Дело № 2а-684/2022
26RS0029-01-2022-000051-86
Решение
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.
при секретаре судебного заседания Сафарове М.Г.,
с участием:
представителя административного истца - ФИО1
представителя административного ответчика,
заинтересованного лица- - ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому ИП ФИО3 к администрации <адрес> о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Административный истец в административном исковом заявлении, а также его представитель в судебном заседании суду сообщили, что ФИО3, является арендатором земельных участков: 1. - земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:19567 площадью 1118 м2, адрес (местоположение), РФ, <адрес>. Разрешенное использование: под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов, который используется Истцом на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие Истцу на праве собственности: нежилое здание с КН 26:33:000000:19421, площадью 308 м2, готовность 43%, запись регистрации права собственности в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ; нежилое здание с КН 26:33:150204:249, площадью 366,9 м2, готовность 89%, запись регистрации права собственности в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ (собственность), нежилое здание с КН 26:33:150204:250, площадью 110,9 м2, готовность 15%, запись регистрации права собственности в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ (собственность);
2. - земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:19568 площадью 2176 м2, адрес (местоположение), РФ, <адрес>, Разрешенное использование: под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов, который используется Истцом на основании Договора аренды земельного участка № от 03.06.2021 г., запись регистрации ЕГРН № № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие Истцу на праве собственности: нежилое здание с КН 26:33:000000:19420, площадью 347,1 м2, готовность 31%, запись регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание с КН 26:33:000000:19418, площадью 341,9 м2, готовность 80%, запись регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ. В июне 2021 года, Истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о выдаче Градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568. Рассмотрев заявления, администрацией <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден ГПЗУ с кадастровым номером 26:33:000000:19567 и Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден ГПЗУ кадастровым номером 26:33:000000:19568. ДД.ММ.ГГГГ, оба градостроительных плана земельных участков, были получены ФИО3
При изучении градостроительных планов, г.е. ДД.ММ.ГГГГ, Истцу стало известно, что арендуемые земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 отнесены к территориальной зоне «Р-1» - Зона отдыха (парки, скверы), что не соответствует их виду разрешенного использования, при этом доподлинно известно, что изначально при формировании земельных участков, и их постановки на кадастровый учёт, оба земельных участка относились к территориальной зоне «ОД», что подтверждается градостроительными планами исходных земельных участков. При этом, для земельных участков территориальная зона «Р-1», была установлена в следствии принятия Решения Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», а именно, приложения № к указанному решению в котором содержится графическая часть карты градостроительного зонирования территории города-курорта Пятигорска.
Истец посчитал, что Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (с изменениями внесенными Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О несении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), в части включения земельных участков КН 26:33:000000:19567 и КН 26:33:000000:19568 в территориальную зону «Р-1», существенно нарушает законные права свободы, и обратился в <адрес>вой суд с административным исковым заявлением к Думе <адрес>, о признании недействующими, Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденных Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (с изменениями внесенными Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 6:33:000000:19568 в территориальную зону «Р-1» - Зона отдыха (парки, скверы).
При рассмотрении административного дела №За-881/2021 (УИД 26OS0000-04-2021- 00569-25) в <адрес>вом суде, Правила землепользования и застройки города- курорта Пятигорска были утверждены в новой редакции - Администрацией <адрес> было вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска».
В свою очередь, обжалуемые Правила землепользования и застройки в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, были отменены Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об отмене решения думы <адрес> «Об утверждении правил землепользования застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (Опубликовано в общественно-политической газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ№)), согласно текста которого: « Дума <адрес> решила: 1. Отменить: решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска; решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города- юрта Пятигорска»; 3. решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска»; решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска» ».
