ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-680/2022 от 09.06.2022 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-680/2022

УИД №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 09 июня 2022 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой А.Г.,

с участием представителя административных ответчиков Пушиной К.С., действующей на основании доверенности №*** от 06.12.2021 г., доверенности от 30.05.2022 г.,

представителя заинтересованного лица Безделова С.Н., действующего на основании доверенности №***-№*** от 10.01.2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Булычева Владимира Семёновича к Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, главному государственному жилищному инспектору Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Дитятьевой Юлии Константиновне об обжаловании бездействия должностного лица Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Булычев В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики с требованиями:

- признать незаконным полностью ненаправление должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, заявления Булычева В.С. от 22.11.2021 г. в течение 7 дней со дня регистрации в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, в компетенцию которого входит решение поставленного в заявлении от 22.11.2021 г. вопроса; ненаправление Булычеву В.С. в течение 30 дней со дня регистрации его заявления от 22.11.2021 г. должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, письменного ответа по вопросу о наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) ст. 9.16 КоАП РФ;

- обязать Жилищную инспекцию Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обеспечить направление должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, заявления Булычева В.С. от 22.11.2021 г. с приложенными документами в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, в компетенцию которого входит решение поставленного в этом заявлении вопроса; направление Булычеву В.С. должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, письменного ответа по вопросу о наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) ст. 9.16 КоАП РФ.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 22.11.2021 г. Булычев В.С. направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике заявление с просьбой наложить административный штраф на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивировано следующими доводами: между МУП ЖКХ г. Можги и Булычевым В.С. заключен договор от 19.07.2019 г. на оказание услуг; в соответствии с п. 1.2 данного договора в состав коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства жилого помещения входят: холодное водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд; горячее водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд. 03.09.2021 г. Булычев В.С. подал МУП ЖКХ г. Можги заявку для заключения с ним договора на установку приборов учета холодной и горячей воды в порядке, предусмотренном п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. № 149.

В нарушение п. 9-11 Порядка, утв. Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. № 149, МУП ЖКХ г. Можги не заключило с Булычевым В.С. указанный договор в порядке, предусмотренном данными нормами. Нарушение МУП ЖКХ г. Можги п. 9-1 Порядка, утв. Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. № 149, является нарушением организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора. Таким образом, директор МУП ЖКХ г. Можги и МУП ЖКХ г. Можги совершили административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

06.12.2021 г. Булычев В.С. получил письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 02.12.2021 г. № ЕС01-17-06/6724. Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике на основании п. 2 Положения «О государственном жилищном надзоре», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 493, ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ направило заявление Булычева В.С. в Жилищную инспекцию Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики по подведомственности для рассмотрения по существу.

От жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Булычеву В.С. поступило уведомление о переадресации его заявления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов, или уведомления о продлении срока рассмотрения заявления в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, или других ответов.

Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 г. № 1670.

Согласно ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей ч. 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных жилых домах) статьи 9.16 данного кодекса.

В соответствии с п. 2 заявки Булычева В.С. от 03.09.2021 г. адрес объекта, подлежащего оснащению приборами учета: <***>; предполагаемое место установки приборов учета и прокладки трубопроводов помечено заказчиком. Копия данной заявки приложена к заявлению от 22.11.2021 г.

Ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ установлено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Заявка Булычева В.С. от 03.09.2021 г. не содержит требований установить коллективные (общедомовые) или индивидуальные или общие (для коммунальных квартир) приборы учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме или жилом доме.

В нарушение ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, ч. 1 ст. 23.48, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, не направлено заявление Булычева В.С. от 22.11.2021 г. в течение семи дней со дня регистрации в управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, в компетенцию которого входит решение поставленного в заявлении от 22.11.2021 г. вопроса.

В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, ч. 1 ст. 23.55, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, не направлено Булычеву В.С. в течение 30 дней со дня регистрации его заявления от 22.11.2021 г. письменного ответа по вопросу о наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) ст. 9.16 КоАП РФ.

Указанное бездействие административного ответчика противоречит п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, ч. 1 ст. 23.55, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ и нарушает право административного истца – предоставляемую и охраняемую государством возможность (свободу) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены ч. 3 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, ч. 1 ст. 23.48, ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ.

В судебном заседании 14.04.2020 г. в соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный жилищный инспектор Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Дитятьева Юлия Константиновна, как должностное лицо Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, непосредственно осуществившее рассмотрение обращения административного истца, поскольку права и обязанности указанного должностного лица могут быть затронуты решением по делу и невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица.

Кроме того, в судебном заседании 14.04.2022 г. в порядке ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Мухаметзянов Альберт Ильсурович, поскольку права и обязанности указанных лиц могут быть затронуты при разрешении административного дела.

