ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6842/20 от 27.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2020-009144-59

№ 2а-6842/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

административного истца Садикова Г.М.,

переводчика Рыжковой Ю.Н.,

представителя административных ответчиков Семеновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Садикова Г.М. к прокуратуре Оренбургской области, прокуратуре г.Оренбурга об оспаривании действий, решений, возложении обязанности устранить нарушения прав,

установил:

Садиков Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре г. Оренбурга об оспаривании действий, решений, возложении обязанностиустранить нарушения прав.

В обоснование требований указал, что он направил в прокуратуру г. Оренбурга два обращения на узбекском языке. На свои обращения из прокуратуры г.Оренбурга получил ответы от 26 июня 2020 года № ..., от 03 июля 2020 года № ..., согласно которым прокуратура г. Оренбурга возвратила указанные обращения, поскольку они написаны неразборчиво и на иностранном (узбекском) языке, текст не поддается прочтению. Считает, что действия административного ответчика по не рассмотрению по существу его обращений, не возвращению обращений, не предоставлению ответов на языке обращения, а также сами ответы на обращения противоречат положениям действующего законодательства, нарушают его права.

Просит суд признать незаконными действия административного ответчика по не рассмотрению и не разрешению по существу, не возвращению обращений,не предоставлению ответов на языке обращения, признать незаконными ответы, обязать устранить допущенные нарушения.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Оренбургской области.

В судебном заседании административный истец Садиков Г.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, возложить на административного ответчика обязанность возвратить ему поданные обращения.

В судебном заседании представитель административных ответчиков прокуратуры г. Оренбурга и прокуратуры Оренбургской областиСеменова О.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснила, что Садиков Г.М. обратился в прокуратуру г. Оренбурга с заявлениямина иностранном (узбекском) языке и текст письменных обращений не поддавался прочтению. В установленные законом сроки Садикову Г.М. были даны ответы об оставлении обращений без рассмотрения по существу и возвращены приложенные документы. Факт направления ответов с приложением обращений подтверждается журналом отправленной корреспонденции.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) определен порядок рассмотрения государственными органами и их должностными лицами обращений граждан.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона №59-ФЗ государственный орган или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу постановленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с п.п.4,4.1 ст.11 Федерального закона № 59-ФЗв случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Согласно ч.3 ст.1 3Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 года № 45.

Данная Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.11 Инструкции,в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 2 определено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ст.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 26 Конституции РФ провозглашает право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» в п. п. 1 и 6 ч. 1 ст. 3 обязывает органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления, организации и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественные объединения использовать в своей деятельности и взаимоотношениях государственный язык Российской Федерации.

Судом установлено, что Садиков Г.М. является гражданином Республики ..., отбывает наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

23 июня 2020 года и 02 июля 2020 года Садиков Г.М. обратилсяв прокуратуру г. Оренбурга с заявлениями на иностранном (узбекском) языкебез приложения перевода на русский язык.

Указанные обращения Садикова Г.М. были зарегистрированы в прокуратуре г.Оренбурга.

26 июня 2020 года и 03 июля 2020 года Садикову Г.М. даны ответы на русском языке разъяснительного характера, которые вместе с обращениями направлены в адрес начальника ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю для вручения Садикову Г.М. с приложениями документов на 11 листах и на 62 листах.

Представленные представителем административного ответчика в обоснование своих возражений на заявленные требования документы: копия книги учета отправленной корреспонденции и сведения из программного обеспечения подтверждают доводы административного ответчика о направлении прокуратурой г.Оренбурга ответов, самих обращенийс приложениями документов на 11 и 62 листах.

Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

Довод Садикова Г.М. о том, что он в силу положений ст.26 Конституции РФ имеет право на пользование родным языком, в том числе, при направлении обращений в органы прокуратуры, необоснован.

Так, государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык (ч.1 ст. 68 Конституции Российской Федерации).

Как указано выше, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъекты, а также органы местного самоуправления, организации и граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения обязаны использовать в своей деятельности и взаимоотношениях государственный язык Российской Федерации.

Ни Федеральныйзакон№ 59-ФЗ, ни Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 года № 45, не регламентируют порядок рассмотрения обращений, поданных не на государственном языке РФ.

СсылкуСадикова Г.М. на положения инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры РФ, утв. приказом Генерального прокурораРоссийской Федерации от 29.12.2011 № 450, также нельзя признать обоснованной, поскольку Инструкция по делопроизводству является внутренним актом, не носящим нормативно-правового характера в отношении неопределенного круга лиц, и ее содержание, что следует также из п. 2 Приказа № 450, адресовано исключительно работникам прокуратуры. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений урегулирован специальной Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, которой следует руководствоваться при приеме и рассмотрении обращений, в том числе и поданных не на государственном языке.

Однако, как указано выше,Инструкция о порядке рассмотрения обращений этот вопрос не регулирует.

Таким образом, с учетом положенийФедерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ, Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45, незаконных действий со стороны прокуратуры г. Оренбурга допущено не было, поступившие обращениязарегистрированы в установленном законом порядке, на обращения даны ответы уполномоченным лицом и в установленный срок, ответы с обращениями направлены заявителю в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Нарушения прав административного истца со стороны административного ответчика судом не установлено.

Доводы административного истца о неполучении обращений с приложениями, о чем свидетельствуют акты, составленные администрацией исправительногоучреждения, не могут служить основанием для признания действий административного ответчика незаконным, поскольку само по себе неполучение обращений с приложениями прав административного истца не нарушает.

Как указал Садиков Г.М. в судебном заседании, приложениями к обращению являлись копии материалов уголовного дела, будучи лицом, осужденным за совершение преступления, он не лишен права ознакомления с материалами уголовного дела с получением необходимых копий.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий государственного органа, выразившихся в не рассмотрении и не разрешении по существу обращений, не возвращении обращений заявителю, даче ответов не на языке обращения, о признании незаконными решений от 26.06.2020 года и 03.07.2020 года не имеется.

Соответственно, отсутствуют и основания для возложения обязанности по устранению нарушения прав.

Процессуальный срок на подачу административного иска Садиковым Г.М. не пропущен.

Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Садикова Г.М. к прокуратуре Оренбургской области, прокуратуре г.Оренбурга об оспаривании действий, выразившихся в не рассмотрении и не разрешении обращений, не возвращении обращений заявителю-отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Садикова Г.М. к прокуратуре Оренбургской области, прокуратуре г.Оренбурга об оспаривании решений от 26.06.2020 года и 03.07.2020 года-отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Садикова Г.М. к прокуратуре Оренбургской области, прокуратуре г.Оренбургаоб устранении нарушения прав-отказать

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.А.Пименова

Решение в окончательной форме принято 11декабря 2020 года

Судья подпись О.А.Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

подлинник решения находится в административном деле №2а-6842/2020 в Ленинском районном суде г.Оренбурга