Таким образом, обжалуемый в <адрес>вом суде нормативно-правовой акт, был отменен до окончания рассмотрения административного дела по существу, в связи с чем, в соответствии с 4.1 ст. 46 КАС РФ, Административный истец заявил уточнение исковых требований, и к изначальным требованиям были добавлены следующее требование:
- Признать недействующими, Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Постановлением администрации города-курорта Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 в территориальную зону «Р-1» - Зона отдыха (парки, скверы), со дня издания Постановления администрации города-курорта Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска». Определением ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вого суда по административному делу а-881/2021, была отказано в уточнении исковых требований, в связи с тем, что выдвинутые истцом уточненные требования не подсудны <адрес>вому суду, а подсудны Пятигорскому городскому суду, т.к. Постановление администрации города-курорта Пятигорска 244 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», вынесено исполнительным органом муниципального образования, в свою очередь согласно п. 2 ч.1 ст. 20 КАС, <адрес>вому суду подсудны административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований
Также, определением от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вого суда по административному делу №За-881/2021, суд прекратил производство по административному делу, в связи с тем, что обжалуемый нормативно-правовой акт отменен.
Несмотря на то, что обжалуемый в <адрес>вом суде нормативно-правовой акт был отменен, а Правила землепользования и застройки <адрес> опубликованы в новой редакции, утвержденной администрацией <адрес>, нарушение гражданских прав административного истца не было устранено и продолжается в настоящее время.
Так, Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», опубликованные в газете «Пятигорская правда» отДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), и согласно текста самого Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Постановлено : 1. Утвердить Правша землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска без проведения публичных слушаний, в полном объеме соответствующие редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города - курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 28-28РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД от ДД.ММ.ГГГГ№РД), согласно приложению к настоящему постановлению ».
Из данного содержания постановления следует, что Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска»), должны воспроизводить содержание Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденные Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» с изменениями внесенными Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», соответственно положения правил нарушающие права Административного истца в полном объёме перешли из старой редакции ПЗЗ в новую. Истец считает, что Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденные Постановлением Администрации ода Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), в части включения земельных участков КН 26:33:000000:19567 и КН 33:000000:19568 в территориальную зону «Р-1», существенно нарушают законные права и свободы Административного истца как арендатора земельных участков и собственника объектов недвижимости на указанных земельных участках, поскольку препятствуют в использовании земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования и назначением зданий. В результате применения правил землепользования и застройки <адрес>, земельные участки не могут использоваться эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются та и законные интересы правообладателя земельных участков и объектов недвижимости, нарушает право Истца на реконструкцию находящихся на земельном участке объектов капитального строительства, по следующим основаниям: Нарушение Ответчиком порядка принятия ПЗЗ:
При утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденных Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» опубликованные в газете Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), администрация не учла следующее в соответствии с ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ: Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения, или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория, ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 307-Ф3, от 2017 N 135-Ф3, от ДД.ММ.ГГГГ N 455-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 505- ФЗ.
Согласно пунктам 3-4 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные РФ", в случае, предусмотренном частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона), правила землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в сроки, определенные законодательством субъекта РФ о градостроительной деятельности. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, утверждение правил землепользования и застройки местной администрацией осуществляется без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией.
Таким образом, законодатель наделяет местную администрацию правом утверждать ПЗЗ без проведения публичных слушаний, лишь в том случае, если новая редакция утверждаемых ПЗЗ полностью соответствует редакции ПЗЗ, ранее утвержденных представительным органом местного самоуправления.
ПЗЗ утвержденные постановлением администрации №, в принципе не могут соответствовать в полном объеме редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Го 35-47 РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД ), так указанные редакции были признаны частично не действующими, вступившими законную силу решениями судов:
Решения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вого суда по административному делу №а-10/2020 (УИД №OS0№-02);
Апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делу №а- 785/2021 (УИД №OS0№-02);
Решения от ДД.ММ.ГГГГ Пятигорского городского суда по делу № (УИД 50№-05).
Таким образом, ПЗЗ утверждаемые Постановление № без учёта указанных ранее судебных решений, не могут соответствовать редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД), а соответственно Администрация не имела полномочий по утверждению Правил.
