8
Дело № 2а-680/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Берёзовский 20 августа 2018 года
Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.Ю.,
при секретаре Трусовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кемеровского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» к Избирательной комиссии Берёзовского городского округа о признании незаконным решения об отказе в регистрации единого списка кандидатов,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный представитель политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Конюков В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Березовского городского округа от 08 июля 2018 г. N 18/99 «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Кемеровское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в количестве 11 человек, обязать избирательную комиссию Березовского городского округа зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Кемеровское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в количестве 10 человек.
Требования обоснованы следующим.Административным ответчиком решением от 08.08.2018 за № 18/99 отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Кемеровское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в количестве 11 человек.
Отказ мотивирован тем, что в результате проверки представленных 193 подписей, признаны недействительными 22 подписи, что составило - 11,4%, недостоверными признано - 2 подписи, что составило - 1,04%, а всего 24 подписи. Тем самым, количество представленных подписей избирателей за вычетом подписей недействительных(недостоверных), составило — 171 подпись, что явилось недостаточным для регистрации единого списка избирателей.
Оспариваемым постановлением нарушены права, свободы и законные интересы, установленные ст. 32 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу не подавалась.
Для регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, избирательному объединению Кемеровское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» необходимо было представить не менее 179 и не более 197 подписей избирателей.
Уполномоченным представителем избирательного объединения Конюковым В.А. в избирательную комиссию БГО представлено 193 подписи избирателей в 4 папках.
Согласно заключению эксперта по проверке подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в подписных листах имеются строки, тексты которых, в том числе и даты внесения подписи, не соответствуют подписи по признакам почерка, выполнены одним лицом, но не лицом, заполнявшим остальные строки данной графы.
Считает, что экспертом-криминалистом в ходе проверки подписей избирателей и выявления в 11 подписях нарушений, была нарушена методика проведения почерковедческой экспертизы, кроме того. избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными 13 подписей избирателей по мотиву неверных данных документа избирателя и неоговоренных исправлений, так как данные подписи соответствовали всем требованиям, либо имеют помарки, не носящие существенного характера.
Согласно пункту 6 статьи 76 названного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в абзаце шестом пункта 40 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд вправе возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать список кандидатов в случае отмены ее решения об отказе в регистрации списка кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
В судебном заседании представители административного истца Конюков В.А., действующий на основании доверенности, адвокат Будников П.А. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Трубин О.Б.в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, представил письменные возражения на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, о дате,0 времени и месте рассмотрения дела извещен.
Заслушав явившихся лиц, мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица и находит заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.239 КАС РФ Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено следующее. Решением избирательной комиссии Берёзовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кемеровское Региональное отделение Политической партии ЯБЛОКО» в количестве 11 человек.
Из указанного решения следует, что Уполномоченным представителем избирательного объединения «Кемеровское Региональное отделение Политической партии ЯБЛОКО»» Конюковым В.А. были представлены 4 папки подписных листов. Общее количество подписей составило 193 подписи избирателей. В соответствии со статьей 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. № 54-03 «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области» было проверено 193 подписи, признаны недействительными 22 подписи, что составляет - 11,4%; недостоверными признано - 2 подписи, 1,04 %.
Количество представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недействительными, составляет 171, что является не достаточным для регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кемеровское Региональное отделение Политической партии ЯБЛОКО».
Согласно протоколу проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными 22 подписи или 11.4%, недостоверными – 2 подписи или 1.04%:
1.Папка 1, Лист 3, строка 8, неверный адрес избирателя, код
нарушения 53 (п.6 ст.27 Закона Кемеровской области №54-ОЗ «О выборах в
органы местного самоуправления Кемеровской области»);
2.Папка 1, Лист 4, строка 10, неверные паспортные данные, неверный номер паспорта, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской области №54-03 «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области»);
3.Папка 1, Лист 5, строка 13, неверный адрес избирателя, код нарушения 53 (п.6 ст.27 Закона Кемеровской области №54-03 «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области»);
4.Папка 1, Лист 24, строка 41, неверные паспортные данные,
неверный номер паспорта, неверный адрес, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27
Закона Кемеровской области №54-03 «О выборах в органы местного
самоуправления Кемеровской области»);
5.Папка 1, Лист 28, в строке 49 запись даты не соответствует
подписи по признакам почерка (форме и направлению движений, наклону),
код нарушения 22 (пп. 11, п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-03
«О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»);
6.Папка 2, Лист 1, строка 3 в записях «улица Мира, дом 42 кв. 77»
нет подписи, удостоверяющей исправление, код нарушения 69 (пп. 8, п. 9, ст.29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»);
8.Папка 2, Лист 3, строка 9, неверные паспортные данные, неверная
серия паспорта, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской области
№54-03 «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской
области»);
9.Папка 2, Лист 4, строки 1; 2 (включая записи дат, расположенные
в графе «дата внесения подписи и «подпись») выполнены одним лицом,
подписи в данным строках вероятно выполнены одним лицом, код
нарушения 22 (пп. 11, п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-03 «О
выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»);
10.Папка 2, Лист 5, записи дат в графе «Дата внесения подписи» в
строках 13, 14 выполнены одним лицом, подписи в данным строках не
соответствуют записям дат по признакам почерка (размеру, разгону, степени
наклона), код нарушения 22 (пп. 11, п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области
