РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Краснодар 14 марта 2019 года
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Хазикова А.А.,
при секретаре Тхагапсо А.А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО8, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя административного ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к инспекции ФНС России № 3 по городу Краснодару о признании недействительным и отмене налогового уведомления, обязанности произвести перерасчет земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к инспекции ФНС России № 3 по городу Краснодару о признании недействительным и отмене налогового уведомления, обязанности произвести перерасчет земельного налога.
В обоснование заявленных требований истица указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен расчет налога на земельный участок за 2016 год – № рублей, за 2017 год – № рублей из расчета налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка в размере № рублей. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с жалобой об отмене налогового уведомления и обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2016 и 2017 годы исходя из расчета налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере № копеек. Указанная жалоба была оставлена административным ответчиком без удовлетворения. Административный истец считает, что его права были нарушены, поскольку при начислении земельного налога административный ответчик исходил из налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка в размере № рублей, а не № копеек – установленной даты определения кадастровой стоимости на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, налоговой инспекцией не принято во внимание, что в соответствии с письмом № Министерства Финансов Российской Федерации, постановлением Конституционного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков могут иметь обратную силу. Таким образом, в силу положений пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база (кадастровая стоимость) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла № копеек, следовательно, инспекцией неправомерно начислен земельный налог исходя из стоимости № рублей.
В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО8 поддержал доводы, изложенные в заявлении и просил их полностью удовлетворить.
Представители административного ответчика: ФИО4 и ФИО3 просили отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, ссылаясь на письменное возражение от ДД.ММ.ГГГГ, которое приобщено к материалам дела.
Ссылаясь на указанное возражение, представители административного ответчика пояснили, что согласно сведениям, поступивших от органов Росреестра кадастровая стоимость указанного земельного участка, по периодам действия инспекцией определена в следующих размерах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – № копеек, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – № копеек. Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2640 от 14 декабря 2016 года № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», внесена в ЕГРН после 01 января 2017 года, а именно 01 февраля 2017 года и определена в размере 4 345 778 рублей 24 копеек. Данным приказом утверждены общие результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов вне зависимости от того уменьшилась ли кадастровая стоимость или увеличилась вследствие произведённой переоценки земельных участков, в дальнейшем размер которой (кадастровой стоимости) существенно влияет на расчет земельного налога. Соответственно, приказ № 2640 от 14 декабря 2016 года не усматривает прямого указания на улучшение положения налогоплательщика и не может иметь обратного действия. Таким образом, при отсутствии в приказе № 2640 от 14 декабря 2016 года норм, прямо указывающих на положения налогоплательщика и на применение данного акта в целях налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая тот факт, что измененная кадастровая стоимость была внесена в ЕГРН после ДД.ММ.ГГГГ (то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная стоимость отсутствовала в ЕГРН), применение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ. Для расчета земельного налога за 2016-2017 годы использованию подлежит кадастровая стоимость земельного участка, содержащая в ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также приобщенные письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 396, пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
По сведениям, представленным органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО5 является единственным собственником земельного участка, площадью 373 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15).
Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог сохраняется за ФИО1
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет № копеек, которая была утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2640 от 14 декабря 2016 года (л.д. 16).
В пункте 2 приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» № 2640 от 14 декабря 2016 года прямо указано, что кадастровая стоимость земельных участков и средние значения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Краснодарского края определены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 19-20).
Административным ответчиком в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанных налоговых уведомлений следует, что налоговой инспекцией был произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению из расчета налоговой базы (кадастровой стоимости) указанного земельного участка в размере 8 631 164 рублей (л.д. 22-23, 60-64).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 подала жалобу в УФНС России по Краснодарскому краю о признании недействительными и отменить указанные налоговые уведомления, а также обязать инспекцию ФНС России № 3 по городу Краснодару произвести перерасчет земельного налога исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 4 345 778 рублей 24 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13).
Однако, решением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем руководителя Управления ФНС России по Краснодарскому краю ФИО6, жалоба ФИО1 на действия (бездействие) должностных лиц ИФНС России № 3 по городу Краснодару, выразившиеся в отказе перерасчета земельного налога за 2016 – 2017 годы с применением кадастровой стоимости в размере 4 345 778 рублей 24 копеек была оставлена без удовлетворения (л.д. 67-72).
Административным ответчиком были представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости: от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составляла – № копеек, а датой утверждения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГГГ на основании акта об утверждении кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ. Только на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла № копеек, установленная приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2640 от 14 декабря 2016 года (л.д. 16, 89-91).
Приведенные письменные доказательства прямо указывают о том, что кадастровая стоимость (налоговая база) земельного участка, находящегося в собственности истицы ФИО1 за: 2016 и 2017 составляла № копеек, а с ДД.ММ.ГГГГ – № копеек.
Таким образом, административным истцом и его представителем не принято во внимание, что согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется каккадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарного года – п. 1 ст. 393 НК РФ).
В силу абзаца 4 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ.
В анализируемой ситуации изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло не по причине исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, а также не по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Следовательно, специальные положения, предусмотренные п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, в данномслучае не применяются.
На основании п. 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
В п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ прямо указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков по общему правилу проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.11 Закона № 135-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что одним из обязательных условий установления кадастровой стоимости земельного участка является внесение результатов определения кадастровой стоимости в кадастр недвижимости. Аналогичное мнение нашло отражение в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№ (направлено для сведения и руководства письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БС-4-21/21654@).
При этом сведения о кадастровой стоимости не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости до момента вступления в силу соответствующего акта и его поступления в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, что, в свою очередь, может привести к невозможности применения таких сведений о кадастровой стоимости в очередном налоговом периоде (письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N №).
Из представленных доказательств следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» № 2640 от 14 декабря 2016 года были внесены в государственный кадастр недвижимости только 01 февраля 2017 года (л.д. 91). Учитывая, что для целей исчисления земельного налога принимается кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае исчисление налога следует производить исходя из ранее установленной кадастровой стоимости.
Указанный вывод подтверждается в письме Минфина России от 27.08.2015 года № 03-05-04-02/49505, в котором представители финансового ведомства указали, что кадастровая стоимость, утвержденная соответствующим региональным актом, вступившим в силу с 1 января календарного года, может быть признана налоговой базой для исчисления земельного налога в этом календарном году только при условии внесения новых сведений в государственный кадастр недвижимости - до 10 января включительно.
Таким образом, суд отмечает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, являющаяся в силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговой базой для исчисления налога по данному участку, будет считаться установленной с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
В п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 года № 28 указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением, указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст. 5 НК РФ).
Так, п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. При этом изп. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ следует, что положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края были утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» № 2640 от 14 декабря 2016 года.
Соответственно, приказ № 2640 от 14 декабря 2016 года, опубликованный на официальном сайте администрации Краснодарского края 15 декабря 2016 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2018 года.
В тоже время, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Однако, приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2640 от 14 декабря 2016 года, не предусматривает обратной силы.
На основании изложенного, административный истец ФИО1 являясь налогоплательщиком не вправе исчислять земельный налог в 2016 и 2017 годах и авансовые платежи по нему на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденных приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2640 от 14 декабря 2016 года. Утвержденная данным приказом кадастровая стоимость будет применяться в целях исчисления земельного налога с 2018 года.
При таких обстоятельствах, у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, суд полагает необходимым принять решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к инспекции ФНС России № 3 по городу Краснодару о признании недействительным и отмене налогового уведомления, обязанности произвести перерасчет земельного налога – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Хазиков
Решение суда изготовлено в окончательной форме 19.03.2019 г.