ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/2021 от 15.02.2022 Калужского гарнизонного военного суда (Калужская область)

Дело № 2а-7/2022

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2022 г. г. Калуга

Калужский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., при секретаре Мальцеве Н.С., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части , осуществляющего руководство деятельностью ФКУ «Войсковая часть », об оспаривании действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН) (далее – Межрегиональное управление), связанных с отказом в снятии с оперативного учета за ФКУ «Войсковая часть » причиненного финансово-экономической и хозяйственной деятельностью ущерба,

у с т а н о в и л:

Командир войсковой части обратился в военный суд с иском, в котором указал, что по итогам проверки с 29 августа по 23 сентября 2016 г. контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации по РВСН финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «Войсковая часть », в части исполнения Государственных контрактов по эксплуатационному содержанию и обеспечению коммунальными услугами потребителей Министерства обороны Российской Федерации (по линии инженерно-технической службы), за период деятельности с 1 января 2013 г. по 31 июля 2016 г. был выявлен материальный ущерб на общую сумму 1 067 375 рублей 77 копеек.

Данное обстоятельство побудило командование войсковой части в течение 2018-2019 гг. обратиться в арбитражные суды различных инстанций, решениями которых, по мнению истца, было установлено, что ФКУ «Войсковая часть » не является стороной по заключенным Государственным контрактам, а значит, не причастно к выявленному причиненному ущербу.

В 2021 г. командованием войсковой части в адрес начальника Межрегионального управления были неоднократно направлены обращения с ходатайствами о снятии с оперативного учета ФКУ «Войсковая часть » однако в ответном письме от 5 октября 2021 г. административным ответчиком в удовлетворении ходатайств было отказано.

Не соглашаясь с принятым решением, истец просит признать неправомерным отказ начальника Межрегионального управления в снятии с оперативного учета за ФКУ «Войсковая часть » причиненного финансово-экономической и хозяйственной деятельностью ущерба в размере 1 067 375 рублей 77 копеек и обязать его снять ФКУ «Войсковая часть » с указанного учета.

В суде представитель командира войсковой части требования административного иска поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. При этом пояснил, что командованием воинской части были приняты все меры по возмещению ущерба, выявленного контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации по РВСН, а поэтому данный ущерб подлежит снятию с учета. Дополнительно он указал, что ответ от 5 октября 2021 г., полученный из Межрегионального управления, они расценили как отказ в снятии с учета суммы ущерба, числящегося за ФКУ «Войсковая часть », который нарушает права командира воинской части, так как лишает возможности на получение им дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010.

Начальник Межрегионального управления, руководитель Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации и конкурсный управляющий АО «Ремонтно-эксплуатационное управление», надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.

При этом представитель начальника Межрегионального управления просил рассмотреть дело в его отсутствие. Требования иска не признал и считал необходимым отказать в их удовлетворении. В возражениях, направленных в суд, указал, что командованием части не предприняты все меры к погашению ущерба, а также ходатайство о снятии с учета ущерба, выявленного инспекцией, не соответствует действующему законодательству. Дополнительно он указал, что с 2019 г. никаких действий для погашения ущерба командиром войсковой части не принято.

Заслушав представителя административного истца, свидетеля ФИО2 и исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Из акта № контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово – экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , а также воинских частей и подразделений, входящих в ее состав, за период с 1 ноября 2012 г. по 29 августа 2016 г. (далее – Акт) усматривается, что на основании плана контрольных мероприятий на 2016 г., утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации и приказов начальника Межрегионального управления, а также в соответствии с положением о Контрольно – финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2011 г. в войсковой части были проведены ревизионные мероприятия.

При этом в пунктах 4.4 и 4.5 названного акта указано, что для обогрева зданий и сооружений войсковой части в соответствии с государственными контрактами от 1 ноября 2012 г. , от 4 декабря 2014 г. и от 21 сентября 2015 г. коммерческими организациями была поставлена тепловая энергия сверх необходимых норм, в связи с тем, что в документах и планах зданий воинской части недостоверно отражались сведения об отапливаемых площадях.

В ходе проверки был выявлен ущерб на общую сумму 1 067 375 рублей 77 копеек в связи с поставкой в войсковую часть избыточной тепловой энергии для отопления зданий воинской части.

