Дело № 2а-6844/2018 Мотивированное решение
изготовлено 27 ноября 2018 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года г.Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Щукиной Л.В.,
при секретаре Суковой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора – войсковая часть 77940 военной прокуратуры Северного флота, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, размещенной в Российской Федерации, запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор – войсковая часть 77940 военной прокуратуры Северного флота обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на сайте http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование, что военным прокурором – войсковая часть 77940 проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения информации, провоцирующей совершение правонарушений и преступлений.
Интернет-страница http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html содержит в себе информацию об оказании услуг по приобретению гражданами Российской Федерации на платной основе военного билета без фактического прохождения медицинской комиссии - 90 000 руб., получение военного билета с фактическим прохождением медицинской комиссии – 50 000 руб., внесение изменений в военном билете «проведенном по базе» - 60 000 руб., внесение изменений в военный билет «без проводки» - 40 000 руб.
Указанный Интернет-сайт является свободным для доступа неограниченного круга лиц, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь.
На момент проверки указанный Интернет-сайт в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца военный прокурор – войсковая часть 77940 военной прокуратуры Северного флота ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора по Мурманской области извещен судом о месте и времени рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором заявление военного прокурора – войсковой части 77940 поддержал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что военным прокурором – войсковая часть 77940 проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения в свободном доступе информации, запрещенной на территории РФ.
В ходе мониторинга сети Интернет установлена интернет-страница, размещенная на сайте http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html, на страницах которой в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения об оказании услуг по приобретению гражданами Российской Федерации на платной основе военного билета без фактического прохождения медицинской комиссии - 90 000 руб., получение военного билета с фактическим прохождением медицинской комиссии – 50 000 руб., внесение изменений в военном билете «проведенном по базе» - 60 000 руб., внесение изменений в военный билет «без проводки» - 40 000 руб.
Данная страница в информационно-коммуникационной сети Интернет открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанный интернет ресурс в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Согласно ст.10 указанного Закона граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства.
При этом военный билет выдается гражданам бесплатно в установленном законом порядке при прохождении военной службы, при зачислении в запас в случае достижения гражданином возраста 27 лет, не прошедшего военную службу по основаниям, перечисленным в ст.ст. 22 и 23 ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Приобретение военного билета за денежное вознаграждение действующим законодательством не предусмотрено.
В силу приложения № 1 к Форме № 1 Приложения № 1 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 №495, военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Судом установлено, что на странице сайта http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html размещена информация о способах покупки военного билета, уклонения от призыва. Указанный сайт содержит в себе информацию об оказании услуг по приобретению гражданами Российской Федерации военного билета на платной основе без фактического прохождения медицинской комиссии - 90 000 руб., получение военного билета с фактическим прохождением медицинской комиссии – 50 000 руб., внесение изменений в военном билете «проведенном по базе» - 60 000 руб., внесение изменений в военный билет «без проводки» - 40 000 руб.
Вместе с тем, размещение подобной информации и осуществление выдачи военных билетов за вознаграждение иным гражданам, не перечисленным в вышеназванных нормативных актах на платной основе, может свидетельствовать о посредничестве во взяточничестве, что в силу ст. 291.1 УК РФ является уголовно-наказуемым деянием. Выдача за денежные средства оригинала военного билета возможна при участии должностных лиц военных комиссариатов, т.е. вследствие злоупотребления служебными полномочиями, получения взятки, использования своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды, что является коррупцией.
Кроме того, в нарушение положений Федерального закона № 53-ФЗ, а также изданных в их развитие других нормативных правовых актов (постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 и Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.06.2014 № 495), реализация данной информации, помимо прочего, позволяет вопреки указанным положениям законов, получать военные билеты, способствует незаконному освобождению граждан от прохождения военной службы путем представления в учреждения и организации военных билетов, в которых будут содержаться заведомо ложные сведения о прохождении военной службы, что приводит к невыполнению конституционной обязанности по прохождению военной службы и защите Отечества, тем самым нарушая интересы государства.
Также информация на вышеуказанном интернет-сайте побуждает неопределенный круг лиц к совершению действии, за которые предусмотрена как административная ответственность в соответствии со ст. 19.23 КоАП РФ - подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, так и уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 291, 292, 324, 327 УК РФ - дача взятки; внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов.
Данная страница опубликована в сети Интернет и открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц.
С учетом того, что размещенная информация способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний, неисполнению гражданами Российской Федерации конституционной обязанности по прохождению военной службы и защите Отечества, тем самым нарушая интересы государства, в силу действующего законодательства указанная информация относится к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно общедоступным сведениям сайта сети Интернет, установить личность владельца сайта и место жительства (место нахождения) лица, осуществившего производство и распространение данных материалов, не представляется возможным.
На основании статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).
В Единый реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «интерне», содержащие информацию, распространение которой в российской федерации запрещено» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет».
Информация, размещенная на сайте http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html, является фактором, способствующим совершению уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений.
На момент проверки, а также в настоящее время указанный интернет-ресурс в Единый реестр не внесен, что подтверждается сведениями с интернет-сайта Роскомнадзора.
Суд полагает, что информация, размещенная на сайте http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html, является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Распространение вышеуказанной информации противоречит конституционной обязанности по прохождению военной службы и защите Отечества, целям и задачам действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.
Учитывая, что вышеуказанный интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования военного прокурора – войсковой части 77940 в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление военного прокурора – войсковая часть 77940 военной прокуратуры Северного флота, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию о продаже военных билетов, размещенную на сайте http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» по адресу http://garant-deal.com/pomogu-kupit-voenniy-bilet-poluchit-t71.html, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий-