ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-682/2022 от 11.09.2022 Сарапульского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2а-682/2022

УИД: 18RS0024-01-2022-000860-64

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Сарапульский районный суд Удмуртской республики в составе:

председательствующего судьи Старкова А.С.,

при секретаре ФИО6,

с участием:

представителя административного истца Участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО7;

представителя административного ответчика ФИО1ФИО8;

представителя территориальной избирательной комиссии УР – ФИО9,

зам. прокурора УР ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка к ФИО1 о немедленном удалении наблюдателя из помещения для голосования,

установил:

Участковая избирательная комиссия избирательного участка (далее - УИК) обратилась с административным иском к ФИО1 о немедленном удалении наблюдателя из помещения для голосования.

В обоснование заявленных требований приводятся следующие доводы.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в помещении для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка наблюдатель ФИО1, назначенная зарегистрированным кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики ФИО2, выдвинутым избирательным объединением «Удмуртское Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» совершала нарушения законодательства о выборах, а именно совершала действия, препятствующие работе участковой избирательной комиссии и наблюдателей от других политических партий и кандидатов, в том числе:

- отвлекала членов участковой избирательной комиссии избирательного участка от заполнения документов многочисленными вопросами;

- постоянно перемещалась по помещению участковой комиссии , в котором осуществляется голосование избирателей;

- препятствовала работе членов избирательной комиссии и наблюдателей, предъявляя им необоснованные требования;

- постоянно вмешивалась в работу участковой избирательной комиссии 27/08, давала указания членам комиссии по установке оборудования на избирательном участке, по процедуре опечатывания ящиков для голосования, по процедуре перемещения бюллетеней в сейф-пакеты;

- вела видеосъемку с личного телефона без уведомления уполномоченных лиц, не с места определенного председателем УИК;

- неоднократно требовала предоставить право сфотографировать списки избирателей;

- неоднократно просила дать разъяснения к законодательству.

Данные факты явились основанием для обращения к сотрудникам полиции.

На обращение Участковой избирательной комиссии прибыла группа по выявлению нарушений административного законодательства МО МВД России «Сарапульский».

Совершение ФИО1 указанных нарушений подтверждается:

- актами о выявленных нарушениях избирательного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ 12 часов 55 минут; ДД.ММ.ГГГГ 08 часов 50 минут, ДД.ММ.ГГГГ 09 часов 45 минут;

- заявлением избирателя ФИО3;

- решением Участковой избирательной комиссии .

Административный истец просит удалить из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, наблюдателя ФИО1, проживающую по адресу: 427960, Удмуртская республика, , назначенную кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики ФИО2, выдвинутым избирательным объединением «Удмуртское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Обратить решение суда к немедленному исполнению. Возложить исполнение решения на Межмуниципальный отдел МВД России «Сарапульский».

Представитель административного истца Участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель административного ответчика ФИО1 – адвокат ФИО8 возражал против удовлетворения требований, указал, что наблюдателем ФИО1 нарушений законодательства о выборах и референдумах не допущено, требования наблюдателя об обзоре сейфов законно, считает, что акты о выявленных нарушениях избирательного законодательства составлены не верно, перемещение по залу для голосования не является нарушением законодательства. Считает, что его доверителю предоставлено не достаточно времени для подготовки к рассмотрению дела.

Представитель территориальной избирательной комиссии УР – ФИО9 заявленные требования поддержала.

Свидетель ФИО4 пояснила, что является председателем УИК избирательного участка УР. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наблюдатель ФИО1 мешала работе избирательной комиссии, осуществляла фото и видеосъемку без уведомления уполномоченных лиц, подходила к рабочему месту членов УИК, просила предоставить бюллетени для пересчета лично ей в руки, провоцировала на скандал.

Свидетель ФИО10 пояснила, что является наблюдателем от партии «Единая Россия», ДД.ММ.ГГГГФИО1 ходила по залу для голосования, задавала много вопросов, мешала избирательному процессу, фотографировала стенды, без разрешения уполномоченных лиц, неоднократно садилась за стол председателя.

Свидетель ФИО3, пояснила, что является жителем , ДД.ММ.ГГГГ пришла на избирательный участок с целью голосования, в момент получения бюллетеней увидела за своей спиной девушку, которая вела съемку на сотовый телефон, считает, что её (ФИО3) паспортные данные попали в кадр.

Свидетель ФИО11, пояснила суду, что является резервным наблюдателем от общественной палаты УР, ДД.ММ.ГГГГ находилась на избирательном участке УР. В зале для голосования места для наблюдателей подписаны. ДД.ММ.ГГГГФИО1 вела видеосъемку, на которую попал избиратель. ФИО1 задает много повторяющихся вопросов. На выездном голосования в д. УР ФИО1 просила предоставить ей бюллетени для пересчета.