В судебное заседание административный истец Булычев В.С., административный ответчик главный государственный жилищный инспектор Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Дитятьева Ю.К., заинтересованное лицо директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Мухаметзянов А.И. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В административном исковом заявлении содержится ходатайство Булычева В.С. о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Пушина К.С. с административным иском не согласилась, пояснила, что по обращению Булычева В.С. Главным Управлением по государственному надзору Удмуртской Республики были проведены мероприятия без взаимодействия с юридическим лицом. По результатам проведенного мероприятия был составлен акт, нарушений со стороны МУП ЖКХ не выявлено. Булычеву В.С. был подготовлен и направлен 01.02.2022 г. ответ на обращение. Компетенция Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики определена положениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ, а также Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утв. Постановлением правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 г. № 588. Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере регионального государственного строительного надзора, государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики, регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В свою очередь, жилищная инспекция является структурным подразделением исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, в соответствии с Положением № 588 уполномоченным на осуществление регионального жилищного надзора и лицензионного контроля. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда. В свою очередь, в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.07.2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Главным управлением по государственному надзору в Удмуртской Республике были проведены мероприятия по региональному жилищному надзору в области законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности. Соответственно, Главное управление по государственному надзору в Удмуртской Республике действовало рамках установленных законом полномочий.

Представитель заинтересованного лица Безделов С.Н. в судебном заседании с доводами административного иска не согласился, дополнительно пояснил, что 03.09.2021 г. от Булычева В.С. в МУП ЖКХ поступило заявление о заключении договора по установке прибора учета в жилом помещении. Сотрудники МУП ЖКХ выехали по адресу, указанному в заявлении, для проведения осмотра. Булычев В.С. в жилое помещение их не впустил, о чем был составлен соответствующий акт. В дальнейшем выезд был произведен повторно, произведен осмотр и составлен акт, Булычеву В.С. был направлен проект договора. Таким образом, порядок заключения договора МУП ЖКХ был соблюден.

Выслушав представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец Булычев В.С. обратился в Можгинский районный суд Удмуртской Республики 14.03.2022 г. с административным исковым заявлением об обжаловании бездействия Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, выразившегося в ненаправлении заявления Булычева В.С. от 22.11.2021 г. в течение семи дней со дня регистрации в управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, в компетенцию которого, по мнению административного истца, входит решение поставленного в заявлении вопроса, а также ненаправлении Булычеву В.С. в течение 30 дней со дня регистрации его заявления письменного ответа по вопросу о наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) ст. 9.16 КоАП РФ.

Как следует из материалов административного дела, обращение Булычева В.С. поступило в Главное управление по надзору Удмуртской Республики 06.12.2021 г., следовательно, письменный ответ Булычеву В.С. должен быть отправлен административным ответчиком в течение 30 дней со дня регистрации его заявления, то есть, с учетом нерабочих праздничных дней – не позднее 11.01.2022 г.

Таким образом, предусмотренный трёхмесячный срок на обращение в суд по обжалованию бездействия административного ответчика административным истцом не пропущен.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Рассмотрение и разрешение в органах государственной власти Удмуртской Республики заявлений, жалоб и иных обращений регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (статья 10 Закона № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона № 59-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.????, 9.15, частью 6 и частью 12 (за исключением коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.9, статьей 14.9.1, частью 6 статьи 14.24, статьей 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3 - 5 статьи 14.38, статьями 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), частью 1 статьи 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), статьей 19.31 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов), статьей 14.1.3 настоящего Кодекса.

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, за исключением приборов учета электрической энергии.

Согласно п. 1 раздела 1 Положения о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 N 588 (ред. от 25.03.2022) «О Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики» (далее – Положение о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики) Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере регионального государственного строительного надзора; регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; регионального государственного жилищного контроля (надзора); лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензионный контроль); лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов; регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предметом государственного жилищного надзора, среди прочего, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики закреплены вопросы организации деятельности указанного органа государственной власти Удмуртской Республики, в том числе организация рассмотрения обращений организаций и граждан по вопросам, относящимся к сфере деятельности Главного управления, а также структура Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, и Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, к которым относится и главный государственный жилищный инспектор.

Как установлено судом при рассмотрении дела, 26.11.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило письменное обращение Булычева В.С.

