ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-684/2023 от 16.05.2023 Пензенского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0028-01-2023-000888-45

Дело № 2а-684/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кондоль 16 мая 2023 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,

при секретаре Багреевой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пензенского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации выраженного в непринятии мер по осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны путем создания и организации деятельности учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района и возложении обязанности обеспечить создание и организацию функционирования учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района с учетом количества и реальной потребности населения района,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Пензенского района в марте 2023 года проведена проверка исполнения администрацией Пензенского района требований законодательства о гражданской обороне. Установлено, что в силу пункта 23 статьи 4 Устава Пензенского района к вопросам местного значения Пензенского района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне, защите населения и территории Пензенского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением администрации Пензенского района от 21.03.2016 № 126 утвержден Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны Пензенского района, согласно пункту 15.1 которого администрация Пензенского района в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет создание и оснащение учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организацию их деятельности.

Вместе с тем указанные обязанности в области гражданской обороны администрацией Пензенского района надлежащим образом не исполнены.

Администрацией Пензенского района не обеспечено создание и надлежащее функционирование учебно-консультационных пунктов, учения и тренировки по гражданской обороне не проводятся.

В целях устранения выявленных нарушений главе администрации Пензенского района 16.02.2023 было внесено представление об устранении нарушений закона, согласно ответу на которое от 20.03.2023 будет обеспечено функционирование учебно-консультационных пунктов, однако соответствующие меры органом местного самоуправления не приняты.

Просил признать незаконным бездействия администрации Пензенского района Пензенской области выраженного в непринятии мер по осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны путем создания и организации деятельности учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района и обязать администрацию Пензенского района Пензенской области обеспечить создание и организацию функционирования учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района с учетом количества и реальной потребности населения района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца –прокурор Пензенского района Шугуров А.А. требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Пензенского района Пензенской области по доверенности Федоров А.Ю. с заявленными требованиями согласился.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктами 8, 23, 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

В силу пунктов 6.1 и 7 части 1 статьи 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно статьям 1-2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Подготовка населения в области гражданской обороны – система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является подготовка населения в области гражданской обороны.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне (часть 2 статьи 8 Закона № 28-ФЗ).

В соответствии с пунктами 3, 5, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 7 и 11 статьи 2 указанного закона определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на приоритете мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ).

В силу пунктов «а», «г» и «д» части 2 статьи 11, части 1 статьи Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера территории муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно пунктам 2-3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (организации).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.

В силу пункта 23 статьи 4 Устава Пензенского района к вопросам местного значения Пензенского района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне, защите населения и территории Пензенского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением администрации Пензенского района от 21.03.2016 №126 утвержден Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны Пензенского района, согласно пункту 15.1 которого администрация Пензенского района в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет создание и оснащение учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организацию их деятельности.

В судебном заседании установлено, что администрацией Пензенского района не обеспечено создание и надлежащее функционирование учебно-консультационных пунктов, учения и тренировки по гражданской обороне не проводятся.

В материалах дела имеется представление прокурора Пензенского района Пензенской области от 16.02.2023г. в отношении администрации Пензенского района Пензенской области в котором прокурор требует устранить нарушение закона, выразившееся в не обеспечении надлежащего функционирования учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района и не осуществлении пропаганды знаний в области гражданской обороны (л.д.9-13).

Согласно ответу заместителя главы администрации Пензенского района от 20.03.2023г., администрацией Пензенского района будет обеспечено функционирование учебно-консультационных пунктов, где будет осуществляться пропаганда знаний в области гражданской обороны.

Вместе с тем, документов свидетельствующих о принятии мер по обеспечению надлежащего функционирования учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района и осуществлению пропаганды знаний в области гражданской обороны представителем административного ответчика не предоставлено.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени представление не исполнено, адекватных мер по обеспечению надлежащего функционирования учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района и осуществлению пропаганды знаний в области гражданской обороны не принято.

Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имущественного ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По этим основаниям суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пензенского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации выраженного в непринятии мер по осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны путем создания и организации деятельности учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района и возложении обязанности обеспечить создание и организацию функционирования учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района с учетом количества и реальной потребности населения района, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пензенского района Пензенской области выраженное в непринятии мер по осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны путем создания и организации деятельности учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района.

Обязать администрацию Пензенского района Пензенской области обеспечить создание и функционирование учебно-консультационных пунктов на территории Пензенского района с учетом количества и реальной потребности населения района в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца.

Председательствующий