ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/2022 от 30.03.2022 Мантуровского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-67/2022

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2021-001384-50

Мотивированное решение

изготовлено 30 марта 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 23 марта 2022 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Мантурово Костромской области о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Мантурово Костромской области, обязании включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа город Мантурово Костромской области от 11.07.2019 №319 (в редакции от 15.12.2020 №394), многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина д.4.

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту- администрация г.о.г.Мантурово) об обязании включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа город Мантурово Костромской области от 11.07.2019 № 319 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации городского округа город Мантурово Костромской области, в ходе которой установлены нарушения. Согласно ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014г. № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации г.о.г. Мантурово Костромской области от 11.07.2019г. № 319 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022г.г.». При этом многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4, в указанный план не включен. Вместе с тем, согласно региональной программе в 2020-2022г.г. в многоквартирном доме, расположенным по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4, запланирован капитальный ремонт общего имущества, а именно ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор. Мантуровской межрайонной прокуратурой внесено представление главе г.о.г. Мантурово Костромской области с требованием о включении в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории г.о.г. Мантурово многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4. Из информации администрации г.о.г. Мантурово на указанное представление следует, что исполнить требование администрация не может в связи с тем, что денежных средств на счете регионального оператора недостаточно для проведения капитального ремонта многоквартирного дома адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4. Невключение администрацией г.о.г. Мантурово в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории г.о.г. Мантурово многоквартирного дома, расположенного по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4, капитальный ремонт которого запланирован на 2020-2022 годы, влечет нарушение прав граждан в сфере жилищных правоотношений в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, права на безопасность жилища. Нарушение данных прав касается не только собственников и законных владельцев жилых помещений многоквартирных домов, но и будущих собственников и постоянных, и временных пользователей жилых помещений.

Определением от 21 февраля 2022 года судом приняты уточненные исковые требования прокурора, согласно которых прокурор просил: 1.Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Мантурово Костромской области по невключению многоквартирного дома, расположенного по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина д.4, в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа город Мантурово Костромской области от 11.07.2019 №319 (в редакции от 15.12.2020 №394); 2.Обязать администрацию городского округа город Мантурово Костромской области включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа город Мантурово Костромской области от 11.07.2019 №319 (в редакции от 15.12.2020 №394), многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина д.4.

В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Лебедева Д.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.

Представитель административного ответчика администрации г.о.г. Мантурово Костромской области Демьянова Е.М. (действующая на основании доверенности от 18 января 2022 года б/н) в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, согласно которого краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022г.г.» утвержден постановлением администрации г.о.г. Мантурово от 11.07.2019 № 319. Данный план был сформирован на основании обращений и представленных протоколов от собственников многоквартирных домов, а также с учетом сроков проведения капитального ремонта, согласно Региональной программы, и прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников квартир. План был согласован с Департаментом строительства, жилищно- коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». Многоквартирный дом по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д. 4, в указанный план не был включен, поскольку на момент его формирования от жителей данного дома заявления и протокола в адрес администрации не поступило. Заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества было подано жителями данного дома 20 июля 2021 года. К заявлению были приложены следующие документы: ходатайство совета дома об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества; фотографии о состоянии внутридомовой инженерной системы электропитания; расчетно-пояснительная записка к энергетическому паспорту многоквартирного жилого дома; протокол собрания о назначении уполномоченного представителя МКД, выбор совета дома по решению вопросов ремонта МКД; ответ на обращение Смирновой С.В. в НКО «Фонд капитального ремонта». Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46, ч. 5, 5.1 ст. 189 ЖК РФ, решение о проведении капитального ремонта должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме с определением или утверждением перечня работ и предельно допустимой стоимости работ по капитальному ремонту. Из ответа администрации на заявление жителей многоквартирного дома от 04 августа 2021 года следует, что краткосрочные планы формируются на три года и проходят согласование в начале того года, с какого они сформированы, поэтому включение дома в план на 2022 год не представляется возможным. Также указано, что для включения дома в краткосрочный план капитального ремонта на 2023-2025 годы, необходимо на общем собрании собственников жилых помещений составить протокол общего собрания, с выбором вида капитального ремонта и предоставить его в отдел коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства администрации города. До настоящего времени необходимые документы в администрацию не поступили. На основании изложенного, заявленные административные исковые требования не признают в полном объеме в виду отсутствия незаконного бездействия со стороны администрации г.о.г. Мантурово.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в судебное заседание своего представителя не направило, как следует из пояснений, направленных в суд, очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. Региональная программа утверждена постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы» и подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Порядок утверждения краткосрочных планов регламентирован статьей 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 N449-5-ЗКО. Согласно указанной норме, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы ежегодно в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозной собираемости взносов на капитальный ремонт, с последующим направлением их в уполномоченный, орган, который в свою очередь утверждает краткосрочный план. Проведение капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома будет организовано региональным оператором только при условии включения данного дома в краткосрочный план реализации региональной программы, в календарном году, определенном краткосрочным планом, по результатам проведенных электронных аукционов по отбору подрядчиков в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имуществе в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, как следует из отзыва, направленного в суд по состоянию на 01.01.2022 г. в отношении дома по адресу: г. Мантурово ул. Ленина, д. 4, начислено взносов на капитальный ремонт в сумме 684 004 рубля, фактически собрано 648634 рубля, задолженность - 35370 рублей. Критериями определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах являются:

техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт; 2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 3) наличие проектной документации в случае, если ее подготовка необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; 4) процент собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, с учетом низкой собираемости взносов на капитальный ремонт, полагали принятое администрацией городского округа Мантурово решение о невключении дома в краткосрочный план целесообразным. Вместе с тем, в силу ст.16 Закона № 449-5-ЗКО собственники помещений в многоквартирном доме могут самостоятельно принять решение о проведении капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Протоколов общих собраний собственников жилых помещений, актов обследования и иных документов в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Мантурово, ул. Ленина, д. 4, в адрес департамента не поступало. На основании изложенного полагали, что требования Мантуровского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению, так как основаны на неверном толковании норм права, в силу задолженности по взносам на капитальный ремонт администрация муниципального образования вправе принять решение о невключении многоквартирного дома в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта.

Выслушав прокурора и представителя административного ответчика, исследовав документы, и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.6.1 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ).

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1). Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п.1 ч.1 ст.166 ЖК РФ, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт(часть 2).

В соответствии с ч.ч.4.1 и 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

В ч.7.1 ст.168 ЖК РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст.185 ЖК РФ; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора, актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч.6 ст.189 ЖК РФ, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, установлены Законом Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" (принят Костромской областной Думой 14.11.2013).

При перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора действует основанная на принципе социальной солидарности централизованная система аккумулирования денежных средств и управления ими в пределах территории субъекта Российской Федерации, призванная обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с утвержденной данным субъектом Российской Федерации региональной программой, устанавливающей очередность проведения капитального ремонта исходя из критериев, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014г. № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы (далее по тексту- Региональная программа).

Согласно п.21 Региональной программы плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении N 1 к настоящей Региональной программе.

Конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления (п.22).

Согласно ч.1 ст. 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО (ред. от 25.05.2021) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области.

Согласно ч. 1.1 ст.13 ЗКО от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа), включаются следующие сведения: 1) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта, с указанием: адреса многоквартирного дома; года ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; года завершения последнего капитального ремонта; типа многоквартирного дома; общей площади многоквартирного дома, в том числе площади жилых помещений, находящихся в собственности граждан; количества граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме на дату утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта; реквизитов решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме или решения органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (указывается в отношении первого года краткосрочного плана); 2) стоимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе размер муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановая дата завершения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также объем таких услуг и (или) работ; 5) сведения о наличии (реквизиты) задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Утвержденные органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору (ч.2 ст.13). Уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (ч.3 ст.13).

