Дело №2а-6887/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 07 сентября 2020 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Готовцевой А.С.
с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2
представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4
представителя заинтересованного лица АО «Аэропорт Якутск»- ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия), ПАО «Якутскэнерго» о признании решения, действия незаконными, возложении обязанности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» (далее по тексту ООО СК «Главэнергострой») обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что при установлении индивидуального тарифа между ООО СК «Главэнергострой» и ПАО «Якутскэнерго» на 2020 г. необоснованно не включены экономически обоснованные расходы истца. Просил признать незаконными действия Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), допущенные им при установлении индивидуального тарифа между ООО СК «Главэнергострой» и ПАО «Якутскэнерго» на 2020год, обязать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) устранить нарушения, установив индивидуальный тариф между ООО СК «Главэнергострой» и ПАО «Якутскэнерго» на 2020г. методом экономически обоснованных расходов, в соответствие поданному в установленном действующим законодательством РФ порядке предложению цен (тарифов) на 2020 год и Заявлению № от ____.2019.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020г. ПАО «Якутскэнерго» привлечено в качестве административного соответчика.
В суд представитель административного ответчика ПАО «Якутскэнерго» не явился, извещен, заявлений и ходатайств не поступило, направил отзыв на административный иск. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил исковые требования, просил признать административного ответчика нарушившим положения пунктов 23,24,25,28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, п. 15,16 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 №98-э, пункта 6 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФАС России от 19 июня 2018г. №834/18; признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пп.4 Приложения №2 к Постановлению № от ____.2019 «Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; обязать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) произвести корректировку необходимой валовой выручки для целей установления долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, приняв значение показателей на 2020г. в размере ___ млн. руб., в том числе себестоимость ___ млн. руб., прибыль ___ млн. руб., согласно заявлению № от ____.2019.
В судебном заседании представители административного истца исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске и в дополнениях к нему.
Представители административного ответчика с иском не согласились по доводам, изложенным в отзыве, в дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица с административным иском согласилась. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) розничном рынках подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности (статья 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» ).
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее по тексту Основы ценообразования) на регулирующий орган возложена обязанность по принятию решения об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.
Долгосрочные параметры регулирования" - параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Принципы и методы регулирования тарифов в электроэнергетике определены Основами ценообразования, согласно которым субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен данные раздельного учета активов продукции, доходов и расходов по указанным в пункте 6 видам деятельности (в том числе по передаче электроэнергии по электрическим сетям).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчета экономически необоснованных расходов.
Исходя из пункта 12 Основ ценообразования регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется, в том числе методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализованные расходы, и расходы, относимые на прибыль после налогообложения (пункты 16 - 17 Основ ценообразования).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, включающих помимо прочего, базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
При этом согласно пункту 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, базовый уровень подконтрольных расходов является одним из долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пункту 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
ООО СК "Главэнергострой" обратилось в Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, просило установить индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Якутскэнерго» и ООО СК «Главэнергострой» на 2020 год.
На основании результатов рассмотрения материалов, представленных ООО СК "Главэнергострой", обществу утверждена необходимая валовая выручка на 2020 год – ___ тыс. руб., 2021 год -___ тыс. руб., 2022 год – ___ тыс. руб.
Органом регулирования в порядке пункта 22 Правил регулирования тарифов проведена экспертиза поступившего предложения, результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении, в котором некоторые планируемые обществом затраты, в том числе некоторые расходы исключены как экономически необоснованные.
Согласно п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее по тексту Основы ценообразования), при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
Согласно п. 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Пункт 5 Основ ценообразования в электроэнергетике устанавливает, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.
Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что для обозначения экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, установлен термин "необходимая валовая выручка".
Согласно п. 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя:
1) расходы на топливо;
2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности);
3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442;
4) расходы на сырье и материалы;
5) расходы на ремонт основных средств;
6) расходы на оплату труда и страховые взносы;
7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
2) другие расходы из прибыли после уплаты налогов;
3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Необходимая валовая выручка в отношении ООО СК «Главэнергострой» рассчитана в соответствии с установленными Федеральным законом «Об электроэнергетики» принципами государственного регулирования в электроэнергетике, Методическими указаниями, Правилами регулирования, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, представленными документами и является экономически обоснованной.
Таким образом, с учетом положений статьи 20 Федерального закона «Об электроэнергетике», закрепляющих принципы достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также положений пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, правомерно исключил из состава затрат заявленные Обществом необоснованные расходы.
Несогласие административного истца с тем, что не все его расходы включены в необходимую валовую выручку, не свидетельствует о нарушении административным ответчиком порядка регулирования тарифов.
Согласно пунктам 8, 9 Методических указаний N 98-э на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Кроме того, тарифы на электрическую энергию не могут превышать предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Республике Саха (Якутия) на 2020 год, установленных Фас России.
Доводы представителей административного истца о том, что экспертное заключение не отвечаем требованиям, установленным Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цент (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, несостоятельны.
Согласно п. 23 Правил государственного регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Из обстоятельств дела следует, что экспертное заключение Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) по результатам проведения экспертизы материалов, по установлению затрат на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям ООО СК «Главэнергострой» на 2020-2022 годы содержит необходимые анализы и оценки, предусмотренные п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цент (тарифов) в электроэнергетике.
Доводы представителя административного истца о нарушении административным ответчиком п. 24 Правил государственного регулирования при установлении тарифов на 2020г., несостоятельны. В данном случае, административный ответчик принял решение об установлении необходимой валовой выручки на основании представленных юридическим лицом материалов. В соответствии с Основами ценообразования юридическое лицо обязано предоставить все необходимые документы для установления тарифов (договоры, расчеты, баланс и т.д.).
Административный истец был уведомлен о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа, представитель присутствовал на заседании. Данное обстоятельство представителем административного истца не оспаривается.
Факт несвоевременного ознакомления с экспертным заявлением, протоколом заседания правления не свидетельствует о том, что расчет необходимой валовой выручки произведен неправильно.
В соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.
Между тем, такая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов. Оспариваемые действия, связаны с установлением тарифов на 2019г., действие которых окончено.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего иска указанные действия не нарушают прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия), ПАО «Якутскэнерго» о признании решения, действия незаконными, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова