Дело № 2а-687/2016
Поступило в суд 17.11.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2016 года г. Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Решетниковой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Чулымского района Шеманской Е.А.
при секретаре Скультецкой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФИО6<адрес>, ФИО48 выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, возложении обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия ФИО6<адрес>, ФИО48 выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, возложении обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, указав, что прокуратурой Чулымского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части организации теплоснабжения населения, теплоснабжающими организациями - законодательства о теплоснабжении.
В соответствии с п. 4, п. 8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п.1, 4 ч.1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органа местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно пп. 4 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Абзацем 4 п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона : твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В силу требований подпункта «а» п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 в летний период в котельные должен быть осуществлен завоз топлива : твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
В силу ст. 25 ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Согласно п.п. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме ( домовладении) является следующее – предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно ( коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Проверкой установлено, что ФИО48 эксплуатирует котельную, находящуюся в муниципальной собственности, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно информации главы ФИО6<адрес> по состоянию на 31.10.2016 года, количество угля, завезенного на котельную <адрес> с начала отопительного сезона – 22,4 тонн, а потребность на весь отопительный сезон составляет 420, 5 тонн твердого топлива, при этом на начало отопительного сезона на котельную <адрес> должно быть завезено не менее 294, 35 тонн твердого топлива.
Вопреки требованиям абз. 4 п. 2.6.10, «а» п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, МУП «Коммунальщик» не завезено на вышеуказанную котельную твердое топливо в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 гг.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Большеникольского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
В нарушение требований п. 4, п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1, 4 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, администрация Большеникольского сельсовета не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Отсутствие твердого топлива в количестве 70% от потребности к отопительному периоду 2016-2017 годов может повлечь за собой срыв стабильной работы котельной в период отопительного сезона, возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселения - ФИО6<адрес>.
Отсутствие запасов топлива на котельной в необходимом количестве может повлечь угрозу нарушения права на бесперебойное отопление потребителей, которые пользуются коммунальной услугой в настоящее время, а также потребителей - граждан, которые будут пользоваться этой услугой в будущем периоде отопительного сезона. Круг таких потребителей не определен.
Просит признать незаконным бездействие ФИО6<адрес>, ФИО48 выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, не обеспечении по состоянию на 31.10.2016 года котельной, расположенной по адресу: <адрес> твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 годов.
Обязать ФИО6<адрес>, ФИО48 организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения твердым топливом - углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 годов котельной, расположенной по адресу: <адрес> – 294, 35 тонн.
В судебном заседании помощник прокурора Чулымского района Шеманская Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что ФИО48 эксплуатирует котельную, находящуюся в муниципальной собственности, расположенную по адресу: <адрес>. По состоянию на 31.10.2016 года, количество угля, завезенного на котельную с начала отопительного сезона составило 22,4 тонн, а потребность на весь отопительный сезон составляет 420,5 тонн твердого топлива, таким образом, на начало отопительного сезона на котельную <адрес> должно быть завезено не менее 294, 35 тонн твердого топлива.
Передача котельной и тепловых сетей ФИО48 не освобождает администрацию Большеникольского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
ФИО6<адрес> не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Просит признать незаконным бездействие ФИО6<адрес>, ФИО48 выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, не обеспечении по состоянию на 31.10.2016 года котельной, расположенной по адресу: <адрес> твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 годов. Обязать ФИО6<адрес>, ФИО48 в срок до 01 февраля 2017 года организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 годов котельной, расположенной по адресу: <адрес>. 14 <адрес> - 294, 35 тонн.
Представитель административного ответчика - ФИО6<адрес>ФИО3 с заявленными требованиями согласен, пояснил, что услуги по теплоснабжению в <адрес> предоставляет ФИО48 которому администрация сельсовета передала котельную и теплосети, расположенные в <адрес> и предназначенные для обеспечения населения поселения тепловой энергиейФИО48 заключило с ООО «Новосибирская топливная корпорация» договор на поставку твердого топлива, уголь поступает согласно спецификации, нарушений графика не допускается. Уголь в необходимом количестве в котельной всегда имеется в наличии. На складе Чулымского райтопа, откуда уголь везут в котельную, он всегда имеется в достаточном количестве, необходимом для бесперебойной работы котельной. Вместимость площадки для хранения угля в котельной <адрес> ниже, чем 70% потребности отопительного сезона, при этом количество потребляемого угля в сутки в котельной составляет 1, 5 - 2 тонны. Вместимость площадки для хранения угля на котельной – 180 тонн, позволяет хранить объем угля, достаточный для бесперебойного теплоснабжения потребителей <адрес>. Большее количество угля хранить негде.
Представитель административного ответчика – ФИО48ФИО4 с иском согласен, пояснил, что на 31.10.2016 г. с начала отопительного сезона завезено в котельную <адрес> 22, 4 тонны угля, на 28 ноября 2016 года завезено 101, 8 тонн, 28 ноября 2016 года завезено еще 30 тонн угля,, в декабре 2016 г., январе 2017 года также будет поставка угля в котельную. ФИО48 заключило с ООО «Новосибирская топливная корпорация» договор на поставку твердого топлива, уголь поступает согласно графика, чрезвычайных ситуаций никогда не возникает. Уголь в котельную подвозится в достаточном количестве, на складе Чулымского райтопа, откуда уголь везут в котельную, он всегда имеется в достаточном количестве, заключены договоры с транспортными компаниями, которые договоры выполняют. Своевременность доставки угля в котельную, его количество в котельной, ими контролируется. Обеспечить котельную углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг. возможно в срок до 10 февраля 2017 года.