Так же, ПЗЗ МО города-курорта Пятигорска не соответствуют Генеральному плану муниципального образования города-курорта Пятигорска, а именно противоречат ч. 1, 4 ст. 3, п. 1, 3 ч. 3 ст. 8, ч. 3,4, 6.1, ст.30,ч. 1 ст. 32, пунктам 1,2,4 ч. 1 ст. 34, Градостроительного кодекса Российской Федерации и подлежат отмене в части установления территориальной зоны «Р-1» для земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Таким образом, анализ приведенных норм права, позволяет сделать однозначный вывод о нарушении градостроительного законодательства Административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в части установления территориальной зоны «Р-1» для земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, а также Генеральному плану муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Так же, ПЗЗ МО города-курорта Пятигорска несоответствуют Градостроительному Кодексу РФ: нарушены требование пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, которым определено что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. С момента образования, постановки на кадастровый учёт, и по настоящее время оба земельных участка имеют вид разрешенного использования «под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов», и используются истцом для завершения строительства торговых павильонов находящихся в границах земельных участков, в ПЗЗ отсутствует перечень координат характерных точек этих границ территориальных зон, в системе координат, используемой для ведения иного государственного реестра недвижимости.
Просит признать недействующими, Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утверждённые Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска»,опубликованные в газете «Пятигорская правда « от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»),в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 в территориальную зону Р-1-Зона отдыха (парки,скверы), со дня принятия Постановления Администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Обязать Администрацию города-курорта Пятигорска: привести Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в соответствие с Генеральным планом муниципального образования города –курорта Пятигорска, утверждённым Решением Думы <адрес> СК от ДД.ММ.ГГГГ№ ГД «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска» в редакции Решения Думы <адрес> от 29.0.2018 года №РД «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска»), и в соответствие с фактическим использованием земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 и объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках, путём внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в части установления территориальной зоны «ОД» -предпринимательство, для земельных участков с указанными кадастровыми номерами в срок не превышающий 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Полномочный представитель ответчика-ФИО4, являясь так же представителем иных заинтересованных лиц, просила отказать в иске по доводам изложенным в возражениях на иск. Указывая, что в соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ) в случае, предусмотренном частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), правила землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в сроки, определенные законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№- кз «О внесении изменений в <адрес> «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории <адрес>» (далее - <адрес>№-кз) установлено, что правила землепользования и застройки подлежат утверждению администрациями городских округов <адрес> в течение шести месяцев, администрациями муниципальных округов <адрес> в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
В силу статьи <адрес>№-кз указанный закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. <адрес>№-кз опубликован в газете «Ставропольская правда» от ДД.ММ.ГГГГ№-кз. Таким образом, <адрес>№-кз вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 264-ФЗ в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, утверждение правил землепользования и застройки местной администрацией осуществляется без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией.
В целях реализации вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации администрацией <адрес> утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска (постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№). Указанное постановление опубликовано в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ№ (9740-9743).
В процессе рассмотрения административного дела в связи с тем, что в настоящее время перераспределены полномочия по утверждению правил землепользования и застройки между Думой <адрес> и администрацией <адрес>, решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об отмене решения Думы <адрес> «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» отменены:
решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска»;
решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»;
решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска»;
решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска».
Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД опубликовано в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ№ (9752-9756).
При этом территориальные зоны двух земельных участков, являющихся предметом спора по настоящему делу, были изменены еще решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска».
А в связи с тем, что были перераспределены полномочия по утверждению правил землепользования и застройки между представительным органом и исполнительно распорядительным органом, то указанные положения перешли и во вновь принятый акт.
Ранее в производстве Пятигорского городского суда находились два дела по исковым заявлениям ФИО3 к администрации <адрес>, муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации <адрес>»:
О признании несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы истца постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19568, расположенного по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на администрацию <адрес>, муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем направления в адрес ФИО3 в течение тридцати дней со дня принятия решения суда в двух экземплярах подписанного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19568, расположенного по адресу: <адрес>, однократно для завершения строительства без проведения торгов сроком на три года.
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-276/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ дело №а-5224/2020 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-276/2020 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-1148/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено, административные исковые требования ФИО3 удовлетворены.
О признании несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы истца постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19567, расположенного по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на администрацию <адрес>, муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем направления в адрес ФИО3 в течение тридцати дней со дня принятия решения суда в двух экземплярах подписанного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19567, расположенного по адресу: <адрес>, однократно для завершения строительства без проведения торгов сроком на три года.