В вышеуказанном обращении административным истцом указывалось, что между МУП ЖКХ и Булычевым В.С. заключен договор от 19.07.2019 г. на оказание услуг. В соответствии с п. 1.2 данного договора в состав коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства жилого помещения входят: холодное водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд, горячее водоснабжение для хозяйственно-бытовых нужд. 03.09.2021 г. Булычев В.С. подал МУП ЖКХ заявку для заключения с ним договора на установку приборов учета холодной и горячей воды в порядке, предусмотренном п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149. В нарушение п. 9-11 Порядка, утв. Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 г. № 149, МУП ЖКХ не заключило с ним указанный договор в порядке, предусмотренном данными нормами. В связи с чем Булычев В.С. просит на основании ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ наложить административный штраф на директора МУП ЖКХ в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (л.д. 8).

Согласно заявке от 03.09.2021 г., поданной в МУП ЖКХ, Булычев В.С. просил заключить с ним договора в порядке, предусмотренном п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 на следующих условиях:

предмет договора: одна сторона (исполнитель) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) работу по установке приборов учета холодной и горячей воды и связанную с этой работой работу по установке обратных клапанов, механических фильтров, прокладке трубопроводов и сдать результат этих работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат этих работ т оплатить его; указанные работы должны быть выполнены с соответствии с требованиями Свода правил СП 30.13330.2020 «СНИП 2.04.01-85*. Внутренние санитарно-технические системы зданий», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.09.2016 № 689/пр (далее – СП 73.13330.2016), в том числе в соответствии с п. 11.19 СП 30.13330.2020 уклоны трубопроводов водопровода следует принимать не менее 0,002; п. 12.4 СП 30.13330.2020 перед счетчиками (по ходу движения воды) следует предусматривать установку механических или магнитно-механических фильтров; п. 12.5 СП 30.13330.2020 счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний; п. 12.6 СП 30.13330.2020 счетчики не должны подвергаться механическим напряжениям под воздействием трубопроводов и запорной арматуры; абз. 3 п. 12.13 СП 30.13330.2020 после водосчетчика следует устанавливать обратный клапан; п. 6.1.5 СП 73.13330.2016 вертикальные трубопроводы не должны иметь отклонение от вертикали более чем на 2 мм на 1 м длины; абз. 1-3 п. 6.1.6 СП 7313330.2016 неизолированные трубопроводы систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения не должны примыкать к поверхности строительных конструкций; расстояние от поверхности штукатурки или облицовки по оси неизолированных трубопроводов при открытой прокладке должно быть в пределах от 35 до 55 мм при диаметре условного прохода до 32 мм включительно;

2) адрес объекта, подлежащего оснащению приборами учета: <***>; предполагаемое место установки приборов учета и прокладки трубопроводов помечено заказчиком;

3) требования заказчика к приборам учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации: приборы учета должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов российской Федерации; марка приборов учета - GERRIDA СВК-15Г (л.д. 10).

По результатам рассмотрения обращения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 02.12.2021 г. письмом №№*** обращение Булычева В.С. направлено по подведомственности для рассмотрения по существу в Государственную жилищную инспекцию УР. В обоснование принятого решения указано, что в соответствии с Положением «О государственном жилищном надзоре», утвержденным Постановлением Правительства РФ 11.06.2013 г. № 493, задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В соответствии с ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный региональный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16 (л.д. 11, 17).

Письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 02.12.2021 г. №№*** и обращение Булычева В.С. поступило в Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики 06.12.2021 г., зарегистрировано за № №***.

По результатам рассмотрения обращения Булычева В.С., поступившего через Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, Жилищной инспекцией Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики 30.12.2021 г. подготовлено письмо №***, которым Булычеву В.С. разъяснено, что в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ жилищная инспекция осуществляет государственный жилищный контроль за соблюдением установленных Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетический эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минэнерго России от 07.04.2010 г. № 149 (ред. От 20.08.2020 г.) «об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов». Кроме того, Булычеву В.С. указанным письмом разъяснено, что Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики в отношении МУП ЖКХ назначена проверка в части соблюдения обязательных требований по вопросу заключения договора на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, на основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок рассмотрения обращения продлен и разъяснено, что о результатах рассмотрения обращения Булычеву В.С. будет сообщено дополнительно в установленный законом срок (л.д. 20, оборот).

Указанное письмо направлено Булычеву В.С. 11.01.2022 г., что подтверждается списком №*** (партия 1005) простых почтовых отправлений от 11.01.2022 г. (л.д. 21-22).

