ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-683/2022 от 17.10.2022 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-683/2022 по административному иску военного прокурора Балтийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор города Балтийска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и персональных данных погибших в период проведения специальной операции, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее по тексту – "сеть "Интернет") на страницах сайтов с URL-адресами <......>. Своё требование военный прокурор обосновал тем, что в результате мониторинга сети "Интернет" выявлены интернет-страницы с вышеуказанными URL-адресами, содержащие сведения о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших и их персональные данные. Сведения, раскрывающие потери личного состава в мирное время в период проведения специальных операций, отнесены к государственной тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную тайну, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица установлена уголовная ответственность, а за использование информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения таких сведений, нарушение законодательства в области персональных данных – административная ответственность. Наличие в свободном доступе на указанных интернет-страницах информации о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и персональных данных погибших в период проведения специальной операции нарушает ограничения, установленные частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, может нанести ущерб безопасности государства, повлечь другие негативные последствия и противоречит целям и задачам действующего законодательства, что даёт военному прокурору право обратиться в суд с административным иском в соответствии с частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – "КАС РФ").

В судебном заседании представитель административного истца Миронов С.А. настаивал на удовлетворении административного иска и полностью поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что на момент судебного разбирательства доступ к рассматриваемым указателям страниц сайтов в сети "Интернет" не ограничен в установленном порядке.

Ввиду неустановления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления военным прокурором Балтийского гарнизона, настоящее административное дело рассмотрено без участия административного ответчика.

Роскомнадзор и Управление Роскомнадзора по Калининградской области не обеспечили явку в судебное заседание своих уполномоченных представителей, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения административного дела. Представитель Роскомнадзора Лопаева Н.В. просила провести судебное разбирательство в отсутствие представителя Роскомнадзора (л.д. 23–24).

Заслушав объяснения представителя административного истца и исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно части 1 статьи 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из части 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Абзацем седьмым пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" предусмотрено, что государственную тайну составляют сведения в военной области о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

Пункт 10 перечня сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 20.11.1995 № 1203, включает сведения в военной области, раскрывающие потери личного состава в мирное время в период проведения специальных операций.

Статьёй 283 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.

За незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена уголовная ответственность в статье 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, влечёт административную ответственность на основании части 7 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), обработка персональных данных – любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор и передачу (распространение, предоставление, доступ), а распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределённому кругу лиц.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона "О персональных данных").

Согласно подпунктам 1, 24, 27, 45 пункта 6 Правил обработки персональных данных в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённых приказом Минобороны России от 04.12.2019 № 707, в Вооружённых Силах Российской Федерации в числе прочего обрабатываются следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество; сведения об участии в боевых действиях, нахождении в плену, полученных ранениях; воинское звание; сведения о пребывании за границей.

Статьёй 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Анализ приведённых выше норм материального права в их системной взаимосвязи позволяет суду сделать вывод о наличии в Российской Федерации законодательного запрета на распространение посредством сети "Интернет" информации о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции и персональных данных погибших военнослужащих.

Пунктом 1 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

С 24 февраля 2022 года на основании решения Президента Российской Федерации Вооружённые Силы Российской Федерации проводят специальную военную операцию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

Из материалов административного дела (л.д. 11–17) следует, что в сети "Интернет" на страницах сайтов с URL-адресами <......> размещена информация о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и персональных данных (фамилий, имён, воинских званий) погибших в период проведения специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.

Поскольку подобная информация, распространяемая без ограничения посредством сети "Интернет", указывает на наличие признаков преступлений и административных правонарушений, она должна быть признана информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Нахождение таких сведений в сети "Интернет" в свободном доступе, несомненно, способствует совершению противоправных деяний, влекущих уголовную и административную ответственность, и тем самым подрывает основы конституционного строя, создаёт угрозу безопасности государства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее по тексту – "Реестр").

Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в Реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (часть 3 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

На момент принятия настоящего решения указатели страниц сайтов с URL-адресами <......> не включены в Реестр.

С учётом всех установленных обстоятельств, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и персональных данных погибших в период проведения специальной операции, размещённую посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах сайтов с URL-адресами <......>, и удовлетворяет административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск военного прокурора Балтийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию о потерях личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации и персональных данных погибших в период проведения специальной операции, размещённую посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах сайтов со следующими URL-адресами:

<......>

<......>

<......>

Настоящее решение является основанием для включения вышеназванных указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2022 года.