На основании изложенного в пунктах 2, 16, 18, 21 и 22 Акта командиру войсковой части было предложено принять предусмотренные законодательством меры к возмещению ущерба, установить виновных лиц, привлечь их к материальной ответственности, организовать работу по удержанию и взысканию сумм ущерба, принять меры к контролю за возмещением ущерба в сумме 1 067 375 рублей 77 копеек.

30 ноября 2016 г. командиром войсковой части ФИО8 начальнику Межрегионального управления были направлены разногласия (возражения) на вышеуказанный Акт (исходящий № ), где он выразил несогласие с кодом классификатора причиненного ущерба и самим ущербом и просил его исключить из Акта.

Согласно письму начальника Межрегионального управления от 30 декабря 2016 г. командиру войсковой части было отказано в удовлетворении его возражений на Акт.

В дальнейшем ни Акт проверки, ни отказ в удовлетворении направленных разногласий командованием воинской части в судебном порядке обжалованы не были.

Отсюда следует сделать вывод, что командир воинской части согласился с предложениями, изложенными комиссией в Акте, и начал осуществлять действия по их выполнению.

В связи с этим командиром воинской части 12 февраля 2018 г. в Арбитражный суд города Москвы было направлено исковое заявление о возмещении ущерба, в котором он просил взыскать с АО «Ремонтно-эксплуатационного управления» в пользу ФКУ «Войсковая часть » причиненный ущерб в сумме 1 067 375 рублей 77 копеек.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 г. в удовлетворении исковых требований воинской части отказано. В решении сказано, что заявленные истцом требования не направлены на защиту своих нарушенных прав и законных интересов, восстановление существовавшего положения, избранный истцом способ защиты прав при обращении в арбитражный суд является ненадлежащим и не направлен на восстановление нарушенных прав истца, то есть воинская часть не является надлежащим истцом.

В дальнейшем командованием воинской части были приняты меры по обжалованию названного решения, однако постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2019 г. и Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2019 г. в удовлетворении жалоб истца было отказано, а решение Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 г. оставлено без изменения.

Командир войсковой части ФИО9, считая, что действиями других командиров воинской части, ранее замещавших данную должность, выполнены все меры к возмещению ущерба, выявленного ревизией, 22 февраля 2021 г., 3 июня 2021 г. и 9 сентября 2021 г. направил в адрес начальника Межрегионального управления сообщения с просьбой о снятии с учета суммы материального ущерба по завышению объемов теплоснабжения в размере 1 067 375 рублей 77 копеек, отраженного в Акте. К этим сообщениям были приложены копии озвученных выше судебных решений.

Из ответа начальника Межрегионального управления от 5 октября 2021 г. , который оспаривается административным истцом и является предметом спора усматривается, что выполненный командованием войсковой части комплекс мероприятий по устранению предложений Акта и направленный на взыскание излишне перечисленных денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации на счета АО «РЭУ» в сумме 1 067 375 рублей 77 копеек, путем подачи искового заявления в арбитражные суды и дальнейшее обжалование их решений не может служить основанием для принятия положительного решения в целях снятия с учета Управления вышеуказанной суммы ущерба по причине отсутствия конечного результата принятых мер. В соответствии с требованиями пункта 32 Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 января 2015 г. № 10, представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах, находящихся на территориях города Москвы и Московской области, осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы или иными должностными лицами воинских частей по поручению Департамента претензионной и судебно-правовой работы. В связи с тем, что указанные требования не выполнены и сумма ущерба не взыскана, командиру войсковой части было предложено продолжить работу в принятии решения по сумме ущерба, выявленного контрольным мероприятием.

Свидетель ФИО6 в суде показал, что письма о необходимости взыскания ущерба были направлены должностными лицами воинской части в правовой Департамент Министерства обороны Российской Федерации уже после получения ими оспариваемого ответа.

Действительно, в соответствии с пунктами 32 и 35 приказа Министра обороны РФ от 15 января 2015 г. № 10 «Об утверждении Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах» (действовавшего на момент судебных споров по взысканиям воинской части ущерба) представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах, находящихся на территориях города Москвы и Московской области, осуществляется должностными лицами Департамента претензионной и судебно-правовой работы или иными должностными лицами воинских частей по поручению Департамента претензионной и судебно-правовой работы.

При этом в настоящее время действует приказ Министра обороны РФ от 20 марта 2020 г. № 150 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах» из которого следует, что представление интересов Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах осуществляется Правовым департаментом, региональными управлениями правового обеспечения, по их поручениям представителями воинских частей, к компетенции которых относится разрешение заявленных требований, а также центральными органами военного управления, положениями о которых предусматриваются организация и осуществление указанного направления деятельности.

Более того, согласно разделу 4 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. , исполнение акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности части (подразделения) для соответствующего командира воинской части (руководителя подразделения) является обязательным.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ (ред. от 8 июня 2020 г.) «О материальной ответственности военнослужащих» (как и в ранее действовавшей редакции от 5 июня 2014 г.) предусмотрено, что командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.

Согласно пунктам 5-12 и 25 Порядка организации в Вооруженных силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 775, списание с учета воинской части сумм ущерба за счет федерального бюджета допускается в исключительных случаях при наличии правовых оснований. В целях подготовки и принятия решения о списании с учета сумм ущерба воинской частью создается комиссия. Составляется акт о списании ущерба, который утверждается командиром воинской части только после проведения экспертизы и наличии положительного заключения по ее результатам. Указанная экспертиза проводится с целью проверки работы воинской части, направленной на возмещение ущерба (принятия исчерпывающих мер по своевременному и полному возмещению ущерба) и возможности отнесения суммы ущерба за счет федерального бюджета. Проведение экспертизы осуществляется Межрегиональными управлениями. При направлении акта о списании ущерба для проведения экспертизы в сопроводительном письме, подписываемом командиром воинской части, приводится обоснование необходимости списания суммы ущерба с раскрытием информации о проделанной работе по установлению виновных лиц и возмещению ущерба за их счет. Кроме того, к сопроводительному письму и акту могут прилагаться справка о частичном возмещении ущерба за счет виновных лиц, подписанная командиром воинской части и заверенная печатью воинской части, а также другие документы, подтверждающие факт нереальности взыскания дебиторской задолженности.

На основании изложенного и поскольку после получения командованием войсковой части акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово – экономической и хозяйственной деятельности от 3 октября 2016 г. с предложениями о принятии мер к контролю за возмещением ущерба в сумме 1 067 375 рублей 77 копеек, возникшего в результате сверхнормативной поставки тепловой энергии воинской части, командованием не были приняты меры по проведению административного расследования для установления причин ущерба и выявления виновных лиц. Кроме того, должным образом не проведена претензионная и судебная работа по взысканию ущерба совместно с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы или Правовым департаментом, как того требовали нормы приказа Министра обороны РФ от 15 января 2015 г. № 10 «Об утверждении Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах» (действовавшего на момент судебных споров по взысканиям воинской части ущерба) и приказа Министра обороны РФ от 20 марта 2020 г. № 150 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации представительства в судах». Также должностными лицами воинской части не были соблюдены требования, закрепленные в Порядке организации в Вооруженных силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба и в настоящий момент указанный ущерб не погашен, суд считает, что оспариваемый ответ начальника Межрегионального управления от 5 октября 2021 г. соответствует закону и не нарушает права и интересы административного истца, а его требования, изложенные в иске, не подлежат удовлетворению.

Довод представителя административного истца о том, что командованием воинской части были приняты меры для погашения ущерба в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 20 марта 2020 г. , так как они направили сообщение в Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации, суд считает несостоятельным, по следующим обстоятельствам.

Как усматривается из представленного письма от 7 февраля 2020 г. командиром войсковой части были направлены в адрес Правового департамента копии решений Арбитражных судов об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, установленного комиссией Межрегионального управления. Кроме того, в данном письме изложена просьба о необходимости проведения должностными лицами Правового департамента мероприятий по взысканию указанного ущерба.

Вместе с тем из Правового Департамента в войсковую часть поступило сообщение от 29 марта 2020 г. о необходимости представить документы, содержащие сведения, о причинах образования задолженности АО «РЭУ» перед Министерством обороны Российской Федерации.

При этом согласно письму от 6 декабря 2021 г. указанные сведения были отправлены из войсковой части в Правовой департамент только 8 декабря 2021 г, то есть уже после того как в воинскую часть поступил оспариваемый ответ.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, а поскольку решение состоялось не в пользу командира войсковой части судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175, 177-180 и 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований административного иска командира войсковой части , осуществляющего руководство деятельностью ФКУ «Войсковая часть », об оспаривании действий начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН), связанных с отказом в снятии с оперативного учета за ФКУ «Войсковая часть » причиненного финансово-экономической и хозяйственной деятельностью ущерба, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Калужский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>