31.01.2022 г. главным государственным жилищным инспектором Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Дитятьевой Ю.К. Булычеву В.С. дан письменный мотивированный ответ №***, в котором указано следующее: «…компетенция жилищной инспекции определена ст. 20 (осуществление государственного жилищного надзора) Жилищного кодекса РФ и Положением о Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 г. №***. При наличии фактов нарушения действующего законодательства жилищная инспекция осуществляет государственный жилищный надзор, в том числе в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»… Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК ЖФ организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Исходя из положений ст. 57-58 Закона № 248-ФЗ одним из оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе полученных при поступлении обращения (заявлений) граждан. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 58 Закона № 248-ФЗ в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений. По изучению представленных МУП ЖКХ документов при проведении контрольно-надзорного мероприятия (наблюдение за соблюдением обязательных требований) установлено….29.09.2021 г. МУП ЖКХ (исх. №***) в Ваш адрес направлен проект договора подряда № №*** от 29.09.2021 г. для ознакомления и подписания на установку счетчиков ХВС и ГВС диаметром до 20 мм, с материалами (<данные изъяты>) в кв. 1 в МКД №***, с указанием суммы договора 6510 рублей 00 копеек (п. 1.2, п. 1.3, п. 2.2 Договора). При этом, 03.12.2021 г. в адрес МУП ЖКХ поступило Ваше обращение (исх. №***) о несоответствии предмета Договора и марке приборов учета используемых энергетических ресурсов. Также в Вашем обращении от 30.09.2021 г. указана необходимая марка приборов учета используемых энергетических ресурсов к установке в кв. 1 в МКД №*** (<данные изъяты>) …Законодательство Российской Федерации не содержит требования к определенной марке и модели по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Дополнительно сообщаем, что для установки прибора учета марки (<данные изъяты>) Вам было предложено самостоятельно приобрести указанный счетчик и уведомить об этом МУП ЖКХ для дальнейшего заключения договора на выполнение работ по его установке. Также МУП ЖКХ представлена информация о том, что 29.08.2019 г. управляющей организацией ООО «Можгинская УК» (ИНН №***), осуществляющей управление МКД №***, на основании Вашего заявления были выполнены работы по установке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. Данный факт подтверждается актом выполненных работ... На основании вышеизложенного жилищная инспекция пришла к выводу, что в действиях МУП ЖКХ не содержатся факты нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, выразившиеся в необоснованном отказе (уклонении) организации, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и от его исполнения». Указанное письмо направлено Булычеву В.С. 01.02.2022 г., что подтверждается списком №*** (партия 1103) простых почтовых отправлений от 01.02.2022 г (л.д. 22 оборот – 26).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Как следует из административного искового заявления, Булычев В.С. обосновывает свои требования тем, что его заявка от 03.09.2021 г. не содержала требований установить коллективные (общедомовые) или индивидуальные или общие (для коммунальных квартир) приборы учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме или жилом доме, а должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, его заявление от 22.11.2021 г. подлежало направлению в течение семи дней со дня регистрации в управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, в компетенцию которого входит решение поставленного в заявлении от 22.11.2021 г. вопроса.

Вместе с тем, судом установлено, что 03.09.2021 г. Булычев В.С. подал МУП ЖКХ заявку для заключения с ним договора на установку приборов учета холодной и горячей воды в порядке, предусмотренном п. 9-11 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №***.

Согласно п. 2 порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

Пунктом 7 Порядка установлено, что для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать: сведения о предмете договора; фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты; адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета; требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации. К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.

При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика (пункт 9 Порядка).

На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра. В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра (пункт 10 Порядка).

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

П. 3 (4) Приложения № 2 Расчет платы за коммунальные услуги Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусматривает порядок корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме. При этом установлено, что при расчете применяется, кроме прочего, размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, оборудованных приборами учета, определенный исходя из показаний индивидуальных приборов учета, в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса РФ к объектами жилищных прав относят жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Таким образом, действующим законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусмотрено использование для учета объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в таких жилых помещениях как жилой дом, квартира в многоквартирном доме - индивидуальных приборов учета, а в коммунальных квартирах - общих (квартирных) приборов учета.

Из представленных письменных доказательств установлено, что, вопреки доводам административного истца, заявка Булычева В.С. от 03.09.2021 г., поданная в МУП ЖКХ, содержала требование о заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, заключение указанного договора имело целью установку индивидуальных приборов учета используемых энергетических ресурсов, а именно холодной и горячей воды, в жилом помещении – <***> многоквартирном <***>.

В обращении Булычева В.С. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике содержатся доводы о нарушении МУП ЖКХ, как организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора.

Как указано выше, согласно ч. 1 ст. 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 12 (в части индивидуальных приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16 КоАП РФ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.

Следовательно, решение вопроса о наличии или отсутствии в действиях организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, нарушений установленного порядка заключения соответствующего договора относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, которым является Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики.