Согласно Региональной программе в период 2022 года запланировано проведение капитального ремонта инженерных систем, включая ПСД и технадзор в доме №4 по ул. Ленина г. Мантурово Костромской области. Постановлением администрации Костромской области от 11.05.2021г. №205-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 26.03.2014г. №100-а» дом №4 по ул. Ленина также включен в программу капитального ремонта на 2022 год.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Мантуровской межрайонной прокуратурой Костромской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирных домов на основании обращения жителей многоквартирного дома по ул. Ленина, д.4, в частности Смирновой С.В. о невключении дома №4 по ул. Ленина г.Мантурово в программу капитального ремонта многоквартирных домов (л.д.9).Как следует из расчетно-пояснительной записки к энергетическому паспорту многоквартирного жилого дома №4 по ул. Ленина г.Мантурово Костромской области, выполненной ООО «НП ЭнергоЭксперт», в подъездах расположены распределительные щитки, контактные соединения в которых представляют опасность, а также могут привести к короткому замыканию, что в свою очередь приведет к непредсказуемым процессам; все элементы данных распределительных щитков нуждаются в замене, так как выработали свой ресурс и не являются энергоэффективными; общедомовой прибор учета не имеет пломбы сетевой организации; имеется возможность свободного подключения к потреблению электроэнергии до системы учета. Управляющей компании рекомендуется для снижения потерь электрической энергии демонтировать распределительные щитки с их компонентами. Установить новое оборудование. Установить прибор учета на месте общего пользования (л.д.13-15).

Из ответа НК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в адрес Смирновой С.В. следует, что согласно краткосрочному плану, утвержденному Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области №8 от 16.04.2021г. дом №4 по ул. Ленина г. Мантурово Костромской области не включен в план капитального ремонта на 2020-2022 год(л.д.16-17).

Постановлением администрации городского округа город Мантурово от 11.07.2019г. №319 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы» с последующими изменениями. Согласно приложений к указанному плану, с последующими изменениями, жилой многоквартирный дом №4 по ул. Ленина г. Мантурово Костромской области в краткосрочный план не включен (л.д.20,21-24,47,48-59).

В ходе проверки, проведенной Мантуровской межрайонной прокуратурой установлено, что в нарушение ч.7 ст.168 ЖК РФ, п.1 ч.1.1 ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО в краткосрочный план на 2014-2043 годы не включен многоквартирный дом, капитальный ремонт которого запланирован на период 2020-2022 год по региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы.

Из указанного следует, что краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории г.о.г. Мантурово на 2014-2043 годы не содержит полный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.о.г. Мантурово Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы, что позволяет сделать вывод, что постановление администрации г.о.г. Мантурово от 11.07.2019 года № 319 противоречит постановлению Администрации Костромской области от 26.03.2014 N 100-а "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы" в части перечня многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в 2020-2022 годах, за исключением многоквартирных домов, в отношении которых общими собраниями собственников жилых помещений принято решение о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более поздний период.

16 августа 2021 года в адрес главы г.о.г. Мантурово Мантуровским межрайонным прокурором было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, предоставлен месячный срок по приведению краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2020-2022 годы, утвержденного постановлением администрации г.о.г. Мантурово от 11.07.2019 года № 319, в соответствие с региональной программой капитального ремонта, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а (л.д.32-37).