Выслушав помощника прокурора Шеманскую Е.А., представителя администрации Большеникольского сельсовета, представителя МУП «Коммунальщик», исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 и п. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные вопросы местного значения ФИО6<адрес> закреплены в ст.5 ч.1 п.п.4, 9 Устава ФИО6<адрес> (л.д. 40- 57).
Согласно ст.6 ч.1 п. п.1, 4 «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно п.13 п.п.4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организацией наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
В соответствии с п.2.6.10 абз. 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием…. обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В соответствии с п.2.6.13 п.п. «а» указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - … осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является: предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно Уставу ФИО48 предприятие осуществляет в установленном законодательстве РФ порядке деятельность по теплоснабжению (п.2.2) (л.д. 32- 36).
Как следует из договора № 1 безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 03 августа 2016 года и акта приема-передачи, ФИО6 передала ФИО48 котельную, расположенную в <адрес> во временное безвозмездное пользование, для обеспечения населения Большеникольского сельсовета <адрес> услугами тепло – и водоснабжения (л.д. 14-18,19).
Из сообщения главы ФИО6<адрес> от 31 октября 2016 года следует, что общая потребность котельной в угле на отопительный сезон 2016-2017 годы составляет 420,5 тонн, по состоянию на 31 октября 2016 года завезено на котельную с начала отопительного сезона 22, 4 тонны угля. В котельной находится 18 тонн угля. Вместимость площадки для хранения угля 25 тонн (л.д. 9 -10).
ФИО48 заключило с ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» договор поставки № NТК-У1-29/9-01-2016 от 10 сентября 2016 года, по условиям которого последний поставляет, а первый принимает и оплачивает уголь (п.1.1). Объем и сроки поставки угля указываются в спецификациях ( п. 1.2). Вывоз угля ФИО48 осуществляется со склада поставщика по адресу: <адрес> ЗАО «Чулымский райтоп» ответственным представителем покупателя самостоятельно (п.3.5) (л.д. 22- 26). В соответствии с приложением № 1 к указанному договору, уголь поступает согласно спецификации к договору поставки угля в количестве: сентябрь 2016 года – 200 тонн, октябрь – 500 тонн, ноябрь 2016 года – 860 тонн, декабрь 2016 - 1020 тонн… (л.д. 27).
Таким образом, на основании приведенных письменных материалов дела, объяснений ответчиков, судом установлено, что ответчиками не приняты необходимые меры по обеспечению котельной <адрес> твердым топливом к началу отопительного сезона не ниже 70 % потребности отопительного сезона, не обеспечен необходимый объем твердого топлива и в настоящее время. Приведенные данные об обеспеченности твердым топливом котельной <адрес>, находящейся в пользовании МУП «Коммунальщик», представителями ответчиков не оспариваются.
В нарушение требований абз.4 п.2.6.10, п.2.6.13 п.п «а» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, п.3 пп. «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, МУП «Коммунальщик» не завезено твердое топливо в котельную в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона 2016-2017 гг. – 294, 35 тонн.
Передача котельной и тепловых сетей ФИО48 не освобождает ФИО6 от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
В нарушение требований ст.14 ч.1 п.п.8, 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 ч.1 п.п. 1, 4 ФЗ «О теплоснабжении», ст.25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, ФИО6 не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Доводы ответчика о том, что отсутствуют условия для хранения необходимого объема топлива, не освобождают его от обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей.
Не принятие ФИО6 и ФИО48 мер по обеспечению необходимого запаса твердого топлива для котельной в <адрес> до начала отопительного сезона - 25 сентября 2016 года создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга граждан - потребителей, которые пользуются коммунальной услугой теплоснабжения в настоящее время, а также граждан - потребителей, которые будут пользоваться этой услугой в будущем периоде отопительного сезона.
В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, по обеспечению котельной твердым топливом и возложении на ответчиков обязанности по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения котельной <адрес>, расположенной по <адрес>, твердым топливом - углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона 2016-2017 гг. - 294, 35 тонн, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, обязательными для исполнения органами местного самоуправления (основные положения), установлено, что котельные должны быть обеспечены твердым топливом до начала отопительного сезона не ниже 70% потребности отопительного сезона.
При рассмотрении дела судом установлено, что определенный запас топлива в котельной имеется, ответчиком ФИО48 принимаются меры к вывозу угля, заключен договор поставки угля, данных о его неисполнении суду не представлено.
Учитывая поставку угля согласно заключенному договору и в соответствии с согласованным графиком поставки угля, необходимость корректировки указанного графика с поставщиком в целях обеспечения поставки 70 % потребности отопительного периода в топливе, суд полагает установить ответчикам срок для исполнения решения суда до 01 февраля 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ФИО6<адрес> и ФИО48 выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, в не обеспечении по состоянию на 31.10.2016 г. котельной, расположенной по адресу: <адрес>, твердым топливом – углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг.
Обязать ФИО6<адрес> и ФИО48 в срок до 01 февраля 2017 года организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения котельной, расположенной по адресу: <адрес>, твердым топливом - углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг. – 294, 35 тонн.
Взыскать с ФИО48 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Чулымского районного суда М.В.Решетникова