ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6814/2015 от 25.11.2015 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-6814/2015

Изгот.ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 25 ноября 2015 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Доколиной А.А.,

при секретаре Похлебаловой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Д.Р.Г. к Правительству Ярославской области о признании незаконным бездействия государственного органа,

установил:

Д.Р.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Ярославской области о признании незаконным бездействия государственного органа. В обоснование исковых требований ссылается на следующее. Решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как жертва политических репрессий. ДД.ММ.ГГГГД.Р.Г. обратился к Губернатору Ярославской области с письменным обращением, в котором просил дать ответ, кода Ярославская область выполнит свои обязательства по обеспечению истца жильем. В ответ было получено сообщение о том, что обращение направлено в мэрию г.Ярославля для рассмотрения. Согласно ответу мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ вопрос обеспечения жильем категории реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, относится к компетенции органов государственной власти Ярославской области. В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти создают условия для осуществления этого права. В соответствии с Федеральным законом от 18.10.1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. На территории Ярославской области принят закон от 11.07.2005 года №40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». Согласно ст.15, 16 указанного закона реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также членам их семей предоставляются помещения из государственного жилищного фонда Ярославской области площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. Д.Р.Г. полагает, что бездействие ответчика нарушает его права и охраняемые законом интересы и просит обязать Правительство Ярославской области до конца <данные изъяты> года выполнить свои обязанности по обеспечению его жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма из государственного жилищного фонда Ярославской области.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, мэрия г.Ярославля, Территориальная администрация Дзержинского района мэрии г.Ярославля.

В судебном заседании Д.Р.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что исковые требования адресует исключительно к Правительству Ярославской области.

Представитель административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности О.О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, в которых ссылается на следующее.

В соответствии со ст.13 Закона РФ №1761-1 от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно ст.15 Закона Ярославской области №40-з от 11.07.2005 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон области) реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, а также члены их семей имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области. В соответствии с п.6 ст16 Закона области решение о предоставлении жилого помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области принимается органом государственной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области на основании сведений, предоставленных органом учета. В месячный срок со дня освобождения жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области гражданину сообщается о предоставлении ему жилого помещения.

Органами учета в соответствии со ст. 2 Закона Ярославской области №50-з от 27.06.2007 года «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» являются органы местного самоуправления поселений и городских округов Ярославской области.

Органом, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области, является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. Правительство Ярославской области участником спорных правоотношений не является.

По данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области нуждающимися в предоставлении жилого помещения признаны 33 реабилитированных гражданина совместно с 67 членами семьи, имеющие более ранние даты постановки на учет и не обеспеченные до настоящего времени жилыми помещениями. Внеочередное обеспечение лиц, относящихся к категории реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, действующим законодательством не предусмотрено.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности С.А.А. в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Представила письменный отзыв, согласно которому Д.Р.Г. имеет в соответствии с положениями Закона РФ №1761-1 от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» статус лица, являющегося жертвой политических репрессий. В соответствии с законом Ярославской области №40-з от 11.07.2005 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» такие граждане имеют право на предоставление жилого помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области. Вместе с тем, в настоящее время в собственности Ярославской области свободные изолированные жилые помещения, предназначенные для предоставления по договорам социального найма, отсутствуют. Реализация возложенных на департамент полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся лицам возможна только после выделения департаменту денежных средств из областного бюджета согласно утвержденной государственной программе (подпрограмме) для приобретения в собственность Ярославской области жилых помещений. Из искового заявления следует, что Д.Р.Г.ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании судебного постановления. Исходя из информации, полученной от органов местного самоуправления, истец не является первым в очереди лиц, имеющих статус реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Заинтересованное лицо территориальная администрация Дзержинского района г.Ярославля, надлежаще извещенное, в судебное заседание представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором пояснило, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным распоряжение главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г.Ярославля об отказе Д.Р.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение данного судебного акта издано распоряжение главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г.Ярославля, в соответствии с которым Д.Р.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ (категория реабилитированных лиц и лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий) с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение направлено в Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля для включения в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Заинтересованное лицо мэрия г.Ярославля просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.13 Закона РФ №1761-1 от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно ст.15 Закона Ярославской области №40-з от 11.07.2005 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» жилое помещение государственного жилищного фонда Ярославской области предоставляется гражданам, указанным в статье 15 настоящего Закона, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области.

Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека устанавливается для реабилитированных лица и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также членам их семей в размере не менее 14 квадратных метров общей площади.

Решение о предоставлении жилого помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области принимается органом государственной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области на основании сведений, предоставленных органом учета. В месячный срок со дня освобождения жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области гражданину сообщается о предоставлении ему жилого помещения. Указанное сообщение является основанием для заключения договора социального найма. Форма договора определяется в порядке, установленном федеральным законодательством. Договор социального найма является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение.

Органами учета в соответствии со ст. 2 Закона Ярославской области №50-з от 27.06.2007 года «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» являются органы местного самоуправления поселений и городских округов Ярославской области.

Согласно Положению, утвержденному Постановлением Администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 года №116, органом, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области, является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным распоряжение главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г.Ярославля об отказе Д.Р.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Суд обязал территориальную администрацию Дзержинского района мэрии г.Ярославля в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть заявление Д.Р.Г. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Распоряжением главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г.Ярославля от 29.06.2015 года №538 «Об отмене распоряжения главы территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Д.Р.Г. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено, Д.Р.Г. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного Кодекса РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма (категория реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий) с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

По сообщению Управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области (л.д.<данные изъяты>), по состоянию на 01.04.2015 года нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области признаны 33 человека, относящиеся к категории реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а также 67 членов их семей, имеющих право на предоставление жилого помещения.

Согласно данным, содержащимся в сообщении мэрии г.Ярославля (л.д<данные изъяты>), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Д.Р.Г. включен в список реабилитированных лиц, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и членов их семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по г.Ярославлю, в порядке очереди, соответствующей дате постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В соответствии со ст.51 ЖК РФ граждане, реабилитированные, а также признанные пострадавшими от политических репрессий, правом на внеочередное получение жилья на условиях социального найма не обладают.

Кроме того, как следует из пояснений, данных Д.Р.Г. в судебных заседаниях, свои требования он адресует исключительно к Правительству Ярославской области, прося обязать его предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма в срок до конца <данные изъяты> года, тогда как полномочия по распоряжению жилищным фондом Ярославской области делегирована Департаменту имущественных и земельных отношений Правительства Ярославской области.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Д.Р.Г. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Д.Р.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья: А.А.Доколина