Из ответа администрации г.о.г.Мантурово от 15.09.2021 года направленного заместителю Мантуровского межрайонного прокурора следует, что представление прокурора рассмотрено, по вопросу не включения в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Мантурово ул. Ленина д.4 сообщается, что на момент формирования краткосрочного плана капитального ремонта на период 2020-2022г.г.от жителей дома №4 по ул. Ленина г. Мантурово обращений и (или) протокола общего собрания по поводу включения данного дома в план капитального ремонта не поступало. Из информации администрации г.о.г. Мантурово следует, что по данным НО «Фонд капитального ремонта общего имущества» прогнозная сумма возможного финансирования работ по капитальному ремонту по г.о.г Мантурово на 2021 год не превышает 3,832 млн. руб. Прогнозная собираемость на 2022 год не превышает показатель 2021 года. На основании данной информации постановлением администрации г.о.г.Мантурово от 15.12.2020 №394 внесены изменения в краткосрочный план по уменьшению суммы финансирования работ по капитальному ремонту и определена очередность проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, которые были включены в краткосрочный план капитального ремонта на 2020-2022 годы. Фонд капитального ремонта не дает включить новые дома, если сумма финансирования работ по капитальному ремонту превышает прогнозную сумму собираемости. Многоквартирный дом №4 по ул. Ленина г. Мантурово может быть включен в краткосрочный план капитального ремонта на 2022 год, если Фондом капитального ремонта многоквартирных домов будет принято решение об увеличении возможного финансирования работ по капитальному ремонту по городскому округу город Мантурово на 2022 год. В ином случае данный дом будет включен в краткосрочный план капитального ремонта на период 2023-2025 годов при условии, что собственники помещений примут решение на общем собрании собственников жилья о необходимости проведения капитального ремонта за счет средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов и предоставят протокол общего собрания (л.д.38-40).

Постановлением администрации городского округа город Мантурово № 319 от 11.07.2019 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы» не включен многоквартирный дом №4 по ул. Ленина г. Мантурово в краткосрочный план проведения капитального ремонта.

Как уже отмечалось выше, предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества того или иного многоквартирного дома, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются региональной программой капитального ремонта.

Изменение очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перенос установленных сроков проведения капитального ремонта возможны в случаях, предусмотренных законом, путем внесения в региональную программу изменений в порядке ее актуализации.

Согласно ч.5 ст.168 ЖК РФ, ч. 3 ст. 12 Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", статьи 23 постановления Администрации Костромской области от 26.03.2014 N 100-а "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы" Региональная программа подлежит ежегодной актуализации не позднее 1 декабря года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, в порядке согласно приложению N 2 к настоящей Региональной программе.

Актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа) заключается в изменении информации по перечню многоквартирных домов. Основаниями для актуализации Региональной программы являются: изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Региональную программу; изменение периодов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу, с учетом проведенных в текущем году работ по капитальному ремонту. Актуализация Региональной программы осуществляется ежегодно. В целях актуализации Региональной программы органы местного самоуправления и региональный оператор ежегодно, в срок до 15 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы: обновляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов на основании результатов мониторинга, в том числе вносят сведения о проведенных в рамках Региональной программы работах (услугах) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Администрация Костромской области ежегодно в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, рассматривает и утверждает актуализированную Региональную программу.

Как следует из материалов дела, изменения, предусматривающие перенос срока капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4 на более поздний период, в региональную программу в порядке ее актуализации не вносились. Решение о переносе срока капитального ремонта с предусмотренного региональной программой капитального ремонта на более поздний собственниками помещений указанного многоквартирного дома не принималось.

Необходимость в капитальном ремонте общего имущества спорного многоквартирного дома, а именно ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор подтверждена расчетно-пояснительной запиской к энергетическому паспорту многоквартирного жилого дома №4 по ул. Ленина г.Мантурово Костромской области, составленной ООО «НП ЭнергоЭксперт» еще в декабре 2012 года. с указанного периода и до настоящего времени ремонт инженерных систем в указанном многоквартирном доме не производился, что не оспаривалось административным ответчиком.

Заявление в администрацию г.о.г.Мантурово от имени собственников многоквартирного жилого дома №4 по ул. Ленина г. Мантурово было подано 20.07.2021г.(л.д.30), то есть до 15 октября у администрации городского округа город Мантурово имелась возможность предоставить региональному оператору обновленные сведения о техническом состоянии многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, у администрации г.о.г.Мантурово отсутствовали правовые основания для не включения многоквартирного дома по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4 в краткосрочный план проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в 2022 году, поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане на 2022 год сведений о капитальном ремонте инженерных систем, включая ПСЖ и технадзор дома №4 по ул. Ленина г. Мантурово приводит к нарушению прав и безопасности граждан на достойное проживание в жилых помещениях.