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №a-329/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ дело №а-5223/2020 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №a-329/2020 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-1146/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено, административные исковые требования ФИО3 удовлетворены.
Таким образом, считают, что решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска» не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку на момент разработки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска, а также их утверждения после проведения публичных слушаний, земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> соответственно, находились в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска и не были предоставлены в аренду ФИО3
Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 заключены с ФИО3ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, срок предыдущих договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 был установлен на три года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, исковые требования ФИО3 о признании несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы истца постановлений об отказе в предоставлении на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> соответственно, и возложении обязанности на администрацию <адрес>, муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем направления в адрес ФИО3 в течение тридцати дней со дня принятия решения суда в двух экземплярах подписанные договоры аренды указанных земельных участков однократно для завершения строительства без проведения торгов сроком на три года, были удовлетворены только Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ни на момент разработки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска (в срок до ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент принятия решения о проведении публичных слушаний (ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент проведения публичных слушаний (август 2020 года), ни, тем более, ни на момент принятия решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска» указанные в исковом заявлении земельные участки находились в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска и не были обременены правами третьих лиц, в том числе ФИО3
Следовательно, считают, что административным истцом не доказан факт того, что его права, свободы и законные интересы нарушены принятием постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», в связи с чем требования пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ не выполнены.
Считаем, что оспариваемый нормативной правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определяет общие правила применения нормативных правовых актов до приведения их в соответствие с ГрК РФ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ряда статей).
Принятие и вступление в силу ГрК РФ предполагало необходимость приведения в соответствие с ним не только федеральных законов, но и указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти и иных подзаконных нормативных правовых актов, ранее регулирующих отношения, которые урегулированы вновь принятым ГрК РФ, то есть градостроительные отношения.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия (пункт 1); создания условий для планировки территорий муниципальных образований (пункт 2); обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 3); создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 4).
Частью 2 указанной нормы установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (пункт 1); карту градостроительного зонирования (пункт 2); градостроительные регламенты.
Кроме того, учитывая, что документы территориального планирования составляют основу для подготовки правил землепользования и застройки, ГрК РФ в пункте 2 части 1 статьи 34 прямо предписывает при определении территориальных зон учитывать функциональные зоны и параметры их планируемого развития, то есть определять зонирование внутри установленной функциональной зоны, то доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта ГрК РФ, предусматривающему при подготовке правил учет сложившейся планировки территории и существующего землепользования, являются необоснованными.
Считает что оспариваемые административным истцом Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска по составу и содержанию соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Кроме того, считают, что отсутствует предмет спора по указанному делу, поскольку истец обратился в администрацию по вопросу изменения территориальной зоны двух спорных земельных участков позже, чем было подано само исковое заявление об оспаривании Правил землепользования и застройки. Просила отказать в иске
Иные лица участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания не явились. С учётом мнения участвующих в судебном заседании представителе сторон, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, оценив имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
Заявляя данный административный иск, административный истец указывает, что Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), в части включения земельных участков КН 26:33:000000:19567 и КН 33:000000:19568 в территориальную зону «Р-1», существенно нарушают законные права и свободы Административного истца как арендатора земельных участков и собственника объектов недвижимости на указанных земельных участках, поскольку препятствует в использовании земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования и назначением зданий.
Административный ответчик, не соглашаясь с данным административным иском, указал что ни на момент разработки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска (в срок до ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент принятия решения о проведении публичных слушаний (ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент проведения публичных слушаний (август 2020 года), ни, на момент принятия решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города-курорта Пятигорска», указанные в исковом заявлении земельные участки находились в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска и не были обременены правами третьих лиц, в том числе ФИО3 Следовательно, считают, что административным истцом не доказан факт того, что его права, свободы и законные интересы нарушены принятием постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», в связи с чем, требования пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ не выполнены.
