ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/2017 от 28.02.2017 Калининградского гарнизонного военного суда (Калининградская область)

копия

№2а-67/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2017 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Китова А.В., при секретаре Подхалюзиной К.Р., с участием административного истца ФИО2, его представителя Наумовой Е.А. и представителя административного ответчика Горбатенко Д.П., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части подполковника ФИО2 на действия начальника отдела № 4 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, через своего представителя, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и необоснованным решение начальника отдела № 4 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, (далее начальник отдела № 4) об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать должностное лицо это решение отменить и принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 3 человека.

В обоснование своих требований ФИО2 указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, он зарегистрирован в квартире своих родителей, полученной его отцом от жилищных органов Минобороны РФ, общей площадью 104,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в которую он был вселен в качестве члена семьи своих родителей и в которой в настоящее время зарегистрировано 5 человек.

При этом, в судебном заседании ФИО2 заявил, что после заключения брака с гражданкой ФИО4, он с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает по месту прохождения службы по адресу: <адрес>.

Далее ФИО2 пояснил, что он как военнослужащий заключивший контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, после достижения 20 лет выслуги в календарном исчислении, в ДД.ММ.ГГГГ года обратился к начальнику отдела № 4 с заявлением, с просьбой принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 3 человека: он, жена – ФИО5 и дочь ФИО14 -ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Однако, решением начальника отдела № 4 от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в период прохождения ФИО2 военной службы по контракту, его отцу от Минобороны РФ, было предоставлено жилое помещение, в том числе и с учетом заявителя, общей площадью 104,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, обеспеченность его жилым помещением превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в городе Калининграде.

Вместе с тем, как указано в решении правовой статус членов семьи военнослужащего на обеспечение жилым помещением, произволен от правового статуса самого военнослужащего.

Представитель административного истца ФИО6, поддержав позицию своего доверителя, обратив внимание суда на то, что законных оснований для отказа в принятии ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, у должностного лица не имелось, поскольку после заключения брака и рождения ребенка, уровень обеспеченности административного истца, его супруги и дочери, составил 6,98 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, что является ниже учетной нормы.

Представитель начальника отдела № 4 Горбатенко Д.П., с требованиями заявителя не согласился, пояснив, что ФИО2 было обоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в период прохождения заявителем военной службы по контракту, его отцу от Минобороны РФ, было предоставлено жилое помещение общей площадью 104,7 кв.м., в том числе и с учетом административного истца, в связи с чем, с учетом того, что в указанной выше квартире зарегистрировано 5 человек, то обеспеченность ФИО2 жилым помещением превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную решением Горсовета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2005 года.

Вместе с тем, поскольку правовой статус членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем, произволен от правового статуса самого военнослужащего, то его доверителем обоснованно отказано истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Рассмотрев дело по существу, заслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копиям лицевого счета и поквартирной карточки, истец в ДД.ММ.ГГГГ году был обеспечен в составе семьи ФИО7, куда кроме него входили мать – ФИО5 и его братья – ФИО8 и ФИО9, жилым помещением по адресу: <адрес>, общей площадью – 104,7 кв.м., жилой – 63 кв.м. При этом, как усматривается из копии лицевого счета, в указанном выше помещении в настоящее время зарегистрировано 5 человек.

Копией свидетельства о заключении брака подтверждается заключение административным истцом брака со ФИО4 -ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 родилась дочь ФИО14.

Из оглашенного в судебном заседании послужного списка истца и справки командира войсковой части усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 выслуга в календарном исчислении составила 20 лет.

Как следует из копии паспорта административного истца, он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>.

Выпиской из домовой книги войсковой части подтверждается, что супруга и дочь истца зарегистрированы по адресу войсковой части , в поселке <адрес>.

Согласно решению начальника отдела № 4 от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в период прохождения ФИО2 военной службы по контракту, его отцу от Минобороны РФ, было предоставлено жилое помещение с учетом заявителя общей площадью 104,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, обеспеченность ФИО2 жилым помещением превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в городе Калининграде.

Вместе с тем, как указано в решении правовой статус членов семьи военнослужащего на обеспечение жилым помещением, произволен от правового статуса самого военнослужащего.

Это решение административного ответчика суд находит законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к каковым относится административный истец, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Как усматривается из материалов дела, после окончания истцом военного образовательного учреждения, в период прохождения им военной службы по контракту, его отцу ФИО7 на семью из пяти человек, в том числе и на административного истца, в ДД.ММ.ГГГГ году от Министерства обороны Российской Федерации была предоставлена по договору социального найма квартира общей площадью 104,7 кв.м., жилой площадью 63 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>

В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 заключил брак с гражданкой ФИО4, после чего ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь ФИО14, которые с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно зарегистрированы по адресу войсковой части , расположенной в поселке <адрес>.

При этом, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирован в указанной выше квартире, в которой кроме него зарегистрировано и проживает пять человек.

В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с семьёй из трех человек.

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку в период прохождения заявителем военной службы по контракту его отцу от Минобороны РФ было предоставлено жилое помещение общей площадью 104,7 кв.м., в том числе и с учетом административного истца, в связи с чем, обеспеченность ФИО2 жилым помещением превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в городе Калининграде.

По делу установлено, что ФИО2, будучи обеспеченным в период прохождения военной службы от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по предусмотренным нормам, после заключения брака не принял должных мер к сдаче жилого помещения, оставив его бывшим членам семьи.

Из анализа ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилище военнослужащих, назначенных на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), осуществляется по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Предоставляя определённой в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.

Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.

В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретённого) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимание обстоятельств.

Поскольку эти условия ФИО2 не выполнены, законных оснований для принятия его на жилищный учёт, с целью получения ещё одного жилого помещения за счёт военного ведомства, не имелось.

Вместе с тем, суд считает, что правовой статус членов семьи военнослужащего произволен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», не ограничены в возможности быть обеспеченными жильём в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на момент обращения к начальнику отдела № 4 с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО2 являлся обеспеченным жилым помещением выше учётной нормы, что само по себе свидетельствует об отсутствии у него оснований для получения жилья в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

При таких данных, вопреки ошибочному мнению административного истца и его представителя, при принятии начальником отдела № 4 решения об отказе ФИО2 в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, оснований и необходимости оценивать обеспеченность жильем супруги и дочери истца не имелось, поскольку они в ранее предоставленное ФИО2 Министерством обороны Российской Федерации жилое помещение не вселялась, и, следовательно, расчёт уровня обеспеченности их общей площадью жилого помещения не мог быть произведён исходя из размера причитающейся ФИО2 площади жилого помещения.

Руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гарнизонный военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 на действия начальника отдела № 4 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Китов

Верно

Судья А.В. Китов

Секретарь судебного заседания К.Р. Подхалюзина

3.03.2017