Доводы администрации г.о.г. Мантурово изложенные в ответе Мантуровскому межрайонному прокурору от 16 августа 2021 года №4072 о том, что включение в краткосрочный план многоквартирного дома №4 по ул. Ленина г. Мантурово, капитальный ремонт которого запланирован на 2020-2022 годы согласно Региональной программе, невозможно в связи с недостаточностью денежных средств на счете регионального оператора не основаны на законе, поскольку деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе п. 4 ч.1 ст.180 и ч.1 ст. 182 ЖК РФ, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт, причем возможность реализации указанного права не зависит от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме, - в случае их недостаточности исполнение региональным оператором обязанности по финансированию соответствующих услуг и (или) работ осуществляется из средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора, с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (абз.5 п.7.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.169, ч.ч.4 и 7 ст.170 и ч.4 ст.179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").

Довод административного ответчика о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Мантурово ул. Ленина д.4 не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022г.г.» поскольку на момент его формирования от жителей данного дома заявления и протокола в адрес администрации не поступало, заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта подано жителями данного дома 20 июня 2021 года, но в числе приложенных к нему документов, отсутствовало решение о проведении капитального ремонта, принятое не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме с определением или утверждением перечня работ и предельно допустимой стоимости работ по капитальному ремонту, судом отклоняется на основании следующего.

В силу ч.1 ст.174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных ч.1 ст.166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст.191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с ч.4.1 ст.170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

В силу п.7 ст.170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч.7 ст.189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

В соответствии с ч.1 ст.189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (ч.4 ст.189 ЖК РФ).

В силу ч.6 ст.189 ЖК РФ в случае, если в срок, указанный в ч. 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Как следует из отзыва третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в отношении дома по адресу: г. Мантурово ул. Ленина, д. 4, начислено взносов на капитальный ремонт в сумме 684 004 рубля, фактически собрано 648634 рубля, задолженность - 35370 рублей, то есть процент собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 94,83%

Из системного анализа указанных норм следует, что орган местного самоуправления и при отсутствии решения общего собрания собственников в многоквартирном доме вправе не только включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, но и принять решение о проведении капитального ремонта.

Состояние инженерных систем многоквартирного дома №4 по ул. Ленина г. Мантурово находится в опасном состоянии, что не опровергается административным ответчиком.

Учитывая, что невключение администрацией г.о.г. Мантурово Костромской области в краткосрочный план многоквартирного дома №4 по ул. Ленина г. Мантурово, капитальный ремонт которого запланирован на 2020-2022 годы согласно Региональной программе, влечет нарушение прав граждан в сфере жилищных правоотношений в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, права на безопасность жилища, оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 84 КАС РФ, основываясь на вышеизложенных нормах права, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Мантуровского района Костромской области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, предполагает включение, как собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, имеющихся на дату предъявления иска, так и лиц, которые могут стать собственниками и пользователями помещений в будущем.

Следовательно, круг лиц, в интересах которых предъявлен административный иск прокурором, не может быть определен в полной мере. Для обращения прокурора с иском по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, каких-либо дополнительных условий не требуется. При перечислении собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт на специальный счет реализуется принцип самостоятельного накопления и резервирования соответствующих денежных средств на одном счете в кредитной организации (банке) с целью последующего их направления на финансирование работ по капитальному ремонту исключительно данного дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Мантурово Костромской области, по не включению в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа город Мантурово Костромской области от 11.07.2019 №319 (в редакции от 15.12.2020 №394), многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина д.4.

Обязать администрацию городского округа город Мантурово Костромской области включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2020-2022 года», утвержденный постановлением администрации городского округа город Мантурово Костромской области от 11.07.2019 № 319 (в редакции от 15.12.2020 №394) многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. Ленина, д.4.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Громова