ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6806/2022 от 12.08.2022 Мытищинского городского суда (Московская область)

УИД 50RS0028-01-2022-006513-38

Дело №2а-6806/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2022 года г.Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кульковой И.С.,

при секретаре Орловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6806/2022 по административному иску Михайлова Павла Александровича к Администрации городского округа Мытищи Московской области о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании оформить постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Администрации городского округа Мытищи Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании административного ответчика оформить по заявлению постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, который предстоит образовать, либо границы которого предстоит уточнить в соответствие с п. 6.3.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Распоряжением от 28 марта 2022 №15ВР-481 Министерства имущественных отношений Московской области.

Свои требования мотивировал тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером В настоящее время участок огорожен забором, в ДД.ММ.ГГГГ году на участке он построил и зарегистрировал в установленном порядке жилой дом, которому присвоен адрес: и вспомогательные строения. К дому подведены коммуникации. В процессе хозяйственной деятельности он начал выращивать сельскохозяйственные культуры, в ДД.ММ.ГГГГ году возникла необходимость в расширении площади для выращивания овощей, в связи с чем он ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде обратился с соответствующим заявлением к административному ответчику. Образуемый участок планировалось взять в долгосрочную аренду без проведения торгов для ведения огородничества без права размещения на нем объектов капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в предоставлении государственной услуги, который административный истец считает незаконным, при составлении схемы использовалась ознакомительная версия программного комплекса «Арго 7», с подгруженным кадастровым планом территории Росреестра, информация на портале ответчика, измерения на местности. Исходя из схемы расположения образуемого земельного участка вкрапливание, чересполосица, вклинивание изломанность границ отсутствуют.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Мытищи Московской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена, представила отзыв на иск, в котором указала, что Администрация г.о. Мытищи не признает административные исковые требования, поскольку отказ в предоставлении государственной услуги был согласован Решением Министерства имущественных отношений МО, которое в данном случае содержит указания, обязательные для исполнения Администрацией г.о. Мытищи, соответственно Администрация г.о. Мытищи не могла принять иного решения по своему усмотрению. В отношении заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было отказано в предоставлении услуги, поскольку представленная истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ и не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 №762. Кроме того, Администрацией г.о. Мытищи осуществлен выезд на место с целью проведения обследования испрашиваемого земельного участка, актом осмотра установлено, что образуемый земельный участок является смежным, в том числе с земельным участком при доме в , границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем при положительном решении администрации будут нарушены права и законные интересы третьих лиц. В удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; земельное законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (части 1, 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", подпункта 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий",

с 01 января 2015 года министерство имущественных отношении Московской области определено уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, а исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков установлен распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017 года N 13ВР-44 "Об утверждении временного порядка направления на согласование в министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области".

При этом реализация полномочий органами местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", который разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области", Законом Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Законом Московской области N 270/2020-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области".

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии того, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В частности, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Городской округа Мытищи Московской области» и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, заключаемого по результатам проведения торгов, в соответствии с которым ФИО2 предоставлен в аренду за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером , категория земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: .

Земельный участок передан арендатору ФИО2 по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ

На указанном земельном участке возведен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской ЕГРН, жилому дому присвоен адрес:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал в электронном виде заявление на получение услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена», зарегистрированное под номером

Решением Администрации городского округа Мытищи Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанной государственной услуги было отказано по следующим основаниям: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 и/или ЗК РФ; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами РФ.

Данный отказ обжалован административным истцом в досудебном порядке. От административного ответчика был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответ от Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для отмены принятого решения.

Административный истец просит признать решение Администрации городского округа Мытищи об отказе в предоставлении вышеуказанной государственной услуги незаконным и обязать оформить постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Вместе с тем, на момент отказа в предоставлении истцу указанной государственной услуги действует распоряжение министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017 года N 13ВР-44. Для принятия решения по существу поставленного административным истцом вопроса требуется согласование межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, однако решением Министерства имущественных отношений названной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ согласован отказ в предоставлении ФИО2 указанной государственной услуги, в связи с чем администрация лишена возможности распорядиться испрашиваемым земельным участком.

Кроме того, представленная истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ и не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 №762.

В силу подпункта 3 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного и земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа.

Пунктом 4 Требований предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

На представленной истцом схеме указаны границы земельных участков, не поставленных на государственный кадастровый учет, в связи с чем возможно нарушение прав третьих лиц.

Согласно акта осмотра земельного участка, составленного сотрудником Администрации г.о. Мытищи в связи с поступившим заявлением , образуемый земельный участок является смежным, в том числе с земельным участком при доме в , границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, могут быть нарушены права и законные интересы третьих лиц.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, оснований для признания решения Администрации г.о. Мытищи суд не усматривает, соответственно требования об обязании оформить постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Михайлова Павла Александровича к Администрации городского округа Мытищи Московской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании оформить постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.08.2022 года.

Судья И.С. Кулькова