ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-682/16 от 16.05.2016 Славянского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-682/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Славянск-на-Кубани 16 мая 2016 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Радионова А.А.,

при секретаре Нечаевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Славянского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации Славянского городского поселения в части заключения муниципальных контрактов в отсутствие лимитов бюджетных обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Славянский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действий администрации Славянского городского поселения Славянского района в части заключения муниципальных контрактов в отсутствие лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, мотивируя его тем, что прокуратурой по обращениям директора ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» Б.Р.А. была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что между администрацией Славянского городского поселения Славянского района и ООО «Континент» заключен муниципальный контракт от 25.06.2014 (...) на сумму 4 077 101 рубль. Согласно данному муниципальному контракту «Подрядчик» обязуется выполнить работы по техническому перевооружению действующей котельной №17 в г.Славянске-на-Кубани, а «заказчик» - оплатить выполненную работу безналичным расчетом до 31.12.2014. Соглашением №1 от 25.11.2014 о расторжении указанного выше муниципального контракта стороны достигли обоюдного согласия о расторжении муниципального контракта, принимая во внимание фактическое принятие «заказчиком» результатов подрядных работ, выполненных «подрядчиком» на общую сумму 2 494 519 рублей. Факт выполнения работ на указанную выше сумму подтверждается справками о стоимости работ формы КС-3 (от 10.09.2014 (...), 06.10.2014 (...), 25.11.2014 (...) и (...)), а также актами выполненных работ. Однако в течение финансового 2014 года в установленные п.3.7 муниципального контракта сроки в полном объеме не произведена. Вышеуказанные действия привели к образованию кредиторской задолженности по оплате указанного муниципального контракта. Таким образом, заключив указанный муниципальный контракт, администрация Славянского городского поселения Славянского района приняла бюджетные обязательства, превышающие лимиты бюджетных обязательств на данные цели. Помимо этого, 01.07.2014 администрацией Славянского городского поселения заключен муниципальный контракт с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» (...) на выполнение работ по текущему ремонту теплотрассы на сумму 960152,48 рублей. Согласно данному муниципальному контракту заказчик обязался оплатить выполненную работу до 31.12.2014. Факт выполненных работ на указанную сумму подтверждается актом о приемке выполненных работ (...) от 30.07.2014, справкой о стоимости выполненных работ (...) от 30.07.2014. Также установлено, что 10.03.2015 был заключен дополнительный муниципальный контракт (...)Е на выполнение подрядных работ по переносу теплотрассы на сумму 90 872 рубля. Однако в течение финансового 2014 года в установленные п.3.7 муниципальных контрактов сроки оплата в полном объеме не произведена, что привело к образованию кредиторской задолженности. Вышеуказанные неправомерные действия администрации Славянского городского поселения Славянского района, противоречащие требованиям норм БК РФ, нарушают установленные законодателем механизмы гарантии и защиты капиталовложений, произведенных стороной контракта, последующим несением финансовых рисков и распределением расходов. Кроме того, указанные действия привели к последующему обращению сторон в судебные органы за принудительным исполнением условий договора, что влечет за собой необходимость дополнительного изыскания денежных средств, путем их изъятия из расходной части социально значимых программ, подлежащих реализации в отчетный период, а также взысканию штрафов и пеней, оплачиваемых за счет муниципального бюджета, чем нарушаются права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории района, а также является нарушением требований ст.34 Бюджетного кодекса РФ, закрепившей принцип эффективности использования бюджетных средств. Так, решением Арбитражного суда КК от 03.07.2015 с администрации СГП Славянского района взыскана задолженность по оплате муниципального контракта в размере 910152,48 рублей, 31942,49 рублей в счет неустойки. В результате незаконных действий со стороны администрации Славянского городского поселения по заключению муниципального контракта в отсутствие бюджетных ассигнований, нарушает интересы не только неопределенного круга лиц, но и самого муниципального образования. На основании изложенного просит признать незаконным действия администрации Славянского городского поселения в части заключения в отсутствие лимитов бюджетных ассигнований муниципального контракта от 25.06.2014 (...) МК на сумму 4077 101 рубль и заключения муниципального контракта (...) от 01.07.2014 на сумму 960152,48 рублей, муниципального контракта от 10.03.2015 (...) на сумму 90872 рубля. Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района внести на рассмотрение Совета Славянского городского поселения Славянского района предложение о внесении изменений в бюджет Славянского городского поселения Славянского района на 2016 год для исполнения принятых обязательств по муниципальным контрактам от 25.06.2014 (...); от 01.07.2014 (...); от 10.03.2015 (...).

