ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6859/17 от 30.11.2017 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-6859/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2017 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

в составе: председательствующего судьи Перченко Н.Л.,

при секретаре Персидской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Углегорского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на особо охраняемой природной территории – памятнике природы «Лесогорские термальные источники», возложении обязанности на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на особо охраняемой природной территории – памятнике природы «Лесогорские термальные источники» (точки координат <данные изъяты>) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

Углегорский городской прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привел следующие обстоятельства.

Во исполнение задания прокуратуры Сахалинской области 05.08.2017 года Углегорской городской прокуратурой с участием представителей Углегорского лесничества, ОМВД по Углегорскому району проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее по тексту – ООПТ). В ходе осмотра ООПТ «Лесогорские термальные источники» установлено наличие 4 деревянных строений, используемых отдыхающими в качестве летних домиков, на одном из строений размещена вывеска с надписью «Особо охраняемая природная территория» с перечислением запретов территории ООПТ, обозначена административная ответственность за нарушение режима охраны ООПТ, однако, в нарушение требований закона территория рядом с деревянными строениями захламлена бытовым мусором, на месте с координатами № <данные изъяты> имеется металлическая емкость, заполненная бытовым мусором, территория рядом с помещением для принятия термальных ванн также захламлена бытовым мусором. Ранее – 20.06.2017 года и 27.07.2017 года сотрудниками филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» Углегорского лесничества в ООПТ осуществлено 2 рейдовых мероприятия, в ходе которых должностными лицами лесничества указанные свалки бытового мусора не зафиксированы, меры по вывозу мусора не приняты, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении контрольно-надзорных функций и о бездействии. Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории ООПТ «Лесогорские термальные источники», является публичной обязанностью Министерства, невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны ответчика. Углегорский городской прокурор просит суд признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на особо охраняемой природной территории – памятник природы «Лесогорские термальные источники», обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на особо охраняемой природной территории – памятник природы «Лесогорские термальные источники» (точки координат <данные изъяты>) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 31 октября 2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена администрация городского округа «Углегорский».

В судебном заседании прокурор Сахалинской области Рябов Н.А. административный иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, полагал возможным увеличить административному ответчику срок для исполнения указанной в административном иске обязанности до 3-х месяцев.

Представитель Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Смирнова А.Л., действующая от имени государственного органа на основании доверенности, пояснила, что в целом, с административным иском прокурора административный ответчик согласен, но полагала, что предложенный прокурором срок для устранения выявленных нарушений является явно недостаточным, просила увеличить данный срок до 9 месяцев.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежаще.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, с учетом мнения прокурора, представителя административного ответчика, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав доводы стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Согласно статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Частью 1 статьи 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 51 этого же Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 58 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу части 4 статьи 2 данного Федерального закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Из содержания статьи 83 Лесного кодекса РФ следует, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе, организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Согласно пункту 1.3 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 года № 72 «Об утверждении Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области» Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, в области лесных отношений.

Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. Министерство исполняет отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесную охрану) (пункт 1.4 Положения).

Одними из задач Министерства, являются, в том числе: осуществление федерального государственного надзора в установленных сферах деятельности и государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения; организация и осуществление управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения (пункты 2.3 и 2.6 Положения).

Министерство как орган исполнительной власти Сахалинской области несет ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Сахалинской области, законов Сахалинской области и иных нормативных правовых актов Сахалинской области, а также обеспечивает соответствие принимаемых им правовых актов действующему законодательству Российской Федерации и Сахалинской области (пункт 6.1 Положения).

Из материалов дела следует, что по заданию прокуратуры Сахалинской области, 01.08.2017 года заместителем Углегорского городского прокурора вынесено решение № 81 о проведении проверки ГКУ «Сахалинские лесничества».