№ 54-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской
области»);
11.Папка 2, Лист 13, строка 39, неверные паспортные данные,
неверный адрес, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской области
№54-03 «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской
области»);
12.Папка 2, Лист 14, в строках 41; 42 записи дат в графе «дата
внесения подписи» выполнены вероятно одним лицом, код нарушения 22
(пп. 11, п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-03 «О выборах в
органы местного самоуправления в Кемеровской области»);
13. Папка 2, Лист 15, в строках 43; 44; 45 записи дат в графе «дата
внесения подписи» выполнены вероятно одним лицом, код нарушения 22
(пп. 11, п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-03 «О выборах в
органы местного самоуправления в Кемеровской области»);
14.Папка 3, Лист 1, в строке 1 запись даты не соответствует
подписи по признакам почерка (размеру, разгону), код нарушения 22 (пп. 11,
п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ «О выборах в органы
местного самоуправления в Кемеровской области»);
15.Папка 3, Лист 3, строка 9, неверные паспортные данные,
неверная серия паспорта, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской
области №54-03 «О выборах в органы местного самоуправления
Кемеровской области»);
16.Папка 3, Лист 11, строка 27, неверные паспортные данные,
неверный адрес, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской области
№54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской
области»);
17.Папка 3, Лист 11, строка 28, неверные паспортные данные,
неверные серия и номер паспорта, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона
Кемеровской области №54-03 «О выборах в органы местного
самоуправления Кемеровской области»);
18.Папка 3, Лист 14, в строке 36 запись даты не соответствует
подписи по признакам почерка (форме и направлению движений, наклону),
код нарушения 22 (пп. 11, п. 9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-03
«О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области»);
19.Папка 3, Лист 14, строка 37, неверные паспортные данные,
неверная серия паспорта, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской
области №54-03 «О выборах в органы местного самоуправления
Кемеровской области»);
20.Папка 3, Лист 16, в строке 42 подпись выполнена не лицом,
заполнившим остальные графы данной строки, код нарушения 22 (пп. 11, п.
9, ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-03 «О выборах в органы
местного самоуправления в Кемеровской области»);
21.Папка 3, Лист 17, в строке 46 подпись от имени Юрцевича Г.А.
выполнена сборщиком Калашник А.Г., код нарушения 69 (п. 8, ст. 29 Закона
Кемеровской области № 54-03 «О выборах в органы местного
самоуправления в Кемеровской области»);
22.Папка 3, Лист 18, в строке 48 подпись обведена, что не позволяет
судить о ее достоверности, код нарушения 69 (п. 8, ст. 29 Закона
Кемеровской области № 54-03 «О выборах в органы местного
самоуправления в Кемеровской области»).
23.Папка 4, Лист 1, строка 1, неверные паспортные данные,
неверный адрес, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской области
№54-03 «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской
области»);
Папка 4, Лист 3, строка 7, неверные паспортные данные,
неверный адрес, код нарушения 53 (п. 6 ст. 27 Закона Кемеровской области
№54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области»).
При этом, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в протоколе допущена неточность при указании номера папки: следует читать – папка 4 лист 3 строка 9 и далее по тексту.
Указанная неточность, по мнению суда, является технической ошибкой, которая не влечет недействительность протокола.
В судебном заседании представитель административного истца признал наличие нарушений при сборе подписей в части - Папка 2, Лист 1, строка 3 и Папка 3, Лист 18, строка 48 или п.6 и п.22 протокола проверки.
Суд полагает, что выводы Рабочей группы, изложенные в протоколе проверки подписных листов, являются обоснованными, поскольку они объективно подтверждаются протоколом проверки, представленным системным администратором КСА ГАС «Выборы», заключением специалиста, результатами проверки, проведенной Отделением по вопросам миграции Отдела МВД России по г.Березовскому.
Так, согласно Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" №67-ФЗ, Закону Кемеровской области от 30.05.2011 №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области» ( ст.27, п.6, ст.29 п.9 пп.11, ст.29 п.9 пп.8: избиратель вправе поставить свою подпись только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов; избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно; Недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
С учетом результатов проверки подписных листов административным ответчиком принято верное решение об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кемеровское Региональное отделение Политической партии ЯБЛОКО» в количестве 11 человек.
Доводы о том, что в ходе проверки подписей экспертом-криминалистом была нарушена методика проведения почерковедческой экспертизы, суд считает необоснованными, поскольку на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей не распространяется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ». Порядок проведения такой проверки установлен пп.3-7 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, согласно которому к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел … Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. … Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях … используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Критерии признания подписей недостоверными или недействительными (п.8, п.9 ст.29 Закона Кемеровской области от 05.10.2011 N 111-ОЗ) административным ответчиком соблюдены.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, опровергающих выводы, изложенные в протоколе проверки. Доводы административного истца являются голословными, объективно ничем не подтверждены.
Как установлено судом, процедура проверки подписных листов соблюдена.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом - Избирательной комиссии Берёзовского городского округа.
Копия решения вручена уполномоченному представителю избирательного объединения Кемеровское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Решение размещено на официальном сайте Администрации Березовского городского округа в разделе «Избирательная комиссия».
При таких обстоятельствах, решение административного ответчика соответствует закону и не нарушает права, свободы и законные интересы граждан, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" №67-ФЗ, Законом Кемеровской области от 30.05.2011 №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области», в связи с чем в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Кемеровскому региональному отделению Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в удовлетворении административного искового заявления к Избирательной комиссии Берёзовского городского округа о признании незаконным решения избирательной комиссии Березовского городского округа от 08 июля 2018 г. N 18/99 «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Березовского городского округа шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Кемеровское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: И.Ю. Воробьёва