Представитель административного истца помощник Славянского межрайонного прокурора Гончарова О.С. в судебном заседании административные исковые требования уточнила, пояснив, что решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27.11.2013 утвержден бюджет Славянского городского поселения Славянского района на 2014 год. Согласно Приложению №6 к указанному решению Совета по коду бюджетной классификации (...) предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в размере 500 000 рублей. Решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 17.06.2014 расходы по указанному КБК увеличены и составили 860 000 рублей. Несмотря на отсутствие лимитов бюджетных обязательств, администрацией Славянского городского поселения Славянского района заключены 2 муниципальных контракта: с ООО «Континент» муниципальный контракт от 25.06.2014 (...) МК на сумму 4 077 101 рубль и муниципальный контракт с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» от 01.07.2014 (...) МК на сумму 960 152,48 рублей. Вышеуказанные действия администрации Славянского городского поселения Славянского района привели к образованию кредиторской задолженность по оплате указанных муниципальных контрактов. Просит признать незаконными действия администрации Славянского городского поселения Славянского района в части заключения в отсутствие лимитов бюджетных обязательств муниципальных контрактов: с ООО «Континент» муниципальный контракт от 25.06.2014 (...) МК на сумму 4 077 101 рубль; муниципальный контракт с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» от 01.07.2014 (...) МК на сумму 960 152,48 рублей. Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района внести на рассмотрение Совета Славянского городского поселения предложение о внесении изменений в бюджет Славянского городского поселения Славянского района на 2016 год для исполнения принятых обязательств по муниципальным контрактам от 25.06.2014 (...) на сумму 4 077 101 рубль и от 01.07.2014 (...) МК на сумму 960 152, 48 рублей.

В судебном заседании представитель администрации Славянского городского поселения Славянского района ФИО1 уточненные исковые требования признала.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит уточненные административные исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст.65 БК РФ).

В силу положений ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с требованиями ст.162 и ч.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с ч.2 ст.169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие с окончанием календарного года.

Решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 27.11.2013 утвержден бюджет Славянского городского поселения Славянского района на 2014 год. Согласно Приложению (...) к указанному решению Совета по коду бюджетной классификации (...) предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в размере 500 000 рублей. Решением Совета Славянского городского поселения Славянского района от 17.06.2014 расходы по указанному КБК увеличены и составили 860 000 рублей

Как установлено в судебном заседании, между администрацией Славянского городского поселения Славянского района и ООО «Континент» заключен муниципальный контракт от 25.06.2014 (...) МК на выполнение работ по техническому перевооружению действующей котельной №17 г.Славянске-на-Кубани на сумму 4 077 101 рубль в отсутствие лимитов бюджетных обязательств на данные цели.

В пункте 3.7 указанного муниципального контракта оговорены сроки оплаты за выполненную работу безналичным расчетом по факту выполненных работ, на основании акта выполненных работ (...), (...), счета или счета-фактуры до 31.12.2014 г.

Соглашением №1 от 25.11.2014 о расторжении указанного муниципального контракта стороны достигли обоюдного согласия о расторжении муниципального контракта, принимая во внимание фактическое принятие «заказчиком» результатов подрядных работ, выполненных «подрядчиком» на общую сумму 2 494 519 рублей.

Факт выполнения работ на вышеуказанную сумму подтверждается справками о стоимости работ формы (...) от 10.09.2014 (...), 06.10.2014 (...), 25.11.2014 (...) и (...), а также актами выполненных работ.