При таких обстоятельствах, поскольку в компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике не входит решение поставленного в заявлении Булычева В.С. от 22.11.2021 г. вопроса, требования административного истица о признании незаконным ненаправление должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, заявления Булычева В.С. от 22.11.2021 г. в течение 7 дней со дня регистрации в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, а также о возложении на Жилищную инспекцию Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики обязанности обеспечить направление заявления Булычева В.С. от 22.11.2021 г. с приложенными документами в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконным ненаправление Булычеву В.С. в течение 30 дней со дня регистрации его заявления от 22.11.2021 г. должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики письменного ответа по вопросу о наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) ст. 9.16 КоАП РФ, и возложении обязанности направить Булычеву В.С. письменный ответ, суд отмечает следующее.

При рассмотрении дела установлено и следует из исследованных в судебном заседании материалов проверки по обращению Булычева В.С., что доводы обращения Булычева В.С. являлись предметом проверки Жилищной инспекцией Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики соблюдения МУП ЖКХ требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в рамках контрольно-надзорного мероприятия – наблюдения за соблюдением обязательных требований.

В ходе контрольно-надзорного мероприятия, проведенного по заданию на выполнение мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 30.12.2021 г. №***, проводилось наблюдение за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О проводимой проверке в части соблюдения обязательных требований по вопросу заключения договора на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водопотребления в отношении МУП ЖКХ административный истец уведомлен в письменном мотивированном ответе №*** от 30.12.2021 г. за подписью заместителя начальника Жилищной Инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики. Указанным ответом Булычев В.С. уведомлен о том, что срок рассмотрения его обращения, поступившего в Управление по государственному надзору Удмуртской Республики 06.12.2021 г. через Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике продлен в установленном законом порядке.

Ответ по существу доводов, изложенных в обращении, заявителю дан 31.01.2022 г. в письме №*** за подписью главного государственного жилищного инспектора Дитятьевой Ю.К. В связи с чем обращение было рассмотрено в установленный законом срок. Мотивированный ответ со ссылками на соответствующие нормы закона в адрес административного истца направлен административным ответчиком, нарушений сроков рассмотрения обращения судом при рассмотрении дела не установлено, ответ дан надлежащим должностным лицом, действовавшим в пределах своей компетенции. Содержание указанного ответа на обращение административного истца соответствует требованиям п. 3 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, в нем содержатся ответ по существу поставленного в обращении вопроса – о наложении административного штрафа на директора МУП ЖКХ г. Можги в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на МУП ЖКХ г. Можги – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей за совершение ими административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 (в части нарушения организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленного порядка заключения соответствующего договора в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) ст. 9.16 КоАП РФ. В частности, в ответе содержатся сведения об отсутствии в действиях МУП ЖКХ фактов нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, выразившиеся в необоснованном отказе (уклонении) организации, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и от его исполнения.

Судом при рассмотрении настоящего административного дела проверены сроки рассмотрения обращения административного истца, факт проведения по ним проверки путем проведения контрольно-надзорного мероприятия в форме наблюдения за соблюдением МУП ЖКХ обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», факт направления мотивированного ответа в адрес административного истца, и каких-либо нарушений требований норм действующего законодательства при рассмотрении данного обращения административным ответчиком не установлено.

Доводы Булычева В.С. о ненаправлении ему в течение 30 дней со дня регистрации его заявления должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики письменного ответа по вопросу, изложенному в обращении, подтверждения в ходе рассмотрения административного дела не нашли.

Содержание ответа №*** от 31.01.2022 г. на обращение Булычева В.С. соответствует требованиям п. 3 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ.

Обращение заявителя рассмотрено в соответствии с требованиями Закона № 59-ФЗ, в установленный законом срок дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в связи с чем право заявителя на обращение реализовано в полном объеме.

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что бездействия, нарушающего права и законные интересы административного истца, им не допущено. Решение поставленного в заявлении Булычева В.С. от 22.11.2021 г. вопроса входит в компетенцию Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, в связи с чем оснований для направления должностным лицом Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики заявления Булычева В.С. от 22.11.2021 г. в течение 7 дней со дня регистрации в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике отсутствовали. Ответ на обращение вынесен в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, порядок принятия решения соблюден, содержание ответа на обращение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что незаконного бездействия со стороны административных ответчиков допущено не было, а доводы истца направлены на необоснованное несогласие с содержанием обжалуемых ответов, что само по себе не может являться основанием к удовлетворению административного искового заявления.

С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Булычева В.С. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Булычева Владимира Семёновича к Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, главному государственному жилищному инспектору Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики Дитятьевой Юлии Константиновне об обжаловании бездействия должностного лица Жилищной инспекции Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.

Председательствующий судья- Е.В. Хисамутдинова