ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/2021 от 12.05.2021 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-67/2021

УИД 44RS0024-01-2021-000181-77

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Георгиевское 12 мая 2021 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Смирнова П.Р.,

при секретаре Котиковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Межевского района Костромской области к администрации Межевского муниципального района Костромской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок,

у с т а н о в и л:

Прокурор Межевского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Межевского муниципального района Костромской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, указав в административном исковом заявлении, что прокуратурой района в январе 2020 года проведена проверка исполнения администрацией Межевского муниципального района Костромской области (далее - администрация Межевского муниципального района) требований законодательства в сфере оплаты заказчиками обязательств по исполненным муниципальным контрактом, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что администрацией Межевского муниципального района не организован ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков, в том числе не принят порядок осуществления указанного контроля. Вместе с тем администрация Межевского муниципального района является учредителем организаций, в том числе муниципальных учреждений, являющихся заказчиками по муниципальным контрактам. По факту выявленных нарушений 25.01.2021 главе Межевского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено 04.03.2021. Конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, органом местного самоуправления, однако, по состоянию на 31.03.2021 не принято. Бездействие администрации Межевского муниципального района в части неорганизации осуществления указанного вида ведомственного контроля незаконно, поскольку нарушает требования действующего законодательства.

Неисполнение требований законодательства в части организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок влечет невозможность осуществления эффективной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе нарушений в отношении контрагентов по муниципальным контрактам - субъектов предпринимательской деятельности, в том числе потенциальных контрагентов, круг которых индивидуально не определен, в частности, не способствует своевременному выявлению и пресечению фактов неоплаты подведомственными администрации Межевского муниципального района заказчиками обязательств по исполненным муниципальным контрактам, то есть нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор Межевского района просил суд признать бездействие администрации Межевского муниципального района Костромской области в части непринятия мер к организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков незаконным. Обязать администрацию Межевского муниципального района Костромской области в срок до 01.07.2021 организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил заявленные требования в части срока выполнения требований - до 01 ноября 2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Межевского района Зотова Н.Н. уточненный иск поддержала по доводам искового заявления.

Представитель административного ответчика - глава администрации Межевского муниципального района Костромской области Лобанова А.А. в письменном заявлении в суд уточненные административные исковые требования в соответствии с ч.3 ст.46 и ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признал в полном объеме. Указал, что штатным расписанием администрации Межевского муниципального района Костромской области предусмотрена штатная единица специалиста, в должностные обязанности которого входит осуществление мероприятий по ведомственному контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Данная должность в настоящее время вакантная. Обязанности на других должностных лиц администрации не возложены, так как для выполнения функциональных обязанностей необходимо пройти специальное обучение.

Представитель административного ответчика (по доверенности) Кирпичев В.С. в судебном заседании заявил о полном признании иска.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) указывает на то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 100 Закона № 44-ФЗ государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Как установлено судом прокуратурой района в январе 2020 года проведена проверка исполнения администрацией Межевского муниципального района Костромской области требований законодательства в сфере оплаты заказчиками обязательств по исполненным муниципальным контрактом, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что администрацией Межевского муниципального района не организован ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков, в том числе не принят порядок осуществления указанного контроля. Вместе с тем администрация Межевского муниципального района является учредителем организаций, в том числе муниципальных учреждений, являющихся заказчиками по муниципальным контрактам.

По факту выявленных нарушений прокурором района 25.01.2021 главе Межевского муниципального района внесено представление, в том числе об устранении указанных нарушений.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, бездействие администрации Межевского муниципального района в части не организации осуществления указанного вида ведомственного контроля незаконно, поскольку нарушает требования действующего законодательства.

На основании изложенного и в связи с тем, что неисполнение требований законодательства в части организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок влечет невозможность осуществления эффективной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе нарушений в отношении контрагентов по муниципальным контрактам - субъектов предпринимательской деятельности, в том числе потенциальных контрагентов, круг которых индивидуально не определен, в частности, не способствует своевременному выявлению и пресечению фактов неоплаты подведомственными администрации Межевского муниципального района заказчиками обязательств по исполненным муниципальным контрактам, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а срок устранения выявленных нарушений достаточным.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку признание иска ответчиком не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.

Поскольку прокурор и административный ответчик, как орган местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины, как административные истцы и как ответчики, освобождены в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, то при разрешении спора данный вопрос судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Межевского района Костромской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Межевского муниципального района Костромской области в части непринятия мер к организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков незаконным.

Обязать администрацию Межевского муниципального района Костромской области в срок до 01 ноября 2021 года организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.

Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> П.Р.Смирнов