Однако до настоящего времени оплата по указанному муниципальному контракту администрацией Славянского городского поселения в полном объеме не произведена.

Вышеуказанные действия администрации привели к образованию кредиторской задолженности по оплате данного муниципального контракта.

01.07.2014 между администрацией Славянского городского поселения и ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» заключен муниципальный контракт (...) МК на выполнение работ по текущему ремонту теплотрассы на сумму 960 152 рубля 48 копеек.

В соответствии с п.3.7 заказчик обязался оплатить выполненную работу до 31.12.2014. Факт выполненных работ на указанную сумму подтверждается актом о приемке выполненных работ (...)(...) от 30.07.2014, справкой о стоимости выполненных работ (...)(...) от 30.07.2014.

Однако до настоящего времени оплата по указанным выше муниципальным контрактам в полном объеме не произведена.

Согласно сведениям, предоставленным из МКУ «ЦБКСГПСР», кредиторская задолженность администрации Славянского городского поселения Славянского района по состоянию на (...) перед ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» составила 800 151,48 рублей, перед ООО «Континент» - 982 134 рубля.

Из представленных суду доказательств следует, что при заключении указанного муниципального контракта были превышены лимиты бюджетных обязательств на 2014 год, которые составляли 860 000 рублей 00 копеек, в то время как муниципальные контракты, в числе которых и заключенный с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф», заключены на общую сумму 5 037 253 рубля 40 копеек.

Таким образом, заключение администрацией Славянского городского поселения Славянского района муниципальных контрактов, а следовательно принятие бюджетных обязательств и обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные средства в отсутствие лимитов бюджетных обязательств является нарушением норм бюджетного законодательства.

Вышеуказанные неправомерные действия администрации Славянского городского поселения Славянского района, противоречащие требованиям норм БК РФ, нарушают установленные законодателем механизмы гарантии и защиты капиталовложений, произведенных стороной контракта, последующим несением финансовых рисков и распределением расходов.

Кроме того, указанные действия привели к последующему обращению сторон в судебные органы за принудительным исполнением условий договора, что влечет за собой необходимость дополнительного изыскания денежных средств, путем их изъятия из расходной части социально значимых программ, подлежащих реализации в отчетный период, а также взысканию штрафов и пеней, оплачиваемых за счет муниципального бюджета, чем нарушаются права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории района, а также является нарушением требований ст.34 Бюджетного кодекса РФ, закрепившей принцип эффективности использования бюджетных средств. Так, решением Арбитражного суда КК от 03.07.2015 с администрации СГП Славянского района взыскана задолженность по оплате муниципального контракта, заключенного с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» в размере 910152,48 рублей, 31942 рубля в счет неустойки. Таким образом, в результате незаконных действий со стороны администрации Славянского городского поселения по заключению муниципального контракта с ООО «Континент» и с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» в отсутствие лимитов бюджетных обязательств нарушены интересы не только неопределенного круга лиц, но и самого муниципального образования, так как муниципальное образование вынуждено изыскивать дополнительные денежные средства как на погашение задолженности по самому муниципальному контракту, так и на погашение взысканных судом судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации Славянского городского поселения Славянского района в части заключения в отсутствие лимитов бюджетных обязательств муниципальных контрактов (...) МК от 25.06.2014 с ООО «Континент» на сумму 4 077 101 рубль и (...) от 01.07.2014 с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» на сумму 960152 рубля 48 копеек.

Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района внести на рассмотрение Совета Славянского городского поселения Славянского района предложение о внесении изменений в бюджет Славянского городского поселения Славянского района на 2016 год для исполнения принятых обязательств по муниципальным контрактам (...) МК от 25.06.2014 с ООО «Континент» на сумму 4 077 101 рубль и (...) от 01.07.2014 с ООО «Технолоджи Хеппи Лайф» на сумму 960152 рубля 48 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 17.05.2016.

Копия верна:

Согласовано: судья Радионов А.А.