Свидетель ФИО12 пояснила суда, что является членом комиссии, с правом решающего голоса от партии «КПРФ», но не от кандидата ФИО2ДД.ММ.ГГГГФИО1 просила предоставить ей списки избирателей и журналы, просматривала каждый лист. ФИО1 дела фото и видео съемку, без разрешения председателя избирательной комиссии. На замечания председателя комиссии не реагировала, настаивала на своем.

Зам. прокурора УР ФИО13 в заключении указал, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, поскольку факты нарушения наблюдателем ФИО1 законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах нашли свое подтверждение.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей заключение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-VI на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-VI на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Главы Удмуртской Республики.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики .2-6 от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести голосование на выборах Главы Удмуртской Республики, на выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и ДД.ММ.ГГГГ.

Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии (часть 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).

Постановлением территориальной избирательной комиссии УР .8 от ДД.ММ.ГГГГ сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка , со сроком полномочий на пять лет (2018-2023 гг.)

Постановлением территориальной избирательной комиссии УР .8 от ДД.ММ.ГГГГ председателем участковой избирательной комиссии назначена ФИО4.

В списке наблюдателей назначенных ФИО2, зарегистрированным кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики выдвинутым избирательным объединением «Удмуртское Республиканское Отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по участковой избирательной комиссии значится ФИО1 (пункт 8).

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик ФИО1 является наблюдателем, направленным в участковую избирательную комиссию избирательного участка кандидатом ФИО2

В соответствии с пунктами 13, 14, 16 ст.28 Федерального закона №67-ФЗ решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5. 5.1, 6 и 8 настоящей статьи.

Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Из протокола заседания УИК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании участковой избирательной комиссии избирательного участка членами УИК единогласно принято решение об обращении в Сарапульский районный суд УР с административным исковым заявлением об удалении наблюдателя кандидата на должность Главы Удмуртской Республики ФИО1 из помещения для голосования в порядке предусмотренном частью 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Удмуртской Республики (далее - КАС РФ).

Решением участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.1 принято решение об обращении в суд с административным исковым заявлением об удалении наблюдателя кандидата на должность Главы Удмуртской Республики ФИО1 из помещения для голосования в порядке предусмотренном ч.5 ст.239 КАС РФ.

В соответствии с ч.5 ст.239, ч.1 ст.244 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

Председатель участковой избирательной комиссии осуществляет текущее руководство деятельностью комиссии, в связи с чем, его обращение в суд с административным иском об удалении наблюдателя соответствует положениям ч. 5 ст. 239 КАС РФ.

Из материалов дела усматривается, что поводом для обращения в суд с административным исковым заявлением послужили действия наблюдателя ФИО1 выразившиеся в отвлечении членов участковой избирательной комиссии избирательного участка от заполнения документов многочисленными вопросами, частом перемещении по помещению для голосования, ведении видеосъемки с личного телефона без уведомления уполномоченных лиц, не с места определенного председателем УИК, что по мнению административного истца препятствует работе членов избирательной комиссии и наблюдателей от других организаций.

Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ определено, что наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а разно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (пункт 3).

При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов (пункт 4).

Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям (пункт 5).

В соответствии с пунктом 9 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, втом числе составленными в электронном виде, реестром выдачиоткрепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительнымиудостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании внепомещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующегоизбирательного участка, участка референдума в день голосования, а также вдни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участниковреферендума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в спискиизбирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям,участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетомголосов избирателей, участников референдума на избирательном участке,участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих имобозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участниковреферендума; знакомиться с любым заполненным или незаполненнымбюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума;наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования ииных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае егоотсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями повопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии,нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указаниемсвоих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчествазарегистрированного кандидата или наименования избирательногообъединения, общественного объединения, субъекта общественногоконтроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может бытьпредусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией,организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящегоФедерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящуюкомиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации,Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото - и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

В соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числепо его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членамикомиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

В соответствии с п.12 ст.64 Федерального закона №67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории), если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования (помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории) принимается судом по месту нахождения участковой комиссии (иной комиссии), а решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования избирательного участка, участка референдума, образованного за пределами территории Российской Федерации, принимается участковой комиссией в письменной форме. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

При проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов (п.11.2 ст.64 Федерального закона №67-ФЗ).

В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума - принято Постановление ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования» (далее Разъяснения), согласно которому:

Наблюдатели могут вести фото - и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.

Во время голосования место для ведения наблюдателями фото - и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и пункта 11 статьи 61 Федерального закона таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей.

При подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и статьи 68 Федерального закона таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий участковой избирательной комиссии, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок-избирателей (пункт 2).

Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.

Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).

Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов (пункт 3).

Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования, соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.

Фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся (пункт 4).

Из вышеуказанных норм следует, что проведение фото- и (или) видеосъемки наблюдателем может осуществляться только с места, определенного председателем участковой комиссии и с обязательным предварительным уведомлением о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Из заявления ФИО3, адресованного председателю территориальной избирательной комиссии УР следует, что на избирательном участке ДД.ММ.ГГГГ неизвестная женщина снимала её (ФИО14) на камеру мобильного телефона в момент получения бюллетеня и прохождения в кабинку для голосования.