С доводами возражений относительно заявленных административных исковых требований, суд не может согласится, в силу следующего :
Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается представленными письменными доказательствами ФИО3, является арендатором земельных участков: 1. - земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:19567 площадью 1118 м2, адрес (местоположение), РФ, <адрес>. Разрешенное использование: под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов, который используется Истцом на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие Истцу на праве собственности: нежилое здание с КН 26:33:000000:19421, площадью 308 м2, готовность 43%, запись регистрации права собственности в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ; нежилое здание с КН 26:33:150204:249, площадью 366,9 м2, готовность 89%, запись регистрации права собственности в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ (собственность), нежилое здание с КН 26:33:150204:250, площадью 110,9 м2, готовность 15%, запись регистрации права собственности в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ (собственность);
2. - земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:19568 площадью 2176 м2, адрес (местоположение), РФ, <адрес>, Разрешенное использование: под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов, который используется Истцом на основании Договора аренды земельного участка № от 03.06.2021г., запись регистрации ЕГРН № № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие Истцу на праве собственности: нежилое здание с КН 26:33:000000:19420, площадью 347,1 м2, готовность 31%, запись регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание с КН 26:33:000000:19418, площадью 341,9 м2, готовность 80%, запись регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как сообщено суду и подтверждено письменными доказательствами, в июне 2021 года, Истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о выдаче Градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568. Рассмотрев заявления, администрацией <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден ГПЗУ с кадастровым номером 26:33:000000:19567 и Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден ГПЗУ кадастровым номером 26:33:000000:19568. ДД.ММ.ГГГГ, оба градостроительных плана земельных участков, были получены ФИО3
При изучении градостроительных планов, то есть ДД.ММ.ГГГГ, Истцу стало известно, что арендуемые земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 отнесены к территориальной зоне «Р-1» - Зона отдыха (парки, скверы), что не соответствует их виду разрешенного использования, при этом доподлинно известно, что изначально при формировании земельных участков, и их постановки на кадастровый учёт, оба земельных участка относились к территориальной зоне «ОД», что подтверждается градостроительными планами исходных земельных участков. При этом, для земельных участков территориальная зона «Р-1», была установлена в следствии принятия Решения Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», а именно, приложения № к указанному решению в котором содержится графическая часть карты градостроительного зонирования территории города-курорта Пятигорска. Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» опубликованные в газете «Пятигорская правда» отДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), и согласно текста самого Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Постановлено : 1. Утвердить Правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска без проведения публичных слушаний, в полном объеме соответствующие редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города - курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 28-28РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД от ДД.ММ.ГГГГ№РД), согласно приложению к настоящему постановлению.»
Из данного содержания постановления следует, что Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска»), должны воспроизводить содержание Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», с изменениями внесенными Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», соответственно, положения правил нарушающие права Административного истца в полном объёме перешли из старой редакции ПЗЗ в новую.
При этом доводы административного иска в полном объёме подтверждаются обстоятельствами установленными вступившими в законную силу судебными актами, которые в свою очередь опровергают доводы административного ответчика о том, что на момент принятия оспариваемого акта земельный участок не был обременён правами третьих лиц, а именно правами административного истца:
Ранее, в производстве Пятигорского городского суда находились два дела по исковым заявлениям ФИО3 к администрации <адрес>, муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации <адрес>»: О признании несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы истца постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19568, расположенного по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на администрацию <адрес>, муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем направления в адрес ФИО3 в течение тридцати дней со дня принятия решения суда в двух экземплярах подписанного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19568, расположенного по адресу: <адрес>, однократно для завершения строительства без проведения торгов сроком на три года.
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-276/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ дело №а-5224/2020 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-276/2020 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-1148/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено, административные исковые требования ФИО3 удовлетворены.
А так же, требования ФИО3 «О признании несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы истца постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19567, расположенного по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на администрацию <адрес>, муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем направления в адрес ФИО3 в течение тридцати дней со дня принятия решения суда в двух экземплярах подписанного договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19567, расположенного по адресу: <адрес>, однократно для завершения строительства без проведения торгов сроком на три года.
Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №a-329/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ дело №а-5223/2020 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №a-329/2020 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № ЗЗа-1146/2020 решение Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено, административные исковые требования ФИО3 удовлетворены.
Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденные Постановлением Администрации ода Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), в части включения земельных участков КН 26:33:000000:19567 и КН 33:000000:19568 в территориальную зону «Р-1», существенно нарушают законные права и свободы Административного истца как арендатора земельных участков и собственника объектов недвижимости на указанных земельных участках, поскольку препятствует в использовании земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования и назначением зданий.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 статьи 1 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Требование учета функциональных зон и параметров их планируемого развития при осуществлении градостроительного зонирования направлено в том числе на соблюдение принципа правовой определенности режима использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 19 Конституции Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
В текстовой части Генерального плана (в положении о территориальном планировании и материалах по обоснованию) описание функционального назначения зоны как зона отдыха не приводится.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В отсутствие соответствующего требованиям градостроительного законодательства закрепления функционального назначения территории не может быть признано отвечающим критерию формальной определенности и отнесение земельного участка административного истца к территориальной зоне «Р-1» : Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска», опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), противоречат ч. 1, 4 ст. 3, п. 1, 3 ч. 3 ст. 8, ч. 3,4, 6.1, ст.30,ч. 1 ст. 32, пунктам 1,2,4 ч. 1 ст. 34, Градостроительного кодекса Российской Федерации и подлежат отмене в части установления территориальной зоны «Р-1» для земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, по следующим основаниям:
Генеральным планом муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденным Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ ГД «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска» в редакции Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска» в соответствии с приложением №, земельные участки с кадастровыми номерами 26:33: 00000:19567 и 26:33:000000:19568 отнесены к зоне «предпринимательство» общественно-деловой функциональной зоне. Таким образом, ПЗЗ города-курорта Пятигорска в установления территориальной зоны «Р-1» для земельных участков с кадастровыми ми 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, противоречит пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК, которым определено что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Данная корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования, к которым в соответствии с 3 пункта 1 статьи 18 Г"рК РФ среди прочего относятся Генеральные планы городских округов, для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии пений и реализации таких решений.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5,6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи9,ч. 9и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, части 15 статьи 35 ГрК РФ, свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, анализ приведенных норм права, позволяет сделать однозначный вывод о нарушении градостроительного законодательства Административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в части установления территориальной зоны «Р-1» для земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568, противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, а также Генеральному плану шального образования города-курорта Пятигорска.
Так же, при утверждении ПЗЗ МО города-курорта Пятигорска в части установления территориальной зоны «Р-1» для земельных участков с кадастровыми номерами 100000:19567 и 26:33:000000:19568, было нарушено требование пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ, которым определено что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. С момента образования, постановки на кадастровый учёт, и по настоящее время оба земельных участка имеют вид разрешенного использования «под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов», и используются истцом для завершения строительства торговых павильонов находящихся в границах земельных участков.
Частью 6.1. ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Также, ряд требований к графическому и текстовому описанию местоположения и характерных точек координат, установлены Приказом Минэкономразвития России от 2018 N 650 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об установлении формы графического описания положения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории».
В Правилах землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска утвержденные Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» опубликованные в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), отсутствует перечень координат характерных точек этих границ территориальных зон, в системе координат, используемой для ведения иного государственного реестра недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, др. федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Частью 4 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено право физических и юридических лиц оспаривать решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Так же, ПЗЗ, утвержденные постановлением администрации №, в принципе не могут соответствовать в полном объеме редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Го 35-47 РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД ), так указанные редакции были признаны частично не действующими, вступившими законную силу решениями судов:
Решения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вого суда по административному делу №а-10/2020 (УИД №OS0№-02); Апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делу №а- 785/2021 (УИД №OS0№-02); Решения от ДД.ММ.ГГГГ Пятигорского городского суда по делу № (УИД 50№-05).
Так же, как следует из материалов дела, Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 заключены с ФИО3ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований судебных актов вступивших в законную силу.
