она является собственником земельного участка с кадастровым №__, расположенного по адресу: ............. Право собственности на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации ............, выданным 23 июля 2011 года. Этим свидетельством подтверждается, что указанный земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование – «для садоводства». Сособственников земельного участка не имеется.

В соответствии с п. 7 ст. 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

Законом разрешено строительство садовых домов на садовых земельных участках (Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Указанный садовый земельный участок не находится в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органыпосредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу п. 2 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФформа уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

05 февраля 2019 года через единый портал государственных и муниципальных услуг ею было направлено административному ответчику уведомление о планируемом строительстве, оформленное по форме, установленной в приложении № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 591/пр.

Уведомление было получено 05 февраля 2019 года и ему присвоен №__

06 февраля 2019 года административным ответчиком было изготовлено обжалуемое уведомление об отказе в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Как указано в обжалуемом уведомлении от 06 февраля 2019 года основанием для отказа стало некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленных временным порядком). В разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что границы земельного участка с кадастровым №__ не установлены, что не позволяет определить расположение садового дома на указанном земельном участке и корректно определить расстояние от границы земельного участка до садового дома.

Основанием для отказа в приеме документов, согласно п. 12.1.8 Временного порядка предоставления государственной услуги, утвержденного Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 10.10.2018 г. № 294, является некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям установленным Временным порядком).

При подаче уведомления от 05 февраля 2019 года ею были заполнены все обязательные поля в форме интерактивного запроса на РПГУ. Вложенный файл, направленный административному ответчику 05 февраля 2019 года, является сканом уведомления о планируемом строительстве, составленным по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 591/пр.

Приложение № 6 к Временному порядку предоставления государственной услуги, содержит форму уведомления об отказе в приеме уведомления о планируемом строительстве, которая предусматривает в случае некорректного заполнения обязательных полей (п. 12.1.8) обязанность указать исчерпывающий перечень некорректного заполнения обязательных полей. Административным ответчиком этого сделано не было, в уведомлении об отказе от 06 февраля 2019 года не было никаких указаний на некорректное заполнение полей.

Уведомление об отказе от 06 февраля 2019 года №__ Главы Лотошинского района Московской области она считает незаконным, так как самостоятельное установление дополнительных требований органом уполномоченным на выдачу разрешений на строительство законом не предусмотрено. Перечень требований в ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ и во Временном порядке предоставления государственной услуги, утвержденном Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 10.10.2018 г. № 294, является исчерпывающим.

На основании изложенного, она просит суд признать незаконным уведомление Главы Лотошинского муниципального района Московской области от 06 февраля 2019 года №__ об отказе в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена, явка административного истца в судебное заседание не признана судом обязательной, с ходатайством об отложении судебного разбирательства административный истец к суду не обратился, что в соответствии со ст. 150 КАС РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1.

Административный ответчик Глава городского округа Лотошино Московской области ФИО2, ее представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены, с ходатайством об отложении судебного разбирательства к суду не обратились, что в соответствии со ст. 150 КАС РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и ее представителя.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 принадлежит по праву собственности земельный участок с кадастровым №__ площадью 1000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенный по адресу: ............, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

05 февраля 2019 года через единый портал государственных и муниципальных услуг в Администрацию Лотошинского муниципального района Московской области от административного истца ФИО1 поступило уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, из которого явствует, что ФИО1 уведомила Администрацию Лотошинского муниципального района о том, что на земельном участке с кадастровым №__, расположенном по адресу: ............, ею планируется строительство садового дома количеством этажей – 3, высотой 10,9 кв.м., площадью застройки 77 кв.м., с отступами от границ земельного участка 15; 6; 20; 7,7 м. и указанием схематичного изображения планируемого к строительству объекта. К уведомлению прилагалась копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.

Уведомлением от 06 февраля 2019 года №__ Главой Лотошинского муниципального района Московской области ФИО2 административному истцу ФИО1 было отказано в приеме уведомления о планируемом строительстве садового дома по п. 12.1.8 Временного порядка предоставления государственной услуги, утвержденного Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 10.10.2018 г. № 294, в связи с некорректным заполнением обязательных полей в форме интерактивного запроса на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным Временным порядком). При этом в графе разъяснения причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что границы земельного участка с кадастровым №__ не установлены, что не позволяет определить расположение садового дома на указанном земельном участке и корректно определить расстояние от границы земельного участка до садового дома.

Законом Московской области от 13 мая 2019 года № 85/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Лотошинского муниципального района» Лотошинский муниципальный район был преобразован в городской округ Лотошино Московской области. В соответствии со ст. 2 Законом Московской области от 13 мая 2019 года № 85/2019-ОЗ Главой городского округа Лотошино Московской области является Глава Лотошинского муниципального района Московской области ФИО2.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу Закона N 340-ФЗ начатыстроительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1ГрК РФ (в редакции Закона N 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органыпосредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (ч. 2 ст. 51.1 ГрК РФ).

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ).

Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1ГрК РФ, в соответствии с которым уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 данной статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7ст. 51.1 ГрК РФ).

Уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10ст. 51.1 ГрК РФ).

Судом установлено, что в поданном ФИО1 05 февраля 2019 года в Администрацию Лотошинского муниципального района Московской области уведомлении о планируемом строительстве садового домасреди прочего содержались сведения об отступах от границ принадлежащего ей по праву собственности земельного участка с кадастровым №__ площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу:............, до планируемого строительством садового дома, при этом границы земельного участка с кадастровым №__ в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены, что не позволяло определить расположение садового дома на указанном земельном участке, определить расстояние от садового дома до границ земельного участка и проверить изложенные ФИО1 сведения об отступах от границ земельного участка до планируемого строительством садового дома.

Учитывая изложенные обстоятельства,суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом ФИО1 уведомление Главы Лотошинского муниципального района Московской области ФИО2 06 февраля 2019 года №__ об отказе в приеме уведомления о планируемом строительстве садового дома является законными обоснованным, поскольку вынесено уполномоченным на то должностным лицом органа местного самоуправления и соответствует нормам действующего законодательства, нарушений процедуры рассмотрения уведомления административного истца о планируемом строительстве судом не установлено, в связи с чем заявленные административным истцом ФИО1 административные исковые требования о признании незаконным уведомления об отказе в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленныхФИО1 к Главе городского округа Лотошино Московской области административных исковых требований о признании незаконным уведомления об отказе в приеме уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий : ________________________

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ___________________________. Судья: _____________ (Нетесова Е.В.)