Из акта выявленных нарушений избирательного законодательства составленного ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 55 минут следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 вмешивалась в работу участковой избирательной комиссии 27/08, отвлекала членов избирательной комиссии от основных обязанностей, вела фото и видео съемку без предупреждения, перемещалась по помещению участковой комиссии , в котором осуществляется голосование избирателей. Требовала пересчета бюллетеней, передав ей лично в руки.

Из акта выявленных нарушений избирательного законодательства составленного ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 50 минут следует, что наблюдатель ФИО1ДД.ММ.ГГГГ препятствовала работе членов избирательной комиссии и наблюдателей от общественной палаты и партии «Единая Россия», отвлекала многочисленными вопросами председателя и секретаря избирательной комиссии 27/08, перемещалась по помещению участковой комиссии , вела видеосъемку пересчета бюллетеней, после выездного голосования, находясь у рабочего места председателя комиссии.

Из акта выявленных нарушений избирательного законодательства составленного ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 45 минут следует, что наблюдатель ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заставляла открывать большой журнал с данными избирателей, фотографировала сейф с бюллетенями. ДД.ММ.ГГГГФИО1 без разрешения председателя осуществляла видеосъемку подсчета бюллетеней. На запреты председателя прекратить видеосъемку не реагировала.

Из показаний свидетелей ФИО15, ФИО12, ФИО11 следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ наблюдатель ФИО1 в помещении Участковой избирательной комиссии избирательного участка нарушала действующее законодательство о выборах и референдумах, а именно осуществляла фото – видео съемку помещения для голосования, вмешивалась в деятельность избирательной комиссии, распоряжения председателя комиссии не исполняла.

Оценивая изложенные доказательства в совокупности, в порядке ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что наблюдатель ФИО1 осуществляла фото - и видеосъемку в помещении для голосования вне места, которое определено председателем участковой комиссии для наблюдателей, без предварительного уведомления председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии, что является нарушением подп. «к» п.9 ст.30, п.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, Разъяснений от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.7 ст.3 Федерального закона №67-ФЗ выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Согласно ст.61 Федерального закона №67-ФЗ в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей (пункт 2).

На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней) (пункт 8).

В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования (пункт 10).

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей (пункт 11).

В силу п. 5 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

Согласно пункту 11.1 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии -секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия: организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование (подп. ж); проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию (подп. з).

По смыслу ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии. Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании.

Как указано выше, наблюдатели вправе: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.

Судом установлено, что ФИО1 ходила по помещению для голосования, осуществляла съемку на мобильный телефон, отвлекала членов участковой избирательной комиссии от заполнения документов, заставляла открывать журнал с данными избирателей, фотографировала сейф с бюллетенями, без разрешения председателя осуществляла видеосъемку подсчета бюллетеней, тем самым совершила действия, превышающие установленный законом объем полномочий наблюдателя.

В нарушение ч.1 ст.62 КАС РФ ФИО1 не представила доказательств опровергающих вменяемые ей нарушения на избирательном участке.

Доказательств того, что видеосъемка проводилась с согласия избирателей и членов избирательной комиссии и не нарушила их права, административный истец не представила.

Оснований считать акты о выявленных нарушениях избирательного законодательства недопустимыми доказательствами в силу части 3 статьи 61 КАС РФ не имеется.

Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о недопустимости представленных доказательств, административным ответчиком не указано.

С доводами представителя административного ответчика – адвоката ФИО8 о том, что административному истцу было предоставлено недостаточно времени для подготовки по делу, согласиться нельзя. Поскольку административный ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя, ходатайств об отложении судебного заседания не представила. Кроме того по ходатайству представителя административного ответчика в судебном заседании объявлялся перерыв, предоставлялась время для подготовки по делу.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, характер допущенных наблюдателем ФИО1 нарушений избирательного законодательства, их продолжительность, что непосредственно создает угрозу дезорганизации работы членов УИК, отвлечения их от непосредственного исполнения своих обязанностей, возникающих затруднениях при осуществлении ими своих функций, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца об удалении наблюдателя.

В соответствии с ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В силу части 6 ст. 244 КАС РФ решения суда о включении гражданина в список избирателей, немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования подлежат немедленному исполнению.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Участковой избирательной комиссии избирательного участка к ФИО1 о немедленном удалении наблюдателя из помещения для голосования - удовлетворить.

Удалить из помещения для голосования участковой избирательной комиссии , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, наблюдателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку УР, паспорт гражданина Российской Федерации серия 9419 выдан МО УФМС России по УР ДД.ММ.ГГГГ направленного зарегистрированным кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики ФИО2, выдвинутым избирательным объединением «УДМУРТСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в порядке, предусмотренном ч.5 ст.239 КАС РФ, немедленно.

Исполнение решения суда об удалении наблюдателя ФИО1 из помещения для голосования возложить на Межмуниципальный отдел МВД России «Сарапульский».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Старкова А.С.