После вступления в силу судебных актов и заключения с административным истцом указанных договоров аренды земельных участков ФИО3 обратилась в администрацию <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство реконструкцию торговых павильонов расположенных на указанных земельных участках, однако ей было отказано с указанием на тот факт, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утверждёнными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД, заявленные в иске земельные участки расположены в зоне Р-1 зона отдыха (парки, скверы). В соответствии с ПЗЗ в зоне Р1 не допускается размещение объектов торговли, а так же сообщено, что данные объекты попадают в охранную зону канализации и охранную зону водопровода, что так же подтверждает доводы иска о существенном нарушении прав и законных интересов истца ПЗЗ, утверждёнными Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска. При этом, в судебные заседания представлены схемы разбивочного плана, согласно которым, административным истцом в опровержение доводов административного ответчика согласована реконструкция объектов с соответствующими компетентными органами, что так же входит в противоречие с доводами отказов в продлении разрешений на строительство. Так же, доводы возражений административного ответчика входят в полное противоречие с договорами аренды на заявленные земельные участки, разработанными и подписанными административным ответчиком во исполнение вступивших в законную силу судебных актов- договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19568 по адресу <адрес> под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов, вид функционального использования Участка: под строительство объектов торговли, для размещения группы торговых павильонов, что так же в полном объёме подтверждает доводы административного иска и опровергает доводы возражений административного ответчика. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.3.1 арендатор имеет право использовать участок на условиях, установленных Договором. Аналогичные условия содержатся в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 26:33:000000:19567 по адресу <адрес>.
Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория, ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 307-Ф3, от 2017 N 135-Ф3, от ДД.ММ.ГГГГ N 455-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 505- ФЗ.
Согласно пунктам 3-4 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные РФ", в случае, предусмотренном частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона), правила землепользования и застройки муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в сроки, определенные законодательством субъекта РФ о градостроительной деятельности.
В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, утверждение правил землепользования и застройки местной администрацией осуществляется без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил землепользования и застройки в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки, действующей на дату утверждения правил землепользования и застройки местной администрацией.
Таким образом, законодатель наделяет местную администрацию правом утверждать ПЗЗ без проведения публичных слушаний, лишь в том случае если новая редакция утверждаемых ПЗЗ полностью соответствует редакции ПЗЗ, ранее утвержденных представительным органом местного самоуправления.
ПЗЗ утвержденные постановлением администрации №, в принципе не могут соответствовать в полном объеме редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Го 35-47 РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД ), так указанные редакции были признаны частично не действующими, вступившими в законную силу решениями судов: Решения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вого суда по административному делу №а-10/2020 (УИД №OS0№-02); Апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делу №а- 785/2021 (УИД №OS0№-02); Решения от ДД.ММ.ГГГГ Пятигорского городского суда по делу № (УИД 50№-05).
Таким образом, ПЗЗ утверждаемые Постановление № без учёта указанных ранее судебных решений, не могут соответствовать редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ РД «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска» (в редакции решений Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД, от ДД.ММ.ГГГГ№РД).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части подлежат признанию недействующими, поскольку создают неопределенность правового режима заявленных земельных участков, переданных административному истцу в аренду.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не отвечает критерию правовой определенности и допускает его неоднозначное толкование, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные административные исковые требования удовлетворить.
Признать недействующими, Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утверждённые Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города- курорта Пятигорска», опубликованные в газете «Пятигорская правда « от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска»), в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 в территориальную зону Р-1-Зона отдыха (парки,скверы), со дня принятия Постановления Администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Обязать Администрацию города-курорта Пятигорска: привести Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в соответствие с Генеральным планом муниципального образования города –курорта Пятигорска, утверждённым Решением Думы <адрес> СК от ДД.ММ.ГГГГ№ ГД «Об утверждении Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска» в редакции Решения Думы <адрес> от 29.0.2018 года №РД «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска»), и в соответствие с фактическим использованием земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:000000:19567 и 26:33:000000:19568 и объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках, путём внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в части установления территориальной зоны «ОД» -предпринимательство, для земельных участков с указанными кадастровыми номерами в срок не превышающий 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Н.В. Степаненко