Согласно акту проверки от 05.08.2017 года, составленного должностным лицом Углегорской городской прокуратуры в присутствии лесничего филиала ГКУ «Сахалинские лесничества» Углегорское лесничество Бендь Л.Ф., старшего участкового уполномоченного ОМВД России по Углегорскому району Атаманова И.Н., проведена проверка исполнения требований законодательства по охране особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Лесогорские термальные источники», в ходе которой установлено, что граница охранной зоны ООПТ не обозначена, отсутствуют какие-либо вывески о начале охранной зоны ООПТ; номер телефона единой диспетчерской службы «55-64-75», указанный на аншлаге противопожарной тематики, не функционирует.

В ходе осмотра территории ООПТ установлено наличие 4 деревянных строений, используемых отдыхающими в качестве летних домиков, на одном из строений размещена вывеска с надписью «Особо охраняемая природная территория» с перечислением запретов на территории ООПТ, обозначена административная ответственность за нарушение режима охраны ООПТ, с номером телефона «8 42-42-510-302», который, как установлено проверкой, не функционирует.

На момент проверки на указанной территории осуществлялась стоянка 4 автомобилей, а также размещены 4 палатки, кроме того, установлены 2 факта разведения открытого огня, также установлены факты разведения на территории ООПТ ранее костров, о чем свидетельствует наличие кострищ по всей территории ближайшей к деревянным строениям и термальной воде.

Территория рядом с деревянными строениями захламлена бытовым мусором, на месте с координатами <данные изъяты> имеется металлическая емкость заполненная бытовым мусором, территория рядом с помещением для принятия термальных ванн также захламлена бытовым мусором.

Кроме того, в ходе данной проверки установлено наличие брошенного корпуса легкового автомобиля в русле р. Каменка около с. Тельновское в месте с координатами <данные изъяты>.

Постановлением администрации Сахалинской области от 14.05.2008 года № 124-па «Об утверждении границ и режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2006 году» утверждены границы и режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения и их охранных зон, прошедших инвентаризацию в 2006 году, в том числе, памятника природы «Лесогорские термальные источники», расположенного в Углегорском районе в 35-36 км к юго-востоку от г. Лесогорск, по правому берегу р. Тавда в районе ручья Лечебный (бассейн р. Лесогорка). Памятник природы расположен на землях лесного фонда Углегорского лесничества в квартале 207 Лесогорского участкового лесничества (Лесогорская часть), площадью 463 га. Охранная зона памятника природы включает территорию кварталов 193, 205, 206, 208 Лесогорского участкового лесничества Углегорского лесничества. Площадь охранной зоны - 2158 га.

На территории памятника природы и его охранной зоны, в том числе, запрещается складирование отходов, загрязнение и захламление территории (пункт 1.10 Постановления администрации Сахалинской области от 14.05.2008 года № 124-па).

В материалы дела прокурором Сахалинской области представлен Паспорт памятника природы регионального значения «Лесогорские термальные источники». Из содержания данного документа следует, что территория памятника природы состоит из земель лесного фонда; режим особой охраны территории памятника природы запрещает совершение определённых действий, в том числе, складирование отходов, загрязнение и захламление территории.

В силу частей 1 и 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе, мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, административный ответчик, являясь органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за обеспечение надлежащего состояния памятника природы, не исполнил свою обязанность по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения.

При указанных обстоятельствах суд признает требования Углегорского городского прокурора обоснованными и выносит решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Предложенный прокурором Сахалинской области срок для выполнения административным ответчиком указанной в административном иске обязанности, с учетом количества и объема подлежащих выполнению работ, времени года, суд находит достаточным. В случае возникновения обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок, Министерство вправе в порядке статьи 358 Кодекса административного судопроизводства РФ обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения судебного акта, обосновав такую необходимость.

Согласно статье 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ отнесено к кругу лиц, освобождённых от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд,

р е ш и л:

административное исковое заявление Углегорского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по непринятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на особо охраняемой природной территории – памятнике природы «Лесогорские термальные источники» (точки координат <данные изъяты>).

Возложить обязанность на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области принять меры по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, несанкционированно размещенных на особо охраняемой природной территории – памятнике природы «Лесогорские термальные источники» (точки координат <данные изъяты>) в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Н.Л. Перченко